В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В статье представлены сведения об организации работ по управлению радиочастотным спектром и обобщенные данные о радиоэлектронных средствах, задействованных на различных этапах подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи.
This article provides information about organization of the management of the radio frequency spectrum and the generalized data on radio-electronic means, used in different stages of preparation and holding of the Olympic and Paralympic Winter Games in Sochi.
Проведенные в 2014 г. в Сочи Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 г. стали, по мнению МОК, рекордными за всю историю зимних Олимпиад по многим показателям. В частности, на сочинской Олимпиаде присутствовало более 50 глав государств и правительств, 60 делегаций международных организаций спорта, что в три раза превышает аналогичные показатели Ванкувера. Как сказал председатель АНО "Оргкомитет "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко: "Если сложить вместе аналогичные показатели Турина и Ванкувера, то все равно получится меньше глав государств, чем в Сочи. На церемонии открытия присутствовало 44% глав государств или правительств стран-участниц. Даже в Лондоне было меньше – всего 39%". В общей сложности в Сочи приехало 2 876 спортсменов из 88 стран мира, которые разыграли рекордные 98 комплектов наград. В качестве болельщиков гостями Сочи стали представители 126 стран.
Естественно, что такое грандиозное мероприятие сопровождалось всесторонним освещением происходящих событий. Олимпийской вещательной службой было произведено более 1300 часов прямого эфира международных программ, в том числе 456 часов выпусков новостей. Трансляция Олимпийских игр осуществлялась на 159 стран. Всего Игры транслировали 464 канала, что почти вдвое превышает показатели Олимпиады в Ванкувере. Хотя бы одну минуту телевизионных трансляций Игр посмотрели около 2 млрд человек. Огромный поток передачи данных об Олимпиаде в Сочи шел через Интернет. Количество запросов о сочинской Олимпиаде превысило в два раза население Земли достигло 13 млрд. Совокупный объем олимпийского интернет-трафика составил более 1 петабайта. По этим показателям Игры 2014 г. также стали самыми рейтинговыми в истории Олимпийского и Паралимпийского движения. В течение проведения Игр функционировало в общей сложности почти 42 тыс. радиосредств различного назначения.
За этими впечатляющими цифрами обычно мало заметными являются задачи обеспечения работы всех радиоэлектронных средств (РЭС), которые были задействованы во время подготовки и проведения столь масштабных мероприятий. Количество разнообразных РЭС в подобных мероприятиях исчисляется несколькими десятками тысяч, поэтому задача исключения конфликтов их работы в радиочастотном спектре приобретает особое значение.
Решение этой задачи требует серьезной предварительной работы и, самое главное, слаженности действий различных служб в течение всего периода подготовки и проведения Игр.
Управление использованием радиочастотного спектра базируется на общей нормативно-правовой базе, но в данном случае потребовались уточнения и дополнения.
Нормативной основой для развертывания работ явился Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая многогранность задач управления радиочастотным спектром, решением ГКРЧ от 28.12.2010 № 10-10-09 в соответствии с главой 15.10 Олимпийской заявочной книги "Сочи-2014" была образована Группа по управлению использованием радиочастотами (ГУИР).
В состав группы вошли представители Роскомнадзора, АНО "Оргкомитет "Сочи-2014", государственных и силовых структур.
ГУИР разработал План работы (приложение к названному решению ГКРЧ), в соответствии с которым ФГУП "Радиочастотный центр Южного федерального округа" (далее ФГУП "РЧЦ ЮФО") приступил к практической реализации на территории олимпийских объектов г. Сочи комплекса мероприятий, направленных на подготовку и проведение Олимпиады.
В первую очередь к таким мероприятиям следует отнести развертывание и тестирование автоматизированной системы радиоконтроля (АСРК "Сочи-2014"), работы по обеспечению надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств, а также ряд организационных мероприятий.
В целях эффективной реализации Плана ГУИР в части технического обеспечения вопросов регулирования радиочастотного спектра Роскомнадзор разработал "Концепцию построения и функциональных возможностей автоматизированной системы радиоконтроля XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи" (далее – Концепция).
Наряду с технологическими вопросами потребовалась активная работа и по подготовке нормативной базы, определяющей порядок использования радиочастотного спектра различными РЭС в период подготовки и проведения Игр. В рамках указанной работы Роскомнадзор принимал участие в подготовке проектов постановлений Правительства РФ (от 06.02.2012 № 95, от 12.11.2012 № 1157 и 1159), приказов Минкомсвязи России (от 18.07.2012 № 179 и 180). В этих документах были определены особенности регулирования использования радиочастотного спектра, утвержден план распределения радиочастот, правила проведения мероприятий по радиоконтролю, порядок маркирования РЭС, определен порядок рассмотрения других вопросов обеспечения правомерной и беспомеховой работы РЭС в ходе подготовки и проведения Игр.
В рамках реализации Концепции ФГУП "РЧЦ ЮФО" разработал техническое задание, по согласованию с Роскомнадзором провел открытый конкурс и в августе 2012 года заключил договор с отечественным производителем – ООО "СТЦ" – на изготовление, поставку, ввод в эксплуатацию и сопровождение автоматизированной системы радиоконтроля АСРК "Сочи-2014".
Автоматизированная система радиоконтроля, согласно требованиям Концепции, была своевременно развернута в районах подготовки и проведения Игр. Она позволила осуществить полный комплекс мероприятий по обеспечению надлежащего использования радиочастот и РЭС, в том числе:
Технологически АСРК "Сочи-2014" состояла из совокупности следующих компонентов:
Все стационарное оборудование обеспечивало осуществление мероприятий радиоконтроля в диапазоне частот от 20 до 3000 МГц.
Для наращивания возможностей стационарных компонентов АСРК "Сочи-2014" в диапазонах свыше 30 МГц использовались 8 мобильных измерительно-пеленгационных комплексов радиоконтроля (по 4 в горном и прибрежном кластерах) и специальные средства измерений и радиоконтроля.
Специальные средства применялись для проведения радиоконтроля в диапазонах частот от 9 кГц до 40 ГГц и определения индивидуальных идентификационных признаков РЭС цифровых радиотехнологий.
Осуществление мероприятий радиоконтроля в диапазоне частот до 30 МГц обеспечивалось мобильным измерительно-пеленгационным комплексом "Барс-ВЧ" совместно с привлекаемыми для этих целей станциями технического радиоконтроля, расположенными в городах Морозовске, Белгороде и Смоленске.
Контроль излучений земных станций спутниковой связи и бортовых ретрансляционных комплексов космических аппаратов осуществлял мобильный комплекс спутникового радиоконтроля ФГУП "РЧЦ ЦФО".
Для управления АСРК "Сочи-2014" при отказах ее компонентов, а также при необходимости расширения возможностей радиоконтроля в местах проведения Игр (в том числе в условиях аварийных и чрезвычайных ситуаций) задействовался ППРКУС – подвижный пункт радиоконтроля, управления и связи ФГУП "РЧЦ ЦФО".
Апробация функционирования АСРК осуществлялась в ходе тестовых соревнований, двух межведомственных учений Роскомнадзора и двух технологических тренировок, структурированных по программам МОК.
К эксплуатации средств АСРК привлекался персонал, прошедший специальную подготовку и повышение квалификации во владении техническим английским языком.
Организационно задействованный персонал был объединен в штате ОЦУ – Оперативного центра управления радиочастотным спектром, образованного приказом Роскомнадзора (от 28.02.2013 № 213) на базе ФГУП "РЧЦ ЮФО". Его общая численность составляла 162 человека, 85 из которых являлись специалистами радиочастотного центра Южного федерального округа.
Для принятия решений в ОЦУ обеспечивался вывод на панель отображения необходимой оперативной информации:
Кроме того, обеспечивалось отображение данных электромагнитной обстановки, информации о результатах радиоконтроля полос радиочастот и идентификации выявленных излучений, пеленгов от стационарных измерительно-пеленгационных комплексов.
В ОЦУ (ПУРК – пункт управления радиоконтролем прибрежного кластера) было организовано круглосуточное дежурство специалистов радиоконтроля.
Взаимодействие и информационный обмен ОЦУ с Управлением Роскомнадзора по ЮФО, операторами связи и силовыми структурами осуществлялись в соответствии с подписанными соглашениями о взаимодействии.
Для решения задач радиоконтроля, стоящих перед ОЦУ в период подготовки и проведения Игр, на постоянной основе осуществлялся мониторинг полос частот, используемых подвижной радиотелефонной связью, РЭС передачи данных стандартов Wi-Fi, LTE. Ежедневно осуществлялся контроль полос частот, выделенных участникам и организаторам Игр.
В период подготовки и проведения Игр проведен полный объем работ, связанных с проверкой, маркированием, а при необходимости и перепрограммированием РЭС.
Всего для прохождения процедуры проверки и маркирования радиоэлектронных средств организаторами и участниками Игр было представлено 37 865 РЭС. По результатам проверки были промаркированы 37 802 РЭС.
Результаты работы стационарных и мобильных пунктов проверки и маркирования РЭС (ППМ) в различные периоды подготовки и проведения Игр представлены Таблицей 1.
В Таблице 2 представлено распределение промаркированных РЭС по типам сервиса.
Из приведенной статистики видно, что самыми многочисленными РЭС, используемыми в ходе подготовки и проведения Игр, являлись персональные радиостанции, оборудование Wi-Fi и РЭС телеметрии.
Всего в соответствии с олимпийскими заявками пользователями РЭС было получено 2 270 разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов (РИЧ) более чем на 160 000 РЭС. В том числе для:
Работа подвижных групп радиоконтроля планировалась в соответствии с графиком работы олимпийских объектов и поступающих внеплановых задач радиоконтроля.
Мероприятия радиоконтроля проводились на 23 олимпийских объектах, причем на 13 постоянно, а на остальных 10 – по обращениям (заявкам) или при отработке инцидентов.
В ходе радиоконтроля выявлено 800 РЭС, работающих с признаками нарушений обязательных требований в области связи, в том числе:
Основное количество выявленных нарушений было связано с работой РЭС, использующих технологию Wi-Fi, а также с работой РЭС в технологических сетях связи.
По системе приема и учета инцидентов ITSM в адрес ОЦУ из АНО "Оргкомитет "Сочи-2014" поступило 78 заявок на выполнение внеплановых мероприятий радиоконтроля:
Кроме того, в адрес оперативного дежурного ОЦУ поступило пять заявок на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС непосредственно от владельцев РЭС.
Анализ заявок на выявление недопустимых радиопомех, создаваемых друг другу участниками и гостями Игр, показал, что по 28% заявок составляли помехи радиомикрофонам и системам управления беспроводных видеокамер, 18% – системе передачи беспроводных видеокамер, 9% – РЭС беспроводного широкополосного доступа в полосе частот 2,4–2,483 МГц. Остальные заявки были связаны с помехами РЭС сухопутной подвижной службы, базовым станциям сотовой связи стандартов GSM и UMTS, земным станциям спутниковой связи, используемым операторами телевизионного вещания для трансляции спортивных событий с олимпийских объектов.
Все заявки рассматривались в установленные сроки и в соответствии с требованием нормативного времени на принятие и решение инцидентов, определенном Порядком взаимодействия. По всем фактам выявленных нарушений принимались соответствующие меры.
При подготовке Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи была организована отдельная инфраструктура управления использованием радиочастотного спектра, которая помогла исключить конфликты в работе РЭС непосредственно в период проведения Игр.
Таким образом, слаженная работа специалистов Роскомнадзора и радиочастотной службы позволила осуществить комплекс мероприятий по обеспечению надлежащего использования радиочастотного спектра на территории Игр, что, в свою очередь, позволило нашей стране (Правительству РФ) выполнить взятые на себя в соответствии с Олимпийской заявочной книгой "Сочи-2014" обязательства по организации и контролю использования радиочастот для средств телекоммуникаций, необходимых при подготовке и проведении ХХII Олимпийских и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
Следует дополнительно отметить, что накоплен чрезвычайно ценный опыт, который, несомненно, будет полезен (и, надеемся, востребован) при организации систем управления использованием радиочастотного спектра на подобных масштабных международных мероприятиях в будущем. n
Список литературы
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2014
Посещений: 15763
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций