В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Одна из популярных дискуссий в IT-отрасли сегодня касается подходов к строительству и оценке эффективности работы ЦОДов. С точки зрения бизнеса, конечно, главный критерий эффективности – коммерческая успешность. Никто не станет спорить с тем, что в бизнесе главное – это заработать деньги, поэтому и в отношении оценки эффективности ЦОДов также необходимо использовать показатели окупаемости, сроков возврата инвестиций, а также ТСО – общей стоимости владения. Но поскольку дискуссии об эффективности ЦОДов ведутся в основном в техническом сообществе, эти основные с точки зрения бизнеса показатели пока не так часто используются.
Как известно, стандарт ISO-9000 отмечает, что эффективность – это соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами. Важную роль играет процент заполнения территории ЦОДа, а также отношение работающего оборудования к простаивающему. По этой причине технические характеристики, соответствующие самым высоким отраслевым стандартам, не всегда способствуют развитию бизнеса ЦОДа, ведь если вложения не окупаются, то и эффективность бизнеса будет низкой. Образцом эффективности будет такой ЦОД, инфраструктура которого стремится к использованию с максимальной отдачей, а издержки эксплуатации вместе с этим будут стремиться к нулю.
В связи с этим встают вопросы энергоэффективности и другие аспекты эксплуатации ЦОДов, уже не первый год волнующие IT-сообщество. После того, как стало ясно, что расходы на охлаждение могут превосходить расходы на питание оборудования, IT-производители приложили немало усилий, чтобы снизить стоимость и эксплуатационные издержки решений, предназначенных для физической инфраструктуры ЦОДов.
Одним из инновационных подходов стало размещение офисов в одном здании с ЦОДом и отопление офисных помещений теплом, отведенным от IT-оборудования. Помимо этого, есть ряд примеров успешных ЦОДов, архитектура которых кардинально отличается от общепринятой. Как известно, Google использует при строительстве своих ЦОДов подход, нацеленный в первую очередь на сокращение капитальных инвестиций и стоимости оборудования, – собранные на заказ серверы используют самые дешевые компоненты. Этот подход оказался очень эффективным даже с учетом более высокого уровня отказов, чем у фирменного оборудования.
IT-служба корпорации Intel еще в 2007 г. провела эксперимент, целью которого было выяснить, как охлаждение влияет на срок жизни серверного оборудования (документ ‘Reducing Data Center Cost with an Air Economizer’, август 2008). В ходе PoC-проекта в пустыне с суточным перепадом температуры до 20 °С был размещен ЦОД из 900 высокопроизводительных серверов, причем сезонные колебания составляли от -5 °С до 35 °С. Для половины серверов применялись фирменные решения для охлаждения в ЦОДе, а для остальных – обычный вентилятор, использующий воздух уличной температуры и влажности, слегка очищенный от крупных частиц пыли. К удивлению инженеров, спустя почти год во второй группе серверов было зафиксировано всего на 2% больше отказов, чем в первой. При этом стоимость эксплуатации за счет отказа от охлаждения снизилась на $2,87 млн в год из расчета на ЦОД мощностью в 10 мВт.
Данные эксперименты показывают, что главные открытия в области эффективности эксплуатации IT-инфраструктуры, возможно, еще впереди. Необходима серьезная обучающая работа, чтобы владельцы ЦОДов видели потенциальный экономический эффект от перехода на сберегающие и инновационные решения. Главное – помнить, что универсального рецепта эффективности не существует, и быть готовыми искать свой собственный подход.
Эффективность коммерческого ЦОДа должна оцениваться по тому, какие услуги он предоставляет и как он это делает. Пока в России коммерческие ЦОДы используются в основном для сдачи в аренду площадей под серверные мощности либо серверного оборудования с необходимой инфраструктурой, в то время как в развитых странах популярностью пользуется предоставление через ЦОД облачных сервисов – услуг, при правильном подходе обеспечивающих гораздо более высокий возврат инвестиций с единицы площади и оборудования. После того, как наш рынок "дозреет" до таких услуг, российские ЦОДы станут намного эффективнее и начнут предъявлять совсем другие требования к своим подразделениям по проектированию и эксплуатации. Клиенты ЦОДов сегодня нуждаются во все более современных и производительных сервисах, новых структурах на основе виртуализации, возможности индивидуально подбирать пакеты услуг с учетом потребностей их бизнеса. Поэтому в ЦОДах должны быть не только эффективные системы охлаждения, но и современные системы мониторинга и управления производительностью IT-инфраструктуры и приложений, позволяющие планировать предоставление услуг и контролировать их качество.
Сколько времени тратится в вашем ЦОДе на вынужденный простой, время сервисного обслуживания, устранение неполадок? Какие сервисы вы предоставляете или планируете внедрить? Удовлетворены ли вы уровнем доходности ваших услуг? Мы приглашаем владельцев и специалистов по строительству и эксплуатации ЦОДов принять участие в нашем круглом столе, материалы которого будут опубликованы в журнале "Технологии и средства связи" № 4 за 2015 г.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2015
Посещений: 6714
Автор
| |||
В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций