Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Вторая волна или девятый вал?

Александр Власов
Издатель

Провели на "Связь-Экспокомме" опрос 50 ведущих компаний, работающих на российском рынке. Составили "индекс ожиданий" (см. стр. 10). Вроде бы все не так уж и плохо. За исключением примерно четверти "черных пессимистов", все говорят примерно одно и то же:

  • Спад закончился (заканчивается). Начался (начинается) рост.
  • Осенью будет заметное оживление заказов на оборудование и услуги.
  • Объем продаж (в долларах) будет не меньше, чем в 2007-2008 гг. (мнения разделились практически поровну). А это значит, что объем продаж в рублях по итогам 2009 г. может даже превысить показатели 2008 г.

Тем не менее все опрошенные обязательно делали оговорку: "если не будет второй волны кризиса".

Откуда "растут ноги" в этих разговорах про "вторые волны" - понятно. Вице-премьер, он же министр финансов РФ Кудрин А.Л. постарался. Жаль только, что не захотел объяснить народам, в чем же, в сущности говоря, будет состоять эта самая волна. Рискну высказать собственные гипотезы.

Макроэкономика и мировой спрос. С этой стороны - только приятные известия. Бюджет рассчитан (пересчитан), исходя из $41 за баррель. Сейчас цена перевалила за $70. Цена на наш основной экспортный товар будет только расти.

Расходы бюджета в соответствии с предыдущими "хорошими новостями" - тоже в полном порядке. Скорее всего, возобновится финансирование нацпроектов. Не забудем и о нуждах Форума АТЭС (2012 г.) и Олимпиады в Сочи (2014 г.), предъявляющих повышенные требования к телекоммуникационной составляющей обслуживания участников, гостей, журналистов. А тут еще...

Сезонный фактор не собирается сдаваться. От "гостомысловых времен" дисциплина растраты бюджетных или госкорпоративных денег была крайне низкой. А это значит, что при любых сценариях самое позднее в августе ручеек бюджетных денег и денег крупных корпоративных заказчиков, скорее всего, не будет выглядеть столь пересохшим, как сейчас. Кстати, многие компании, отвечая в ноябре прошлого года на вопросы нашей акции "Преодолеем кризис вместе", говорили: "А в чем дело? Мы уже много лет так живем: до декабря никаких денег, а в новогоднюю ночь - подарок бухгалтерии, сразу вся сумма на счетах".

Так что же, кризиса нет и второй волны не будет? Или все-таки министр финансов прав? Министр, конечно же, не может быть неправым. И вторая волна, конечно же, будет. Только очень странная именно в IT и телекоме (может быть, и в ряде сходных высокотехнологичных отраслей).

Можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что уже скоро объем заказов (начиная с августа) начнет неуклонно расти. И вот тут-то многих и накроет кризис. Вот его основные признаки:

  1. В период безденежья многие проедали накопленные ранее резервы. И средств, для того чтобы кредитовать заказчика под новые проекты или на закупку материалов и комплектующих для запуска производства, у многих просто не осталось.
  2. Общая неуверенность в завтрашнем дне заставила многих максимально сократить затраты - в том числе на персонал. Соответственно может сложиться парадоксальная ситуация: вот он, заказ, а выполнять его некому. Квалифицированных сотрудников отпустили, без них за заказ браться не стоит. И есть полная гарантия того, что следующего подряда от того заказчика не дождешься уже никогда.
  3. В соответствии с приоритетом "экономить" многие игроки рынка сократили свою маркетинговую (рекламную, PR и т.д.) активность практически до нуля. И может быть, даже сумели сохранить и персонал, и резервы. Но заказчик-то - существо ветреное. Подрядчиков-поставщиков быстро забывает. Нигде не видит - думает, что его уже и нет на рынке. Так что у таких "экономных" может случиться свой кризис: выполнять заказы готовы, а заказчик уже положил глаз на другого, который был активным и заметным. Репутация и известность первых стали отрицательными (не видел, не читал, не звонили, не присылали - наверное, умерли). Поэтому рынок и ушел к другим, которые продолжали рекламировать себя, пиарить, выставлять, проводить семинары, звонить, присылать...

Будут и другие замечательные последствия в виде "отложенного" кризиса для некоторых отраслей. Но это уже тема для других писателей - экономических.

Тем не менее "вторая волна" коснется не всех. Наиболее дальновидные от ее прихода только выиграют. Кто они? Читайте наши издания - и всех увидите.

Подробнее о печатных версиях и об онлайн-формате можно узнать на http://tssonline.ru/imag.php
Профессиональные мероприятия отрасли телекоммуникаций http://www.multiplay-expo.ru/conference

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2009
Посещений: 5646

  Автор

Власов Александр Викторович

Власов Александр Викторович

Издатель

Всего статей:  18

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций