Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности международного и национального управления использованием радиочастотного спектра для VSAT-систем

Валентин Анпилогов
Заместитель генерального директора ЗАО "Висат-Тел"

Владимир Ермилов
Ведущий научный сотрудник ФГУП НИИР

Развитие современных технологий в области связи и вещания в значительной степени связано с управлением использования радиочастотного спектра, которое осуществляется на трех уровнях: международном, региональном, национальном. На первых двух уровнях управление осуществляется путем принятия рекомендаций, деклараций и решений, которые носят рекомендательный характер для национальных Администраций связи. Каждая из Администраций формирует свои национальные правила управления использованием радиочастотного спектра в соответствии со сложившимися условиями, но все же руководствуясь в той или иной мере рекомендациями, принятыми в мировом сообществе. Управление использованием радиочастотного спектра в СССР осуществлялось начиная с 20-х годов XX века (некоторые интересные нормы регулирования представлены в приложении 1). Причем в ряде случаев нормативные акты противоречили общемировым положениям. Сегодня Россия является частью мирового сообщества. Однако накопленные проблемы в области управления использованием радиочастотного спектра, в том числе в области его распределения между радиосредствами различного назначения, кардинально решить практически невозможно. Этот процесс идет постепенно. Одним из направлений, обеспечивающим это поступательное движение, являются работы в области конверсии радиочастотного спектра. Конверсия радиочастотного спектра позволяет сблизить условия применения РЭС и современных радиотехнологий на территории России с условиями, которые сложились в мировом сообществе. Наиболее наглядно отличия в управлении использованием радиочастотного спектра видны на примере VSAT-систем.

Международный уровень регулирования

Основная цель управления (регулирования) использованием радиочастотного спектра, которая декларируется на международном уровне, в сконцентрированном виде может быть сформулирована как обеспечение эффективности и бесконфликтности его использования радиоэлектронными средствами (РЭС). Достижение этой цели основано на соблюдении общих международных рекомендаций о распределении радиочастотного спектра для РЭС различного назначения и рекомендаций, нормирующих основные параметры РЭС, но, как правило, в виде, допускающем очень широкое их толкование, что является результатом компромисса представителей многих Администраций связи - членов ITU (МСЭ). Эта ситуация ярко проявляется в отношении регулирования использования радиочастотного спектра VSAT-системами. Так, основные рекомендации ITU в области VSAT дают пространное определение VSAT-станций, расплывчато определяют их параметры. До настоящего времени эти рекомендации, выпущенные еще в то время, когда VSAT-технологии только зарождались (см. табл. 1), принципиально не пересмотрены (расширенный перечень рекомендаций приведен в приложении 2). Следует отметить, что в 1992 г. число VSAT-станций во всем мире насчитывалось не более нескольких десятков тысяч, а сегодня только в России их не менее 25-30 тысяч, и это всего 0,7-0,9% от мирового уровня.

Таблица 1. Основные рекомендации ITU, нормирующие параметры VSAT-систем

Региональный уровень регулирования

Следующий этап формализации условий и правил регулирования использования радиочастотного спектра и соответственно применения РЭС осуществляется на уровне региональных международных организаций. На этом уровне более четко осуществляется распределение спектра в интересах развития современных технологий и вводятся конкретные ограничения на параметры РЭС для обеспечения бесконфликтного их применения на территории региона (Района ITU). На европейском уровне формализация условий и правил закреплена нормативными документами организации СЕРТ (Россия является членом этой организации), к которым относятся Рекомендации, Решения, Европейская таблица распределения и использования частот. К региональному уровню регулирования, который имеет также статус международного, можно отнести гармонизированные стандарты Европейского института стандартов электросвязи (ETSI). Стандарты ETSI признаны не только в европейских странах. Региональные нормы в значительной степени устраняют неопределенность норм ITU, и более оперативно осуществляется их адаптация к современным условиям развития технологий в области связи и вещания (расширенный перечень нормативных документов СЕПТ в приложении 3). Например, как следует из табл. 2, распределение полос частот, рекомендованное для европейских стран, отличается от распределения, рекомендованного ITU для Района 1 (включает Европу, Средний Восток, Африку, Монголию и страны бывшего СССР), и направлено на развитие современных технологий и бесконфликтное применение современных РЭС. Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации отличается и от таблицы ITU, и от таблицы СЕРТ. В частности, в полосе частот 14,0-14,3 ГГц в таблице СЕРТ исключена радионавигационная служба, РЭС которой в этой полосе не применяются (в Международном справочном регистре частот их нет). Начиная с 2000 г. СЕРТ проводит политику освобождения от экспертиз и разрешений для применения VSAT-станций в выделенных полосах частот диапазонов Ки и Ка путем принятия соответствующих решений, опирающихся на Рекомендации СЕРТ, Директивы ЕС и стандарты ETSI (см. приложение 3).

Таблица 2. Распределение полос радиочастот ITU, СЕPТ и РФ

В табл. 3 перечислены основные Решения СЕРТ, предусматривающие принципиальное упрощение применения VSAT-станций в Ки-диапазоне частот, который наиболее интересен в нашем случае. Необходимо подчеркнуть, что эти Решения устанавливают ограничения на максимальные значения ЭИИМ, мощности передатчика и размер раскрыва антенны (в последних решениях нормируется только ЭИИМ), что является необходимым условием при отнесении ЗССС к типу VSAT, но недостаточным для упрощенного режима их применения. Только при соответствии оборудования VSAT всем нормам гармонизированного стандарта ETSI EN 301 428 применяется процедура отказа от экспертиз и разрешений (а иногда и регистрации), предусмотренная в Решениях СЕРТ для VSAT-Ки, что декларируется производителем в сопроводительной документации на свое оборудование.

Таблица 3. Основные Решения СЕPT для VSAT-Ku

Сегодня все производители оборудования VSAT-систем учитывают именно гармонизированные стандарты ETSI, в частности EN 301 428.

Национальный уровень регулирования

Рекомендации ITU и документы СЕРТ не являются обязательными для национальных Администраций. Каждая администрация вправе принять, например, Решения СЕРТ полностью или частично, формируя свои нормативные правовые документы, регламентирующие распределение спектра и правила его использования. Если национальная Администрация признает в своих нормативных правовых актах Решение СЕРТ даже частично, то такой акт имеет и международные последствия. В частности, на этом основании практически все национальные администрации не проводят международную координацию частотных назначений для VSAT-станций, если они являются типовыми в своих спутниковых сетях. Следует отметить, что отказ от международной координации предусматривает и международный Регламент ITU (п. 4.4), но в этом случае ЗССС не гарантирована защита от РЭС сопредельного государства. На национальном уровне, кроме общих международных положений, Администрациям связи приходится учитывать и "иные факторы". В частности, каждая национальная Администрация связи вынуждена учитывать требования силовых структур, нормативно формировать защиту своего рынка (даже в случае участия страны в ВТО), а также исторически сложившиеся распределения, выделения и присвоения полос частот (радиочастотных каналов) и т.п. Как правило, эти "иные факторы" входят в противоречие именно с нормами регионального/международного уровня. Примеров особого регулирования использования радиочастотного спектра на национальном уровне достаточно много. Например, в США осуществляется защита своего рынка путем упрощенного допуска ЗССС к использованию частотного ресурса только тех спутников, которые занесены в специальный перечень AL-SAT. Интересным и полезным опытом является тот факт, что FCC (аналог ГКРЧ) выпускает свой официальный бюллетень частотных заявок в электронном виде (Public Notice), и если в течение месяца (при использовании спутников, не входящих в ALSAT) не поступило претензий от государственных и коммерческих структур, то автоматически оформляется частотное присвоение для VSAT-Ku. В Индии для VSAT-систем наряду с Ku-диапазоном широко применяется С-диапазон. Здесь сказываются особенности климата (сезон дождей). Однако есть и иная особенность. Она заключается в том, что использование частотного ресурса не индийского спутника может быть только централизованным через государственную структуру по ценам не ниже, установленных для аренды частотного ресурса индийских спутников. Национальные Администрации европейских стран (не только членов ЕС), в основном, идут по пути признания Решений СЕРТ, но этот процесс имеет большое временное запаздывание. Даже по прошествии 5-8 лет еще не все европейские администрации полностью одобрили Решения СЕРТ для VSAT-Ku, рекомендованные еще в 2000-2003 гг., и не все скорректировали свои национальные таблицы распределения полос радиочастот в соответствии с Европейской таблицей.

Таблица 4. Классификация VSAT-станций

В России процесс упрощения регулирования использования радиочастотного спектра VSAT-системами постоянно наталкивался на проблему распределения спектра радиочастот в Ки-диапазоне, который используется на совместной основе с силовыми ведомствами. В 2007 г. по инициативе Федерального агентства связи была проведена конверсионная работа по решению этой задачи в полосе 14,0-14,4 ГГц. В работе участвовали ЗАО "Висат-Тел", ФГУП НИИР, АНО "Радиочастотный центр МО" и ФГУП СОНИИР. В рамках этой работы, в частности, была предложена классификация VSAT-Ku (табл. 4) с учетом европейских норм СЕПТ, разработаны "Нормы VSAT-Ku" (адекватные гармонизированному стандарту EN 301 428), определены полосы частот, свободные от согласований с силовыми ведомствами (табл. 4). В качестве практической реализации этой работы в феврале 2008 г. принято решение ГКРЧ, которое хотя и частично учитывает результаты конверсии, но все же принципиально упрощает применение VSAT-станций на территории РФ в диапазоне 14,0-14,4 ГГц. В результате сегодня действуют два решения ГКРЧ: одно для полос частот в диапазоне 14,0-14,4 ГГц (от 26.02.2008 № 08-23-03-001), предусматривающее отказ от оформления частотных экспертиз и разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов (при выполнении определенных условий) и допускающее применение упрощенной регистрации VSAT-станций, и другое - для полос частот 14,4-14,5 ГГц (от 06.12.2004 № 04-03-02-001), основой которого было Решение ГКРЧ от 24.02.2004 № 32/4 (наличие экспертизы возможности использования ЗССС VSAT-Ku и ее электромагнитной совместимости, отсутствие дополнительного согласования частотных присвоений и мест установки ЗССС VSAT-Ku с силовыми ведомствами). Эти решения ГКРЧ, несмотря на то что устанавливают принципиально различные условия применения VSAT-станций, имеют и общую особенность - они действуют только при использовании частотного ресурса российских спутников.

Таблица 5. Полосы частот, доступные для работы VSAT-систем без согласований с радиочастотными службами силовых ведомств

Кроме того, в 2007 г. были приняты "Правила применения земных станций спутниковой связи и вещания единой сети электросвязи Российской Федерации. Часть I. Правила применения земных станций спутниковой связи, работающих через искусственные спутники Земли на геостационарной орбите" (приказ Мининформсвязи РФ от 22.08.2007 № 99). Анализ Правил, проведенный в указанной конверсионной работе, показал, что в части станций VSAT-Ки эти Правила не соответствуют международным нормативным документам (Решениям СЕПТ, стандарту EN301428 и т.д.), не соответствуют техническим нормам, заложенным в решениях ГКРЧ, и нуждаются в коренной переработке. В результате сказанного можно констатировать, что существуют особенности регулирования радиочастотного спектра применительно к VSAT-системам как на международном уровне, так и национальном уровне. Анализ этих особенностей показывает, что при формировании российской нормативной базы, регулирующей частотное обеспечение и применение VSAT-систем, следует опираться на Решения СЕРТ и гармонизированные стандарты ETSI с учетом полос частот, в которых достигнуто освобождение от согласований с радиочастотными службами силовых ведомств (табл. 5). При этом необходимо использовать и современные подходы национальных Администраций других стран, например, в части перехода к электронному документообороту. В 2008 г. конверсионные работы в области VSAT-Ku не проводились, что не позволило сформировать единые правила регулирования применения VSAT-систем на территории РФ в диапазоне Ки (в полосе 14,0-14,5 ГГц) и в полной мере учесть результаты конверсионной работы 2007 г., направленные на сближение нормативных правил регулирования использования радиочастотного спектра с решениями СЕРТ.

Заключение

Развитие VSAT-сетей на территории России необходимо для решения многих социально значимых, государственных и коммерческих задач. В этой связи целесообразно:

1.         Продолжить работы по конверсии радиочастотного спектра в полосе 14,0-14,5 ГГц (в первую очередь, в полосе 14,4-14,5 ГГц).

2.         Начать работы по конверсии радиочастотного    спектра    в    полосах 12,75-13,25; 13,75-14,0; 17,3-18,1, 19,7-20,2, 29,5-30,0 ГГц, которые планируются для использования на новых спутниках серии "Экспресс-АМ". Тем более, что первый такой новый спутник планируется к запуску уже в 2010 г. и нормативная база по условиям применения РЭС к этому времени уже должна быть подготовлена.

3.         Переработать "Правила применения земных станций спутниковой связи и вещания единой сети электросвязи Российской Федерации. Часть I. Правила применения земных станций спутниковой связи, работающих через искусственные спутники Земли на геостационарной орбите" в части VSAT-станций, приняв нормы, адекватные гармонизированному стандарту EN 301 428.

4.         Обобщить  решения   ГКРЧ   от 06.12.2004    № 04-03-02-001  и от 26.02.2008 № 08-23-03-001 с учетом конверсии радиочастотного спектра и распространить их действие для упрощения   процедуры   регулирования VSAT-станций,    работающих    по VSAT-технологии через спутники типа "Интелсат" и "Евтелсат" (учитывая дефицит емкости ретрансляторов российской космической группировки и привлечение российскими операторами иностранных спутников).


 

 

Приложение 1. Из истории регулирования в отрасли "Связь"


Ниже приведен текст двух исторических документов регламентирующего характера. Первый документ, по-видимому, является прообразом современной системы сертификации в отрасли "Связь".
Второй документ приведен частично. Он интересен своей абсурдностью с позиции современного мира (это постановление отменено Постановлением Совмина СССР от 23.01.1962 г. №71) и наглядно демонстрирует, какой непростой путь прошла регуляторная система в отрасли "Связь" за 70 лет.
Конечно, проблемы зачастую следуют не из самих норм закона, а из условий, которые затем формируются в подзаконных актах под предлогом соблюдения норм закона.


Приложение 2. Нормативно-техническая база МСЭ

Таблица рекомендаций ITU, прямо либо косвенно устанавливающих параметры VSAT-систем и VSAT-станций


Приложение 3. Нормативно-техническая база СЭПТ

Таблица основных документов СЕПТ, регламентирующих применение VSAT-систем и VSAT-станций


Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2009
Посещений: 34659

  Автор

Анпилогов Валентин Романович

Анпилогов Валентин Романович

Зам.ген.директора ЗАО "Висат-Теп"

Всего статей:  56

  Автор

Владимир Ермилов

Владимир Ермилов

Ведущий научный сотрудник ФГУП НИИР

Всего статей:  3

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций