Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Тенденция IT-аутсорсинга - консолидация игроков

Николай Афонасьев
Руководитель направления
IT-аутсорсинга компании
"Аутсорсинг 24"

Сложно ли в России найти ответственного аутсорсингового партнера?
- Не сложно. Многие компании подходят к IT-аутсорсингу ответственно, но, несмотря на это, многие проекты заканчиваются неудачно, особенно если требуются достаточно сложные комплексные услуги, которые отходят от типовых.

Конечно, зрелость огромного числа игроков постепенно растет, рынок консолидируется, но существует много аутсорсинговых компаний, предлагающих на первый взгляд примерно одинаковые услуги. Поэтому сильным, опытным игрокам приходится конкурировать с огромным количеством компаний, предлагающих те же самые услуги, но, по сути, не способных обеспечить заказчика преимуществом.

Каковы основные проблемы в отношениях заказчика и подрядчика?
-  Проблемы в аутсорсинговых контрактах в основном связаны с тем, что аутсорсинг - комплексный продукт, гораздо более сложный, чем поставка какого-либо товара или оказание большинства услуг. По сути, это продажа партнерских отношений. Наличие же или отсутствие сложностей в первую очередь зависит от того, насколько заказчик и поставщик услуг сумеют выстроить эти отношения и как будут их поддерживать. Аутсорсинг подразумевает встраивание в технологические бизнес-процессы заказчика и заполнение какого-то его участка. Основная зона проблем - несоответствие ожиданиям заказчика.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут избежать проблем, связанных с непониманием границ ответственности, квалификацией и выбором услуг:

  • определите цели привлечения аутсорсинговой компании: для разных целей - разные средства и методы;
  • сформулируйте основные требования к составу и параметрам услуг, существующие ограничения;
  • сформируйте спецификацию услуги, требования к ее качеству;
  • составьте SLA;
  • согласуйте процедуры выполнения основных работ;
  • соберите всю информацию о существующей ситуации на рынке, поймите, какие услуги на текущий момент оказываются и сколько они стоят.

Аутсорсинг - это, как правило, долгосрочные контракты. Они имеют смысл прежде всего при длительности от года (как правило, 3-5 лет). Заказчику нужно сразу понимать, как будет меняться его бизнес со временем - куда он будет расти или сокращаться и как при этом будут меняться услуги. Помимо этого, он должен быть готов, что покупает не готовый продукт, а участие внешней компании в его бизнес-процессах, поэтому ему надо активно участвовать в работе над проектом, то есть выделять команду:

  • ответственных за проект на разных уровнях: стратегическом, практическом, операционном;
  • контролирующих выполнение целей и задач проекта;
  • наблюдающих за выполнением каких-то конкретных метрик по качеству услуг;
  • взаимодействующих непосредственно с исполнителем по решению каких-то операционных задач и услуг.

Правда ли, что аутсорсинг приводит к снижению стоимости IT только в больших компаниях?
- Нет, это, безусловно, неправда. Думаю, этот вопрос родился из того, что в крупных компаниях действительно проще, когда в IT-отделе работает большое количество персонала и всегда можно найти источники для повышения эффективности. Но, по сути, экономическая выгода аутсорсеров связана с такими вещами, как экономия на объеме, возможность использовать один и тот же штат специалистов для оказания услуг многим клиентам, то есть эффективно использовать не только их рабочее время, но и оказывать услуги, так как процессы наработаны, инструменты и опыт тоже в наличии.

В целом для компании любого размера и любого профиля можно выделить задачи, которые имеет смысл передать на аутсорсинг с экономической точки зрения. Если достаточно полно оценить затраты компании на выполнение той или иной функции, можно понять, что существует возможность привлечь аутсорсера, который выполнит ее лучше и дешевле.

Каковы перспективы развития IT-аутсорсинга в России на ближайшие годы?
- Развитие рынка будет соответствовать тому, что мы видели за последние 10 лет (рост составил 20-25%). Никакого взрывного роста не будет - можно ожидать плавный рост объема, компетенции основных участников, зрелости поставщиков и заказчиков. Но все это при условии, что не будет сильного кризиса в разных секторах экономики, потому что аутсорсинг - экономически зависимый сектор. Если кризис не окажется обвальным, то аутсорсинг сможет сохранить свою динамику или по крайней мере не провалиться вместе с рынком. Как показал кризис 2008 г., аутсорсинг незначительно, но рос и продемонстрировал лучшие показатели, чем другие секторы IT.

Еще одна тенденция будет набирать силу - консолидация игроков. Думаю, рынок придет к тому, что появится больше заметных игроков: компании, предоставляющие специализированные аутсорсинговые услуги, то есть они будут формироваться как специализированные сервисные аутсорсинговые компании.

Если брать по секторам экономики, то неким двигателем дальнейшего развития аутсорсинга могут стать те секторы, которые сейчас все активнее обращаются к нему, - финансовый и топливно-энергетический. Эти отрасли уже имеют достаточный опыт работы с аутсорсингом.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2012
Посещений: 27562

Статьи по теме

  Автор

Николай Афонасьев

Николай Афонасьев

Руководитель направления
IT-аутсорсинга компании
"Аутсорсинг 24"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций