В рубрику "Системы тарификации, атоматические системы повременного учета" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Л.В. Голомшток, ЛОНИИС
Л.З. Дич, ЗАО "Петер-Сервис"
В настоящей статье приводится обзор решений, позволяющих оператору производить расчеты за услуги фиксированной связи, с некоторым акцентом на те их функциональные характеристики, которые позволяют поддерживать бизнес оператора
Даже беглый взгляд на названия рубрик, перечисленных в разделах данного каталога, показывает, насколько широк спектр деятельности, который принято ассоциировать с предоставлением услуг связи. Если при этом ограничиться только российским рынком, то нетрудно заметить, что и он претерпел фундаментальные изменения за последнее время.
Широкое распространение Интернета и IP-телефонии, бум в области мобильной связи, быстрый рост количества операторов связи привели не только к острой конкуренции в этой области, но и к качественному изменению абонентской базы. В таких условиях успешность решения задач, которые возникают перед компаниями, оказывающими услуги связи, серьезно зависят не только от их материальной и технологической оснащенности, но и от соответствующей информационной поддержки.
Классификация
В России единственный документ, фиксирующий "видовые" различия бил-линговых систем, - "Общие технические требования на автоматизированные системы расчетов (АСР)" [1]. В соответствии с ним биллинговые системы можно классифицировать по следующим атрибутам:
Также попытка классификации бил-линговых систем была сделана и в специальном издании [2], где все системы были разбиты на три класса - для транснациональных операторов связи, заказные национального масштаба и системы среднего класса для региональных сетей.
Биллинговые системы, находящиеся на стыке телекоммуникаций и информационных технологий, развиваются и видоизменяются так же быстро, как и вся телекоммуникационная отрасль в целом: любая систематизация здесь рискует устареть в течение короткого периода времени.
Отметим, что для настоящего обзора интерес представляют только тиражируемые системы [1], поскольку они и образуют рынок. Определенный интерес может представлять не только классификация биллинговых систем, но и классификация операторов, эксплуатирующих эти системы [3], в соответствии с которой можно выделить "ведущих" операторов, "прагматиков" и "ведомых".
Ведущие и ведомые
"Ведущие" стремятся использовать или испробовать все новые технологии, как только они появляются, рискуя при этом оказаться на грани или подчас за гранью экономической эффективности. К "прагматикам" относятся более осторожные компании, которые в принципе способны инвестировать значительные средства в новые области, но делают это только после того, как убедятся в их перспективности на примере "ведущих". И наконец, третья группа, как правило, состоит из операторов, вообще избегающих значительных инвестиций в новые проекты на ближайшую перспективу и ограничивающихся небольшими опытными проектами.
Менталитет операторов оказывает определенное влияние на рынок биллинговых систем и проявляется в формулировании требований к информационной поддержке. Если "ведущим" нужны системы с максимальной функциональностью и способностью поддерживать расчеты за все мыслимые услуги по принципу "сегодня и сейчас" и они готовы покупать такие решения, то "ведомые" занимаются, как правило, постепенной и неспешной модернизацией существующих систем, пытаясь получить от них все, что те могут дать.
Характерные отличия
Еще несколько лет назад слово "телекоммуникации" практически не требовало дополнительных пояснений. Сейчас, если оставить в стороне все, что связано с передачей данных, на сцене действуют два антагониста, между которыми постоянно проводятся параллели, - это связь фиксированная и связь мобильная. Отдельные обзоры посвящались как каждому из этих видов связи в целом, так и отдельно биллинговым системам, поддерживающим их работу [4].
В работе биллинговых систем как мобильной, так и фиксированной связи существует много параллелей в области расчетов с абонентами, например: тарификация состоявшихся вызовов и расчет начислений, учет платежей, выставление счетов. Однако отметим то, что отличает биллинговые системы для фиксированной связи от их мобильных аналогов.
К отличиям, вызванным объективными факторами, следует отнести различия в материальной инфраструктуре операторов, которая непосредственно отражается на обслуживании абонентов. В фиксированной связи возможность подключения абонента и предоставления ему услуг тесно связана с наличием свободных ресурсов — линий. Поэтому характерной чертой соответствующих биллинговых систем является возможность поддержки в них функций линейно-технического учета или хотя бы интеграции с внешними системами, отвечающими за такой учет.
Для выполнения работ на абонентских линиях многие операторы создают специальные подразделения, так называемые "бюро ремонта". Если у любого оператора существует front desk (абонентский отдел), куда могут обращаться все абоненты, то в фиксированной связи "бюро ремонта" может рассматриваться как своего рода "второй фронт" для непосредственного общения с абонентами, и, конечно, это общение должно поддерживаться и в биллинговой системе.
Если лозунгом мобильной связи можно считать поддержку динамичной жизни абонентов за счет динамичного предоставления услуг, то инерционность инфраструктуры фиксированной связи не дает возможности делать это столь же быстро. Поэтому и задача автоматического управления услугами не ставится здесь для биллинговых систем так же остро, как для их мобильных аналогов.
К субъективным отличиям биллинговых систем фиксированной связи, характерным для России, следует отнести необходимость учета заявок на установку телефона, работу со льготными категориями граждан, наличие телефонов с блокировкой и телефонов в коммунальных квартирах.
Область использования
Интерес к биллинговым системам возникает только тогда, когда заходит речь о широкомасштабной продаже услуг связи. Исходя из объема решаемых задач, биллинговые системы могут использоваться на следующих объектах:
К ведомственным сетям можно условно отнести сети национального масштаба, например сети МПС ("Транстелеком"), нефтяной и газовой отрасли. К корпоративным сетям можно отнести сети различных организаций, работающие обычно в пределах одной или нескольких производственных площадок, часто в пределах одного населенного пункта.
До недавнего времени владельцы ведомственных и корпоративных сетей не рассматривали задачу обслуживания населения и внешних организаций как первоочередную, в основном их деятельность была направлена на решение служебных, но никак не рыночных задач. И если биллинговые решения и устанавливались, то использовались они только для утилитарных целей (например, для статистического учета трафика, обеспечения внутреннего хозрасчета), практически не являясь инструментом поддержки бизнеса. Однако в последние годы в этом сегменте рынка стал проявляться и коммерческий интерес к предоставлению услуг связи.
Если для мобильной связи (да и для фиксированной на Западе) характерно наличие крупных общенациональных операторов, то в России в фиксированной связи операторы, подобные "Мегафону", МТС и "Вымпелкому", пока не появились. Большинство традиционных операторов работает в рамках субъектов Российской Федерации, некоторые альтернативные операторы работают в нескольких субъектах. Единственным исключением может считаться "Ростелеком", предоставляющий услуги по всей России, но только по транзиту трафика. Данная ситуация обуславливает масштаб применяемых биллинговых решений.
Для крупных операторов при предъявлении требований к биллинговой системе может иметь значение не только размер абонентской базы, но и способность работы системы с различным коммутационным оборудованием, расположенным в различных часовых поясах, поддержки тарифных планов с учетом большой географической протяженности сети, структурной иерархии оператора (филиалы) и единой технологии работы с платежами.
Однако происходящая в последнее время конвергенция технологий скорее всего перестанет давать основания для разделения функциональности биллинговых систем по видам связи (сотовая или фиксированная) [5, 6].
Функциональность
Основной набор функций биллинговых систем включает:
С 1998 г. в России проводится обязательная сертификация АСР, выдано уже более 250 сертификатов. Среди 60 тиражируемых АСР с действующими на настоящий момент сертификатами более половины являются универсальными.
АСР большой емкости
Биллинговые системы, используемые операторами фиксированной связи с объемом абонентской базы 1 млн и выше (таких сертифицированных тиражируемых систем около 20), как правило, разработаны (или должны быть разработаны) специализированными предприятиями. Отметим следующие основные особенности таких решений:
К особенностям современных биллинговых систем для операторов фиксированной связи также можно отнести эффективное управление дебиторской задолженностью (своевременное выявление должников, гибкая работа с ними) и высокий уровень защиты информации (соответствие законодательным актам, продуманная система прав и полномочий, полный аудит обращений пользователей системы средствами как СУБД, так и системы).
Обзор рынка
Реализация крупных биллинговых систем базируется, как правило, на двух-трехуровневой архитектуре "клиент-сервер", с использованием СУБД Oracle, которая пользуется репутацией наиболее надежной СУБД. Однако в последнее время появились решения компании Inter Systems, использующие постреляционную СУБД Cache. В качестве примера можно привести АСР "Орел-М" Орловского филиала ОАО "Центртелеком" с возможностью работы на сетях связи до 10 млн абонентов при относительно скромной аппаратной поддержке (серверы Sun Fire V880R и 280R, 2х750 МГц). Характерные особенно сти (помимо стандартных) некоторых тиражируемых решений, внедренных у операторов фиксированной связи, приведены в таблице.
Современные биллинговые системы для операторов фиксированной связи являются или должны стать основой для построения комплексной системы управления предприятием связи, обеспечивающей взаимодействие всех автоматизированных систем оператора связи (абонентский учет, технический учет, АЦБР, АПУС, финансово-экономическая система и т.п.). Биллинговая система должна обеспечить выполнение централизованных расчетов за услуги связи в условиях территориально-распределенного обслуживания абонентов.
Отметим, что биллинговые системы малой и средней емкости широко используются альтернативными операторами ТфОП и IP-телефонии. Для таких систем характерным является отсутствие универсальности, то есть поддержка ограниченной номенклатуры служб и услуг. Разработчики систем такого типа для повышения конкурентоспособности своей продукции, кроме полного набора обязательных функций, стараются заложить и дополнительные возможности в рамках предоставляемых услуг.
Для получения доступа к услугам связи с любого абонентского устройства и организации более удобного способа оплаты услуг используются телефонные карты. Так, АСР Service Office Pro фирмы Forte-IT осуществляет поддержку следующих видов карт: предоплачен-ные, пополняемые и кредитные карты. Для оценки предельной емкости обслуживаемой сети в случае предоставления услуг связи с помощью телефонных карт используется, как правило, количество поддерживаемых каналов; например АСР PRIN фирмы "Экран" обслуживает до 1200 каналов.
Для организации расчета с гостиницами за предоставленные услуги связи требуется поддержка тарификации и формирования счетов в реальном масштабе времени (например, системы BarsumPro фирмы "Рексофт", TeleData фирмы Siemens).
В последнее время получила распространение идея реализации полнофункциональной работы нескольких операторов с одной биллинговой системой, так называемый "биллинг в аренду". Эта идея заложена в АСР Niklaus InterBill фирмы Niklaus Ltd.
Реализация систем малой и средней емкости в основном осуществляется в двухуровневой архитектуре "клиент-сервер" с использованием различных типов СУБД (MS SQL Server, InterBase, MySQL и др.) и возможностью функционального расширения. Более мягкие требования по сравнению с системами большой емкости положительно сказываются на стоимости таких систем.
Направления и перспективы развития
Облик сетей, которые будут работать завтра, все в большей степени будет определяться конвергенцией IP-сетей и привычных систем с коммутацией каналов [7]. IP-технологии привнесут в биллинг дополнительные сложности, связанные в основном с работой mediation devices (сбор записей в реальном времени, объединение множества пакетов, получаемых от множества сетевых элементов для создания записи об одном событии, и др.).
Для операторов, предлагающих речевую связь и IP-услуги GPRS, mediation devices должны обеспечивать:
По прогнозу компании Chorleywood Consulting, в ближайшей перспективе для операторов в области биллинга наиболее важными задачами могут стать следующие:
Последнее является наиболее трудной задачей.
Литература
Опубликовано: Каталог "АТС. Коммутационное оборудование"-2004
Посещений: 32998
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Системы тарификации, атоматические системы повременного учета" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций