Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Биллинг в ЦОДBilling in Data Centers

Развитие рынка биллинга всегда было неразрывно связано с развитием телекоммуникационных технологий – рынка высокой маржи и огромных капексов. Капексы были следствием высокой маржи. На нее же ориентировались и производители биллинговых систем, а также всего остального ПО комплекса OSS/BSS. То есть сформировался круг компаний – разработчиков биллинговых решений, которые стоили довольно дорого.

Development of the billing has always been inextricably linked with the development of telecommunication technologies – high margin market of huge CAPEX. CAPEX were due to the high margins. It is guided by billing system producers, as well as the rest of the software complex OSS / BSS. That is a circle of companies – developers of billing solutions that cost quite expensive.

Юрий Годына
Руководитель департамента биллинга компании "Мастертел"
Yuriy Godyna
Head of Billing Department of "Mastertel" Company
Ключевые слова:
биллинг, телекоммуникации, дата-центр, телехаус, частные облака
Keywords:
OSS, BSS, billing, telecommunications, data center, Telehouse, private clouds

Решения эти довольно мощные и сложные. С течением времени менялась парадигма телекоммуникационного и биллингового рынка – от моноуслуг к конвергентным сервисам. Рынок предъявлял высокие требования к разработчикам, системы становились все сложнее и дороже. Прошла череда громких слияний и поглощений, что еще больше отразилось на сложности и стоимости решений, так как большую роль в ценообразовании стала играть интеграция различных решений и компонентов разных версий от разных вендоров.

В итоге сейчас большинство крупных вендоров предлагают на рынке монструозные комбайны, построенные по принципам и правилам конца 1990-х – начала 2000-х гг., которые пашут/ сеют/пожинают, но безнадежно устарели. Необходимо масштабное обновление, то есть полная переделка систем с учетом современных технологий и требований, прежде всего связанных с интеграцией компонентов и реализацией возможности быстрого проведения изменений в бизнесе операторов.

Но здесь вендоры столкнулись с серьезной проблемой – невозможностью профинансировать столь масштабные изменения.

Упадок на рынке телекоммуникаций

Дело в том, что рынок телекоммуникационных услуг уже давно находится на плато стадии зрелости, согласно модели жизненного цикла Портера [3]. И появились первые признаки стадии упадка.

В частности, 14 мая "Вымпелком" опубликовал финансовую отчетность о снижении квартальной прибыли более чем в 10 раз. Пресса и "аналитики" сразу начали нападки на компанию, обвиняя ее менеджмент во всех смертных грехах. На следующий день "МегаФон" рапортовал о 29%-ном падении квартальной прибыли. Еще через 2 недели опубликовал отчетность МТС – 20%-ное падение.

Оставим за скобками эффективность менеджмента. Крупнейшие операторы теряют маржу и уже не могут также щедро закладываться в капекс, а следовательно и в комплексы OSS/BSS. Большой урон сотовым операторам приносят онлайн-сервисы вроде Whats-App, iMessage и другие, отбирая трафик одной из самых маржинальных услуг – SMS.


Операторы переходят к другой модели управления – больше внимания уделяют нишам или "хвостам" – низкооборотным продуктам в портфеле, которые могут общей массой сохранить доходность, теряемую на хитах. А в "хвостах" кроются зачастую уникальные таргетированные продукты, подход к биллингованию которых такой же таргетированный и уникальный. Все больше идет разговоров о lean-менеджменте, об умном срезании костов. Поэтому к биллинговым системам сейчас предъявляются новые требования – большая гибкость, готовность к изменениям и при этом доступность.

Жизненный цикл рынка биллинговых систем сопоставим с телекоммуникационным. А усилия вендоров перейти на смежные рынки пока не дают результатов.

Биллинг в ЦОД

Дата-центры предъявляют совсем иные требования к биллингу, нежели телекомы – им не нужны мощные комбайны, им нужна максимальная гибкость, интегрируемость и технологичность.

Биллинг в ЦОД должен решать две основные задачи:

  • Биллингование услуг IaaS и PaaS (основные услуги ЦОД). Бизнес-модель данных услуг похожа на бизнес-модель инфраструктурных операторов – она относительно проста и не предъявляет существенных требований к биллингу, к тому же большинство платформ IaaS уже имеют богатый функционал для предбиллинга.
  • Предоставление услуг биллинга для клиентов ЦОД, оказывающих своим клиентам услуги SaaS и др. Здесь уже нет единой бизнес-модели – они постоянно меняются, так как здесь и кроются те самые таргетированные "хвосты". Большинство SaaS-сервисов имеют свой биллинговый функционал, который позволяет реализовать свою уникальную бизнес-модель, являющуюся их конкурентным преимуществом на рынке. Отсутствие жестких требований по сертификации и лицензированию обеспечивает почти полную свободу действий, что в классическом телекоме практически невозможно.

Поэтому требования ЦОД к биллингу являются настоящим вызовом для признанных титанов биллинга – телекомов, и, на мой взгляд, нас ждет некоторая перетряска рынка биллинговых систем. Гранды с большой долей вероятности упустят рынок ЦОД, здесь на первые роли выйдут игроки средней руки или даже новые, способные предложить простое, но достаточно гибкое, а главное – современное решение. Тем более что рынок ЦОД сейчас гораздо интереснее в плане развития, нежели рынок телекома. Поскольку, помимо крупных дата-центров для публичных облачных сервисов, набирают популярность сети мини-ЦОД, или телехаусов, позволяющие организовать доступные, безопасные и удобные частные облака для самого широкого круга потребителей.

Литература

  1. МегаФон подтвердил прогнозы на год, сократив квартальную прибыль на 43%. [online]. Доступ через http://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKBN0E90FG20140529.
  2. Прибыль МТС в России упала на 20%. [online]. Доступ через http://lenta.ru/news/2014/05/27/mts/ http://slon.ru/fast/business/kvartalnaya-pribyl-vladeltsa-bilayna-upala-v-10-raz-1097780.xhtml.
  3. Porter L.W. Organizational Influence Processes. – Glen-view, IL: Scott Foresman, 1983.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2014
Посещений: 15908

  Автор

Юрий Годына

Юрий Годына

Руководитель департамента биллинга компании "Мастертел"

Всего статей:  6

В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций