Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Импортозамещение специального назначенияImport substitution of special purpose

О проблемах импортозамещения в сфере профессиональной мобильной радиосвязи и возможности внедрения единого стандарта построения сетей ведомственной радиосвязи для федеральных и региональных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, а также протоколов взаимодействия между ними (подпункт "е" пункта 1 перечня поручений Президента РФ от 27 февраля 2016 года № Пр-369с) в интервью журналу "Технологии и средства связи" рассказала Светлана Апполонова, председатель Совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП).

On the problems of import substitution in the field of professional mobile radio and the concept of a single national network of departmental communication in an interview with "Communication Technologies & Equipment" Magazine told Svetlana Appolonova, council Chairman of Russian association of manufacturers of electronics and electronical devices.

Светлана Апполонова
Председатель Совета Ассоциации производителей
электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП)
Svetlana Appolonova
Council Chairman of Russian association of manufacturers
of electronics and electronical devices

– Насколько актуальна тема импортозамещения для рынка Critical Communications?
– Очевидно, что для сетей силовых, ведомственных структур и госорганов безопасность – это важнейший приоритет. Использование зарубежного оборудования, обладающего незадекларированными возможностями, безусловно, повышает риски блокировки сетей, взломов, несанкционированного доступа к передаваемой по сетям информации и ее утечек. Решением может являться внедрение национального стандарта и переход на отечественное оборудование и отечественное ПО. Именно поэтому президент поставил такую задачу в своем перечне поручений № Пр-369с. Сейчас работа в рамках данного поручения идет на межведомственном уровне (Минпромторг, Минкомсвязи с участием ФСБ, ФСО, МЧС, МВД, Минздрава в лице медицины катастроф, разработчиков и производителей оборудования). Важно отметить, что ведомственные сети связи – это как раз тот сегмент, в котором государство может и должно поддерживать российских производителей оборудования, не нарушая при этом правил участия России в ВТО. Условия участия нашей страны в данной организации очень жесткие. В частности, наше государство может оказывать поддержку отечественным производителям только в рамках заказов со стороны госсектора и косвенно компаний с госучастием.

– Какие сегодня существуют проблемы на пути разработки, производства и сертификации отечественной продукции ПМР?
– Основные препятствия лежат не в технической, а в организационно-политической плоскости. Для того чтобы продукция российских производителей была востребована на рынке, необходимо иметь информацию о требованиях потребителей. Более того, если мы хотим не заниматься вечным копированием, нужно, кроме четких тактико-технических требований к оборудованию, иметь концепцию технического развития сетей ведомственной радиосвязи. Сейчас внутри одного ведомства в разных регионах может приобретаться оборудование разных стандартов и производителей. На российском рынке уже представлены хорошие решения в области радиостанций и широкополосного радиодоступа, и мощностей для их производства в интересах госструктур в стране более чем достаточно. Поэтому сейчас главная проблема заключается не в невозможности производить отечественное оборудование, а в отсутствии государственной долгосрочной технической политики. Да, у нас есть проблема с дефицитом российской компонентной базы. Но до тех пор, пока в стране не появится существенный объем спроса на отечественные решения (пусть даже созданные хотя бы на импортной микроэлектронике), никакого развития индустрии не будет.

Очевидно, что формирование единого стандарта может дать мощный импульс отечественной промышленности и при правильно выстроенной политике обеспечить спрос на российскую микроэлектронную базу.

– Но ведь каждое ведомство каким-то образом уже решает задачи в области связи?
– Сейчас каждое ведомство строит сети радиосвязи, устанавливая собственные требования к оборудованию. То есть получается многократный перерасход государственных средств на дублирование инфраструктуры. Некоторые ведомства имеют только фрагменты сетей в ряде регионов. Более того, из-за разных ведомственных требований и использования оборудования различных стандартов межведомственное взаимодействие затруднено. Конечно, можно использовать для обеспечения ведомственной связи услуги коммерческих операторов и их сети общего пользования – например, "большой четверки", но тогда избежать использования импортного оборудования со всеми вытекающими негативными последствиями вряд ли удастся. Понятно, что в этом случае для дополнительной защиты каналов связи можно использовать отечественные средства криптования. Но не всем ведомствам нужна мощная криптозащита, которая существенно утяжеляет и удорожает оборудование. А главное, при возникновении чрезвычайных ситуаций сети коммерческих операторов мобильной связи в данном месте либо перегружены, либо отключены по требованиям спецслужб. В таких ситуациях без специальных, выделенных ведомственных сетей никак не обойтись. И опять же, возвращаясь к поручению президента, – должно быть обеспечено оперативное взаимодействие между абонентами сетей различных ведомств.

– Как удовлетворить различные требования ведомств к услугам связи?
– В ходе работы рассматривались два подхода:

  • создание универсального абонентского терминала, удовлетворяющего требованиям всех ведомств и способного работать в сетях различных стандартов и частотных полосах;
  • создание общей инфраструктуры, способной поддерживать оконечные устройства ведомств, удовлетворяющие требованиям безопасности, энергоэффективности и т.п. Межведомственное взаимодействие обеспечивается на уровне межсетевых шлюзов.

В рамках рабочей группы все ведомства признали технически возможным, но нецелесообразным создание оконечного универсального абонентского терминала, способного работать во всех стандартах, из-за слишком разных ведомственных требований к безопасности, живучести, энергопотреблению и др. Универсальный терминал будет хуже и дороже.

В то же время подход с созданием общей для всех ведомств инфраструктуры с обеспечением требуемых радиопротоколов (стандартов) и уровней (стандартов) безопасности технически возможен в силу развития технологий программно-ориентированного радио (SDR) и программно-ориентированных сетей (SDN) и целесообразен. Данный подход, как уже говорилось выше, дает следующие преимущества:

  • сокращение бюджетных расходов на строительство сетей для каждого ведомства;
  • обеспечение эволюционного перехода с поддержкой абонентских радиосредств предыдущих стандартов;
  • обеспечение межведомственного взаимодействия на уровне шлюзов при сохранении ведомственных требований (в том числе безопасности);
  • формирование рынка для отечественного оборудования и отечественной компонентной базы за счет унифицированной аппаратной платформы.

Сейчас Минпромторг по поручению вице-премьера А. Дворковича АД-П10-2219 от 14 апреля 2016 г. совместно с российскими производителями и заинтересованными ведомствами прорабатывает вопрос создания отечественных универсальных средств радиосвязи, способных работать в существующих и перспективных сетях радиосвязи.

– Как реагируют на эту инициативу ведомства и госорганы?
– Ведомства реагируют по-разному. Работа идет, хотя не так быстро, как хотелось бы. Безусловно есть ведомства, у которых уровень покрытия территорий выше и есть выделенный частотный ресурс. Есть свои бюджеты в конце концов. Есть ведомства где ситуация сложнее, нет достаточных средств и частотного ресурса. Насколько я понимаю, одно из таких ведомств и вышло к президенту с запросом на единый ведомственный стандарт и организацию протоколов межведомственного взаимодействия.

Кроме того, все ведомства признают, что системы высокоскоростной радиосвязи, обеспечивающие работу распределенных компьютерных систем, приборов и комплексов, включая мобильную видеоконференцсвязь, востребованы сегодня, и потребность в них будет возрастать. При этом нужно иметь в виду, что затраты на создание инфраструктуры широкополосной радиосвязи будут существенно выше, чем узкополосной. На сегодняшний день для сетей профессиональной широкополосной связи не выделено достаточно частотного ресурса в диапазоне, не требующем прямой видимости.

При этом следует иметь в виду, что создание единой инфраструктуры для ведомственных сетей радиосвязи, скорее всего, потребует создание оператора для такой инфраструктуры, так как по существующему законодательству, допуск "чужих" абонентов к "своей" инфраструктуре является для ведомств нецелевым использованием средств.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2016
Посещений: 3508

Статьи по теме

  Автор

Светлана Апполонова

Светлана Апполонова

Председатель Совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП)

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций