В рубрику "Облака" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Технологический разброс компонентов IT-решений сегодняшнего дня довольно широк, и охватить их внедрение и поддержку одними внутренними ресурсами организаций становится все труднее. Альтернативным путем стала миграция внутренних компонентов в облачные сервисы от глобальных и локальных провайдеров. Для бизнеса цифровое облако уже стало действительностью, и назвать его новшеством сложно.
List of underlying technologies used in modern IT solutions is wide. Implementation and support of integrated solutions tends to be expensive and complex. Market responded to this problem with increased offers on cloud services from global and regional providers. In its turn business didn’t resist new opportunities and adopted to the new technology willingly.
В то же время удельный вес организаций, консервативно относящихся к идее передачи контроля над ключевыми компонентами IT-инфраструктуры третьей стороне, все еще не мал. В пользу перехода к облачным сервисам говорят несколько существенных факторов, и одним из главных остается финансовая целесообразность. Облачные сервисы основаны на принципе общего использования аппаратных, программных и кадровых ресурсов провайдеров этих услуг. Тем, кто предпочитает содержать собственную инфраструктуру, становится все сложнее конкурировать в цене со специализированными провайдерами. Растущий спрос способствует увеличению предложения в данном сегменте рынка IT-услуг и, как следствие, дальнейшему снижению цен и совершенствованию механизмов сопровождения облачных сервисов.
Одним из факторов, ратующих за миграцию в цифровое облако, является отсутствие первоначальных затрат на создание инфраструктуры. Аппаратные средства, лицензии для программного обеспечения, проектирование и внедрение физических компонентов инфраструктуры – это только часть подобных затрат. Облачные сервисы дают возможность корректировки компонентов в случае обнаружения неточностей в проектировании вычислительной мощности. К примеру, если действительные аппаратные требования ниже, чем первоначально заложенные в проект, то купленное аппаратное и программное обеспечение обречено на неэффективное использование имеющихся ресурсов или даже бесполезный простой. В случае с облачными сервисами пользователь может в течение нескольких минут изменить конфигурацию, причем без вмешательства высококвалифицированных специалистов – сегодняшние провайдеры предлагают богатый и интуитивно понятный инструментарий управления компонентами, не требующий глубоких специализированных знаний тех или иных продуктов.
Следующим фактором является возможность использования общих ресурсов. Работа в режиме "холостого хода" в непиковые часы – явление, обычное для практически любой инфраструктуры. Но платить за эти часы работы вхолостую организациям все равно приходится: аппаратные средства уже приобретены, за лицензии уже заплачено и счета за электричество продолжают поступать. Глобальные провайдеры облачных услуг решили этот вопрос путем внедрения механизмов балансирования и распределения нагрузки на имеющиеся в их распоряжении аппаратные мощности. На сегодняшний день все глобальные игроки этого рынка имеют десятки и сотни дата-центров по всему миру. Географический разброс позволяет управлять имеющимися мощностями более эффективно, перераспределяя их в нужном физическом направлении.
Другим немаловажным фактором, склоняющим чашу весов в пользу облачных сервисов, является финансовая нагрузка по содержанию квалифицированного персонала, обслуживающего инфраструктуру. Львиная доля бюджета IT-департамента уходит на зарплаты специалистов. Специфика их работы требует постоянного повышения квалификации и участия в дорогих программах обучения. Помимо этого, организация должна прилагать усилия, чтобы предотвратить текучку кадров IT-отделов. Принятие на работу новых специалистов вместо покинувших организацию означает рекрутинг, испытательные сроки, относительно низкую отдачу в течение первых месяцев работы, опять дорогостоящее обучение и т.д. Использование облачных IT-услуг не избавляет организации от этих затрат полностью, но оно позволяет IT-отделам сфокусироваться непосредственно на бизнес-решениях высшего уровня, а не тратить время и ресурсы на операционную рутину по обеспечению жизнеспособности технологий нижних уровней.
Но даже наличие стабильного и квалифицированного IT-персонала не отменяет потребности в системах резервного копирования, отказоустойчивости и восстановления после аварийных ситуаций. Наличие надежной схемы резервного копирования означает дуплицирование, а зачастую и триплицирование бизнес-данных. Это, в свою очередь, влечет за собой расходы на дополнительное дисковое пространство и лицензии на специализированное программное обеспечение для резервного копирования. Отказоустойчивость также является дорогостоящим решением, так как означает наличие дупликатов основных компонентов сетевой и серверной инфраструктуры. А аварийное восстановление и вовсе подразумевает наличие как минимум одной физической реплики рабочей инфраструктуры, находящейся в другой географической точке. Последнее гарантирует возможность обеспечения непрерывного бизнес-процесса в случае природных катаклизмов и прочих форс-мажоров.
Совокупность перечисленных факторов добавляет привлекательности в перспективу использования сервисов цифрового облака. Но при всех потенциальных выгодах миграция от внутренних ресурсов в облако требует тщательного планирования. Самым желаемым можно назвать вариант с возможностью пилотного проекта по миграции одного отдельного компонента инфраструктуры с последующим анализом возникших проблем и выработки схем по их устранению. Пренебрежение тщательным планированием чревато погрешностями в калькуляциях, результирующими как минимум в недостатках или переизбытках вычислительных мощностей. Провайдеры облачных сервисов предлагают помощь консультантов, специализирующихся на миграции в облако с учетом индивидуальных потребностей заказчика. Использование подобных специалистов является неотъемлемой частью разработки плана по миграции и гарантирует как должную вовлеченность в проект поставщика облачных услуг на начальном этапе, так и ожидаемый положительный результат в долгосрочной перспективе.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2017
Посещений: 1852
Автор
| |||
В рубрику "Облака" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций