В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Развитие рынка биллинга всегда было неразрывно связано с развитием телекоммуникационных технологий – рынка высокой маржи и огромных капексов. Капексы были следствием высокой маржи. На нее же ориентировались и производители биллинговых систем, а также всего остального ПО комплекса OSS/BSS. То есть сформировался круг компаний – разработчиков биллинговых решений, которые стоили довольно дорого.
Development of the billing has always been inextricably linked with the development of telecommunication technologies – high margin market of huge CAPEX. CAPEX were due to the high margins. It is guided by billing system producers, as well as the rest of the software complex OSS / BSS. That is a circle of companies – developers of billing solutions that cost quite expensive.
Решения эти довольно мощные и сложные. С течением времени менялась парадигма телекоммуникационного и биллингового рынка – от моноуслуг к конвергентным сервисам. Рынок предъявлял высокие требования к разработчикам, системы становились все сложнее и дороже. Прошла череда громких слияний и поглощений, что еще больше отразилось на сложности и стоимости решений, так как большую роль в ценообразовании стала играть интеграция различных решений и компонентов разных версий от разных вендоров.
В итоге сейчас большинство крупных вендоров предлагают на рынке монструозные комбайны, построенные по принципам и правилам конца 1990-х – начала 2000-х гг., которые пашут/ сеют/пожинают, но безнадежно устарели. Необходимо масштабное обновление, то есть полная переделка систем с учетом современных технологий и требований, прежде всего связанных с интеграцией компонентов и реализацией возможности быстрого проведения изменений в бизнесе операторов.
Но здесь вендоры столкнулись с серьезной проблемой – невозможностью профинансировать столь масштабные изменения.
Дело в том, что рынок телекоммуникационных услуг уже давно находится на плато стадии зрелости, согласно модели жизненного цикла Портера [3]. И появились первые признаки стадии упадка.
В частности, 14 мая "Вымпелком" опубликовал финансовую отчетность о снижении квартальной прибыли более чем в 10 раз. Пресса и "аналитики" сразу начали нападки на компанию, обвиняя ее менеджмент во всех смертных грехах. На следующий день "МегаФон" рапортовал о 29%-ном падении квартальной прибыли. Еще через 2 недели опубликовал отчетность МТС – 20%-ное падение.
Оставим за скобками эффективность менеджмента. Крупнейшие операторы теряют маржу и уже не могут также щедро закладываться в капекс, а следовательно и в комплексы OSS/BSS. Большой урон сотовым операторам приносят онлайн-сервисы вроде Whats-App, iMessage и другие, отбирая трафик одной из самых маржинальных услуг – SMS.
Операторы переходят к другой модели управления – больше внимания уделяют нишам или "хвостам" – низкооборотным продуктам в портфеле, которые могут общей массой сохранить доходность, теряемую на хитах. А в "хвостах" кроются зачастую уникальные таргетированные продукты, подход к биллингованию которых такой же таргетированный и уникальный. Все больше идет разговоров о lean-менеджменте, об умном срезании костов. Поэтому к биллинговым системам сейчас предъявляются новые требования – большая гибкость, готовность к изменениям и при этом доступность.
Жизненный цикл рынка биллинговых систем сопоставим с телекоммуникационным. А усилия вендоров перейти на смежные рынки пока не дают результатов.
Дата-центры предъявляют совсем иные требования к биллингу, нежели телекомы – им не нужны мощные комбайны, им нужна максимальная гибкость, интегрируемость и технологичность.
Биллинг в ЦОД должен решать две основные задачи:
Поэтому требования ЦОД к биллингу являются настоящим вызовом для признанных титанов биллинга – телекомов, и, на мой взгляд, нас ждет некоторая перетряска рынка биллинговых систем. Гранды с большой долей вероятности упустят рынок ЦОД, здесь на первые роли выйдут игроки средней руки или даже новые, способные предложить простое, но достаточно гибкое, а главное – современное решение. Тем более что рынок ЦОД сейчас гораздо интереснее в плане развития, нежели рынок телекома. Поскольку, помимо крупных дата-центров для публичных облачных сервисов, набирают популярность сети мини-ЦОД, или телехаусов, позволяющие организовать доступные, безопасные и удобные частные облака для самого широкого круга потребителей.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2014
Посещений: 15892
Автор
| |||
В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций