В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Власов, директор по развитию бизнеса компании "Гротек"
Кризис провел четкие разделительные линии на российском рынке телекоммуникаций – между теми, кто ищет оправданий, и теми, кто ищет возможности преодолеть препятствия. То есть между неудачниками и победителями.
Нельзя сказать, что вендорский и интеграторский ландшафт радикальным образом изменился. Никто не разорился. Никто рынок не покинул. Правда, именно кризисный год дал самые громкие объявления о слияниях и поглощениях на рынках ИТ и телекоммуникаций.
Ericsson и Avaya поделили бизнесы последнего осколка некогда великой империи AT&T – компании Nortel. HP расширил свою линейку за счет присоединения 3COM. Oracle купил компанию SUN. А что россияне? Помимо информации о покупке Ростелекомом доли в интеграторской компании NVision – практически ничего. При этом, судя по нашим данным, на многих российских производствах продолжаются неплатежи зарплаты и двух/трехдневная рабочая неделя. Парадокс: очищения кризисом в отрасли практически не произошло. Неэффективные организации не сменили собственников. И самое главное. Кризис не способствовал пересмотру рыночных и маркетинговых стратегий большинства компаний, работающих на российском рынке телекоммуникаций.
Судя по материалам ведущих игроков рынка, консалтинговых и финансовых компаний, опубликованным в этом номере, говорить о кризисе в российском телекоме – определенное лукавство. Да, темпы роста потребления услуг связи снизились – с 22% до 19%. Но разве такой рост называется кризисом? В лучшем случае – небольшим торможением или просто коррекцией рынка. Тем временем именно в кризис операторы начали агрессивное развертывание сетей 3G и 4G. И достигли уникального 4-го места в мире по степени проникновения сетей третьего поколения. Абонентская база операторов, по крайней мере, не упала. Прибыль – судя по произведенным инвестициям в сети – тоже имеется. Почему же такой стон на стороне производителей и интеграторов?
1. Конечно же, практическое "обнуление" спроса со стороны структур "Связьинвеста". Те, кто плотно "сидел" на заказах телефонного монополиста, оказались в самом большом проигрыше.
2. Конечно же, многие средние и малые операторы воспользовались кризисом для корректировки амбициозных планов модернизации сетей. То, что раньше можно было сделать на заемные деньги, теперь пришлось бы финансировать из собственных средств. А к этому собственники оказались не готовы. Да и соотношение затраты/результаты на российском рынке оказалось при трезвом взгляде не таким уж и хорошим.
Может быть, кризис случился в корпоративном секторе потребления телекоммуникационного и ИТ-оборудования? Судя по данным, предоставляемым нам заказчиками, глобального обвала спроса и здесь не случилось. Так же как и на рынке госзакупок. Да, очень долго "переутрясались" бюджеты в связи с изменениями валютных курсов. Да, после "переутряски" томительно долго пришлось ждать денег. Но IV квартал для тех, кто выжил, покрыл все убытки предыдущих трех.
Несколько крупнейших мировых производителей уже отчитались о росте сбыта своей продукции и услуг в России в 2009 г. Ряд системных интеграторов второй десятки также отрапортовали об увеличении оборотов. Кто в итоге пострадал?
Все, что произошло на российском рынке поставок телекоммуникационного и ИТ-оборудования, наглядно показало слабость рыночных и маркетинговых стратегий основных игроков. В новых условиях им придется найти новый баланс между концентрацией и диверсификацией.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 5531
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций