В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Впресс-центре международного информационного агентства "Россия сегодня" 4 мая прошло расширенное заседание годовой коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
С отчетным докладом об итогах работы в 2016 году и предстоящих задачах на ближайшую перспективу выступил глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. Приводим выдержки из его выступления.
The annual expanded board of the Ministry Communications of Russia took place at the 4th of May. The report about the results of work in 2016 and forthcoming tasks for the near future was made by the head of the Ministry Nikolay Nikiforov. Here are excerpts from his speech.
Для нас 2016 год ознаменовался запуском целого ряда важных проектов, многие из которых готовились не один год. Это, конечно же, и отрасль связи, информатизация, электронное правительство.
Начну с отрасли связи, без которой, по сути, невыполнима та задача, которую поставил нам президент – формирование цифровой экономики. Безусловно, с учетом территории Российской Федерации именно связь является самой базовой инфраструктурной задачей.
Современная технология связи четвертого поколения LTE уже доступна на территории, где проживает 70% наших жителей. Доступность услуг широкополосного доступа по итогам 2016 г. тоже превысила 70%. К 2024 г. в рамках совместной работы с компанией "Ростелеком" по устранению цифрового неравенства мы должны выйти на уровень доступности современных услуг связи на уровне 97% населения.
Такое стремительное распространение современных услуг связи в нашей стране было отмечено не только с точки зрения их фактической доступности и возможности их оказания в той или иной местности, в том или ином населенном пункте, но и доступности с точки зрения низкого уровня цен. Это исследование Всемирного экономического форума, где Российская Федерация по уровню цен на мобильный Интернет и сотовую связь заняла второе место в мире после Гонконга, территория которого сопоставима с Москвой и который по населению меньше Москвы более чем в два раза.
Десятое место мы занимаем по уровню цен на услуги широкополосного доступа в Интернет, обгоняя целый ряд достаточно крупных, схожих по территории, по экономике государств.
На фоне позитивных изменений на рынке мобильной связи цены продолжают сохраняться на весьма привлекательном уровне. Это большое достижение, характеризующее уровень конкурентной среды. Мы продолжаем работу по устранению цифрового неравенства. Об этом я уже говорил в своем выступлении. Построено почти 35 тыс. км волоконно-оптических линий связи, в 71 субъекте Российской Федерации фактически идут работы. Подписаны отдельные соглашения, где прямо упомянуты конкретные населенные пункты, уже с 42 субъектами РФ.
Жители субъектов на Дальнем Востоке получили беспрецедентную возможность использования скоростного Интернета. Я хотел бы упомянуть про известный проект прокладки подводной волоконно-оптической линии связи от Сахалина до Магадана и от Сахалина до Камчатки. Хочу подчеркнуть, что сделано было это в рамках инвестиционной программы компании "Ростелеком": прямого отдельного финансирования за счет бюджетных средств здесь не осуществлялось.
В целом, когда приступали к работе в 2012 г., в РФ насчитывалось 32 населенных пункта с численностью населения более 10 тыс. жителей каждый, в который не приходила волоконно-оптическая линия связи. Из 32-х сегодня осталось всего четыре. Фактически по каждому из них у нас есть понимание, как и когда туда придет волоконно-оптическая линия связи. Это и есть тот фундамент для дальнейшего развития цифровой экономики.
В целом населенные пункты размером от 500 до 10 тыс. жителей подключаются в рамках той же инвестиционной программы "Ростелекома", иных операторов. Таких населенных пунктов около 18 тыс. Мы констатируем наличие широкополосного доступа примерно в 16 тыс. из них.
Продвинулись в развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в арктической зоне. Это отдельное направление работы, связанное с особыми инфраструктурными затратами. Обеспечили универсальными услугами связи 21 населенный пункт в трех субъектах. Это Мурманская область, Ненецкий автономный и Ямало-Ненецкий автономный округа.
Всего планируется обеспечить точки доступа в 86 населенных пунктах.
Продолжает развиваться гражданская спутниковая группировка. Минкомсвязь, Россвязь, ФГУП "Космическая связь" уделяют этому большое внимание. Мы констатируем заключение новых контрактов на производство новых российских спутников, которые планируется вывести на геостационарную орбиту до 2020 г. В целом наша группировка гражданских спутников связи сегодня насчитывает 12 аппаратов по линии ФГУП "Космическая связь", плюс еще четыре принадлежат акционерному обществу "Газпром космические системы".
Уделяя внимание регулированию отрасли телекоммуникаций, мы ориентируемся, конечно, на повышение уровня доступности услуг. Здесь предпринят целый ряд системных нормативных решений, в том числе вопросы, касающиеся совместного использования инфраструктуры связи на территории РФ. В 2016 г. приняты поправки в Федеральный закон “О связи”, где содержатся принципы совместного использования радиочастот. Это потенциально сокращает издержки операторов, особенно в малых населенных пунктах, где строительство отдельной инфраструктуры для каждого оператора просто экономически нецелесообразно.
Одно из приоритетных направлений – развитие современных услуг связи. Из нововведений, которые получили свой старт в мае 2016 г., – сеть связи LTE в диапазоне 450 МГц. Связисты прекрасно понимают специфику этого диапазона: гораздо большее покрытие одной базовой станцией. Первыми регионами, где такая сеть заработала, стали Тверская и Новгородская области.
Всего по состоянию на февраль 2017 г. в России действует более 120 тыс. базовых станций формата LTE. График наглядно показывает, насколько эта технология востребована и какими темпами она развивается. Фактически это четверть всего объема радиоэлектронных средств базовых станций сотовой связи в РФ.
На заседании Совета по региональной информатизации, в котором участвуют представители всех субъектов РФ, мы рекомендовали субъектам принять специальные нормативные акты, которые подразумевают упрощенный порядок доступа операторов связи к объектам государственной и муниципальной собственности, которых у нас немало. По состоянию на февраль 2017 г. такие акты приняты более чем в 50 субъектах Российской Федерации. Инвестиции операторов не заставляют себя ждать, и сразу мы видим серьезную динамику по обеспечению услугами связи новых объектов, новых территорий.
Продолжает пользоваться популярностью услуга по переносу номера. Причем статистика показывает нам существенный рывок в 2016 г. Рост по отношению к 2015 г. – на 42%. Это тоже важнейший фактор состояния общего уровня конкуренции.
Мы безусловно руководствуемся 601-м майским указом президента РФ, который определил нам ключевую задачу: доля граждан, пользующихся механизмом получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в 2018 г. должна достигнуть 70%.
Плановая задача на 2016 г. составляла 50%. По итогам года этот показатель был немного превышен. Среднее значение по стране – 51,3%. Но по-прежнему вызывает тревогу достаточно серьезный разброс показателей по целому ряду субъектов.
С одной стороны, 32 субъекта Российской Федерации достигли планового значения, с другой стороны, 53 субъекта планового значения не достигли. В двух субъектах РФ, это Республика Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ, фактически уже досрочно достигнуто плановое значение, предусмотренное 601-м указом президента. Они достигли его на два года ранее обозначенного срока.
Есть субъекты Федерации, в которых показатель не достигает даже 20%. Это Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкесия и Еврейская автономная область. Эту работу будем продолжать усиливать.
Хочу отметить также, что работа по переводу услуг в электронный вид и популяризация данного направления проводится не только с регионами, но и, конечно, с федеральными органами исполнительной власти. На конец 2016 г. 43 ведомства, которые оказывают услуги, утвердили соответствующие ведомственные планы по достижению данного показателя.
Любопытная статистика. Мы подсчитали, что 99% всего объема федеральных услуг (в данном случае мы учитываем факты заявлений граждан) оказываются восемью ведомствами.
Каждый второй пользователь российского сегмента Интернета зарегистрирован на Едином портале государственных и муниципальных услуг. За прошедший год появилось почти 18 млн новых пользователей. Ежемесячный прирост достигает почти 2,5 млн человек.
На начало мая на портале зарегистрировано 45 млн человек. Все чаще в средствах массовой информации мы видим все новые инициативы, которые переводят те или иные сферы взаимоотношения государства и гражданина или государства и бизнеса, в части предоставления услуг, в электронную форму.
В 2016 г. заказано 380 млн государственных и муниципальных услуг. Динамика очевидна, она говорит сама за себя.
Не могу не упомянуть о таком важном проекте, как система межведомственного электронного взаимодействия. Подключено более 13,5 тыс. участников. Во всех субъектах РФ, включая Крым, созданы и функционируют региональные сегменты. Почти 10 млрд запросов отработано в 2016 г. Доля межведомственного взаимодействия, которое идет именно в электронном виде при предоставлении услуг, составляет почти 92%.
Инфраструктура электронного правительства сегодня объединяет все федеральные органы власти, региональные структуры. Поэтому требуется необходимый системно-архитектурный подход к ее дальнейшему развитию. Для этого разрабатывается системный проект. Документ содержит описание стратегических целей, задач, как нам двигаться в горизонте до 2020 г.
Переход на обмен документами в электронном виде в органах госвласти начался в 2012 г. Мы обеспечили организационно-технологическое сопровождение этих работ. К концу 2016 г. 37 федеральных органов власти обеспечили готовность к обмену документами в электронном виде с применением электронной подписи. Пять федеральных органов исполнительной власти обеспечили долю обмена документами в электронном виде, которая превысила 70%.
В 2016 г. мы продолжили работать над единой федеральной межведомственной системой учета контингента обучающихся. Проект хорошо знаком коллегам в субъектах РФ. Именно благодаря совместной работе он был готов к реализации. В 49 субъектах Федерации были получены специальные субсидии на создание региональных сегментов этой системы. По результатам предоставления субсидий в среднем около 82% обучающихся в 92% образовательных организациях охвачены этой межведомственной системой.
Также хотел бы привести пример интересного проекта, который называется "Безопасные дороги". Здесь мы сотрудничаем с коллегами из Минтранса, МВД, МЧС, других заинтересованных структур. Отличие этого проекта заключается в том, что мы консолидировали определенные государственные сведения, предоставили их в режиме открытых данных и для представителей интернет-индустрии. В качестве примера хотел бы проинформировать о заключении соответствующего соглашения с компанией "Яндекс", которая эти данные использует и предоставляет в том числе уже широкой интернет-аудитории.
В рамках Евразийского экономического союза создаем и развиваем национальный сегмент соответствующей информационной системы, которая связывает наши процессы взаимной и внешней электронной торговли.
В 2016 г. мы успешно завершили межгосударственное тестирование информационного взаимодействия национального сегмента Российской Федерации. Сейчас налоговые службы России и Республики Беларусь, к примеру, взаимодействуют друг с другом в рамках пилотного проекта по отслеживанию контрольных идентификационных знаков на предметах одежды и меховых изделиях.
18 сентября 2016 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу в единый день голосования. Были обеспечены ставшие уже своего рода традиционными технологии видеонаблюдения за происходящими выборами. Почти 17 тыс. избирательных участков в 17 субъектах Российской Федерации были охвачены данной системой.
В 2018 г. нам предстоит реализация аналогичной задачи и на выборах президента Российской Федерации.
В рамках реализации программы "Информационное общество" продолжили разработку стандартов для нормативно-правового регулирования информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов власти. Целый ряд документов, которые направлены на консолидацию нашей единой инфраструктуры. Это – единая сеть передачи данных, системы центров обработки данных и другие.
Для повышения уровня информационной безопасности и обеспечения устойчивой работы органов государственной власти утвердили план перехода в 2016–2018 гг. на использование отечественного офисного программного обеспечения. Сейчас отечественное программное обеспечение тестируют не менее восьми ведомств. Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, который утверждает требования, предъявляемые к составу и функциональным характеристикам соответствующего программного обеспечения.
Отдельно хотел бы остановиться на интересном примере перевода на отечественное программное и аппаратное обеспечение сегмента государственной системы "Мир", которая отвечает за выдачу документов, удостоверяющих личность, в том числе и паспортов граждан РФ, заграничных паспортов. Хотел бы обратить внимание, что это, пожалуй, крупнейший сегодня пример реального промышленного использования таких сложных изделий отечественной микроэлектроники, как полноценные процессоры. Это российские процессоры "Эльбрус", более 130 серверов, которые на них основаны, российское программное обеспечение. По сути, это пример и доказательство того, что импортозамещение не на словах, а на деле возможно. Возможно импортозамещение полного цикла, включающего в том числе и аппаратные разработки.
Кратко остановлюсь на таких специальных, особых мероприятиях, как чемпионат мира по футболу, Кубок конфедераций. На министерство связи и массовых коммуникаций традиционно возложены задачи по обеспечению базовой IТ-инфраструктуры. Мы ждем около 800 тыс. зрителей на Кубок конфедераций, больше 3 млн – на чемпионат мира, много зарубежных гостей. Это такие востребованные сервисы, как волоконно-оптические линии связи, впервые они будут обеспечивать передачу изображения для вещания, в том числе в формате ультравысокой четкости, целый ряд базовых сервисов, который обеспечивает непосредственное функционирование и проведение самого мероприятия.
С точки зрения безопасности хотел бы выделить проект "Паспорт болельщика", или FAN ID. Это система идентификации, которая была апробирована и использована на сочинской Олимпиаде, но теперь она тиражируется уже на все города, принимающие чемпионат мира и Кубок конфедераций. Она позволяет упростить процедуру контроля и прохода посетителей мероприятия на входе на объект – на стадион за счет проведения всех предварительных проверок и использования соответствующих систем физической и электронной защиты самого паспорта.
Остановлюсь коротко на нормотворческой деятельности. Мы двигаемся вперед, к регулированию в области так называемой облачной квалифицированной электронной подписи. Есть постановление Правительства Российской Федерации № 1104 от 29 октября 2016 г. Будет проводиться специальный пилотный проект, мы считаем, что он важен в целом для популяризации и продвижения данной технологии уже в широкий бизнес-оборот, оборот гражданских лиц. Продолжим в 2017 г. развивать это так называемое единое пространство доверия.
Не могу не остановиться на проекте ГИС ЖКХ, который является сегодня одной из крупнейших в РФ государственных информационных систем. Цель его очень проста – сделать так, чтобы каждый гражданин по каждому домохозяйству мог получить всю информацию обо всем перечне оказываемых услуг, тарифах, начислениях. Обо всем спектре взаимоотношений гражданина, управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций.
Система введена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 г. Поступает информация из федеральных и региональных информационных систем. Зарегистрировано уже 74 тыс. организаций в сфере ЖКХ, в том числе 75% товариществ собственников жилья, 88% ресурсоснабжающих организаций.
Расскажу о том, как технологии позволяют бороться с электронным мошенничеством в сфере государственного заказа. Работает система "Независимый регистратор". На основе этой системы, которая независимым образом протоколирует то, что происходило на электронных площадках, появляется возможность проанализировать и отследить цепочку событий в случае возникновения тех или иных споров. Речь идет о миллиардах, даже триллионах рублей. Более 870 запросов к "Независимому регистратору" позволили расследовать те или иные дела на площадке Федеральной антимонопольной службы.
Одно из приоритетных направлений работы нашего министерства – развитие отрасли информационных технологий. Самым ярким событием 2016 г. стал реестр отечественного программного обеспечения. В реестр включены сведения о более чем 3300 российских программных продуктах от более чем тысячи отечественных компаний-разработчиков. Включает их в реестр специальный экспертный совет, в который входят представители IТ-индустрии, федеральных органов власти.
Хотел бы выделить важное решение, которое было озвучено президентом РФ. Это решение о продлении до 2023 г. льгот по страховым взносам. Это наиболее критичный и чувствительный параметр для российских IТ-компаний. Эта политическая поддержка крайне важна для того, чтобы российская IТ-индустрия продолжала развиваться такими серьезными темпами.
Сегодня уже более 6,9 тыс. компаний получили соответствующую аккредитацию, и многие из них активно применяют данную льготу.
Комплексная программа по созданию технопарков в Российской Федерации продолжалась более семи лет. Созданы 12 технопарков в десяти субъектах Российской Федерации.
Кратко назову основные итоги 2016 г.: 987 компаний-резидентов, 17,5 тыс. рабочих мест, более 63 млрд рублей годовой выручки в этих компаниях.
В целом констатируем сохраняющийся дефицит в IТ-отрасли. Увеличиваем госзаказ на подготовку IТ-специалистов. Благодаря совместным усилиям с коллегами из Минобрнауки количество IТ-специалистов с 2014 г. по 2016 г. выросло более чем на 70%: с 25 тыс. до более чем 42,5 тыс. Планируем и дальнейшее увеличение в предстоящие годы.
Мы выполнили все поставленные перед нами публичные цели в сферах медиа и интернет-экономики на 2016 г. Благодаря комбинации цифрового эфирного телевидения, спутникового, кабельного телевидения, IPTV, так называемых ОТТ-сервисов практически все население РФ сегодня имеет техническую возможность принимать 20 и более телеканалов в цифровом качестве.
Отдельно возможность принимать каналы первого мультиплекса имеют 94% населения, второго мультиплекса – почти 65% населения. 40 млн из 52 млн домохозяйств являются абонентами платного телевидения, где доступны уже на выбор клиента те или иные услуги премиального сегмента.
Продолжаем работу и по субтитрированию. Общий хронометраж субтитрированного эфира в 2016 г. составил 15 тыс. часов.
Объем экономики Рунета в 2016 г. составил почти 1,6 трлн рублей. В целом объем отраслей, зависимых от Интернета, которые используют инфраструктуру цифровой экономики для своего экономического развития и оказания услуг, составляет 19% от общего ВВП страны.
Аудитория российского Интернета в 2016 г. достигла 86,7 млн человек. При этом почти 66 млн человек выходят в сеть с мобильных устройств.
Уровень медиаграмотности в стране достиг 35%, увеличившись на 5% по сравнению с прошлым годом.
В завершение выступления хотел бы вернуться к программе цифровой экономики. Для нас это стало важной политической вехой – получить такую задачу от президента, начать работу по разработке программы, делать ее действительно межведомственной, вовлекая большой круг экспертов, специалистов, федеральных органов власти, различных ответственных организаций.
Хотел бы всех коллег поблагодарить за очень плодотворную командную работу по подготовке этой программы. Правительство к июню этого года должно представить соответствующее проработанное и согласованное предложение в адрес президента Российской Федерации.
Уважаемые коллеги, благодарю вас совместную работу и поддержку! Надеюсь на дальнейшее эффективное сотрудничество.
Текст новости и медиаматериалы доступны по ссылке: http://minsvyaz.ru/ru/events/36827/ Источник: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2017
Посещений: 5657
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций