В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
За последние 10 лет я побывал на многих российских выставках в разных отраслях, и практически на каждой слышал мнения экспонентов, что выставка умирает, что она исчерпала себя и что смысла в ней больше никакого. На вопрос "А зачем тогда вы здесь?" они чаще всего отвечали: "Нам же нужно показать партнерам и конкурентам, что мы не ушли с рынка", и через год я снова встречал их на той же площадке. Какие-то выставки действительно отмирали, какие-то (вопреки пессимистичным прогнозам) менялись и вновь набирали полные залы.
На мой взгляд, выставки можно условно разделить на две категории: "искусственно созданные" и "естественные". Первые существуют благодаря некоторой внешней подпитке: стороннее финансирование, административный ресурс и т.п. – и как только она заканчивается, мероприятие прекращает свое существование. Вторые, такие как "Связь-Экспокомм", живут в соответствии с законами рынка, меняются вместе с рынком и отражают те процессы, которые происходят на нем. Эта категория выставок значительно более "живучая", чем первая.
Облик и формат выставки меняются от года к году. Сегодняшний "Экспокомм" сродни телекоммуникационному Вавилону. Вместе с традиционными связистами (телефонистами, кабельщиками и т.п.) на площадке выставляются телеканалы и радиостанции, производители коммутационного оборудования соседствуют с разработчиками ПО, а спутниковые операторы – с мобильными. На первый взгляд идет смешение жанров и тем, но если присмотреться повнимательнее, становится очевидно, что выставка представляет собой срез современного телекоммуникационного сообщества.
Телеком переживает сегодня смену ориентиров. Рынок становится менее техническим и более потребительским. Оставаясь одной из самых высокотехнологичных, отрасль связи все больший акцент делает на маркетинге, сервисе и ширине спектра услуг. Клиентов все меньше интересует, каким образом передается информация,– они хотят получить устойчивую мобильную связь, удобный домашний или офисный телефон с определенным набором функций, быстрый Интернет и достаточное количество телеканалов с высоким разрешением.
На первый план выходит услуга передачи контента потребителю, независимо от того какими средствами этот контент передается.
Еще одной глобальной тенденцией можно назвать "айтизацию" телекома. Собственно, сегодня говорить раздельно об информационных и телекоммуникационных технологиях идеологически неверно. Эти два направления плотно сплелись в одно целое, что подтверждается решениями в областях IТ-аутсорсинга, облачных вычислений и ЦОД, представленными на выставке крупными, традиционно телекомовскими вендорами.
По данным организаторов, в мероприятии приняли участие 614 экспонентов, что на 17% больше, чем в прошлом году. Почти треть из них – зарубежные компании. Участники представили 26 стран. Было организовано четыре национальных павильона: США, Германии, Китая и Тайваня. Самым многочисленным из них стал павильон Китая, организованный Подкомитетом электротехнической и инфокоммуникационной промышленности ТПП КНР (CCPIT) и ACE. В этом году под его эгидой собралось около 100 экспонентов (больше половины всех иностранных участников).
По китайским стендам хорошо заметно, как учитываются и исправляются недостатки прошлых лет. Еще четыре года назад приходилось искать хотя бы одного человека на несколько стендов, говорящего на языке, отличном от китайского. И складывалось впечатление, что участники не очень хорошо представляют, зачем они здесь. В этом году на стендах хватало людей, говорящих на русском и английском. Да и сами стенды изменились: стали больше, очевиднее и информативнее, на них появились столики для переговоров.
Невольно закрадывается опасение, что такими темпами "Экспокомм" скоро станет "выставкой достижения китайского народного хозяйства".
Географическое распределение российских участников тоже весьма показательно: 47% (от общего числа) – Москва и Московская область, 9% – Санкт-Петербург, 13% – другие регионы РФ. При этом большинство участников ожидает именно московских посетителей. Разумеется, необходимо сделать поправку на то, что на московское мероприятие собираются прежде всего московские компании. Тем не менее эти цифры отражают очевидную картину: Центральный округ перенасыщен телекоммуникационными компаниями, в то время как многие регионы по-прежнему испытывают значительный дефицит связи.
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ представило на выставке довольно большую программу. 10 мая состоялось заседание совета по массовым коммуникациям Минкомсвязи России, на котором обсуждалась стратегия развития отрасли до 2020 г. 11 мая – итоговое заседание коллегии Минкомсвязи России, которое открыл заместитель председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов. 12 мая – Второй российский форум по управлению Интернетом, на котором министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев отметил роль Интернета как важного фактора общественного развития. Также в этот день был собран совет главных конструкторов ведомственной информатизации, на котором обсуждались результаты внедрения электронного правительства и государственных услуг в электронном виде. 13 мая прошел XIII Международный форум МАС’2011, организованный Минкомсвязи России.
Несмотря на насыщенность официальной программы регулятора, прошла она не слишком заметно для участников и посетителей. Вход на заседания был ограничен, и хотя шла прямая трансляция на экраны в залах, во-первых, расположены они были не слишком удачно для комфортного просмотра большим количеством людей, а во-вторых, трансляция исключала самый важный момент таких мероприятий – возможность задать свой вопрос представителям власти.
В целом создалось впечатление, что регулятор и рынок сегодня отделены друг от друга и курс Минкомсвязи слабо совпадает с развитием отрасли. Очень хорошо это было заметно на семинаре Ассоциации документальной электросвязи "Содействие в создании понятной, непротиворечивой и предсказуемой нормативной правовой среды развития российских инфокоммуникаций", прошедшем в заключительный день выставки. Несмотря на то что АДЭ – общественно-государственное объединение, созданное с целью качественного взаимодействия рынка и регулятора, по факту это взаимодействие получается очень медленным и не совсем взаимным. Представители отрасли разрабатывают проекты, министерство их рассматривает, но диалог так и не происходит.
В итоге, в то время как регулятор разрабатывает концепции перехода к инфокоммуникационному сообществу, телекоммуникационные и IТ-компании строят локальные элементы этого сообщества в соответствии с законами рынка в рамках уже существующего законодательства.
Никогда ответ на этот вопрос не был однозначным. Каждый участник преследует свою цель, но цели эти со временем сильно меняются. Еще лет десять назад можно было сказать: " Я пришел сюда, чтобы увидеть новые технологии". Сегодня новых технологий на "Экспокомме" очень мало. И во многом это заслуга именно инфокоммуникационной отрасли. Зачем ждать очередной выставки, если Интернет позволяет продемонстрировать новинку и предоставить исчерпывающую информацию о ней? Кроме того, широкому кругу потребителей уже интересно не как ему организуют канал связи, а что ему по этому каналу предложат.
Деловые контакты, подписание новых контрактов, заключение соглашений, переговоры – все это было актуально для выставок прошлого. Но сегодня, когда рынок устоялся, когда большинство потенциальных партнеров друг друга знают и когда все вышеперечисленное можно сделать с помощью современных средств связи, выставка постепенно переходит в формат большого форума, на котором можно пообщаться с коллегами, устроить презентацию или собрать пресс-конференцию с меньшими усилиями и затратами.
Таким образом, "Связь-Экспокомм" стал в первую очередь имиджевым мероприятием, на котором можно почувствовать "пульс" рынка, напомнить о себе и посмотреть, как идут дела у других. Как сказал мне один из давних участников выставки: "Я не жду от "Экспокомма" новых деловых контактов. Я четко понимаю, что мероприятие не окупит себя новыми заказами. Но если я не появлюсь здесь, на следующий же день мне позвонят и спросят, какие проблемы у моей фирмы. А кроме того, "Экспокомм" – единственная крупная российская выставка, на которой я могу сразу пообщаться с большинством своих коллег и партнеров".
Подробную информацию о выставке "Связь-Экспокомм'2011" см. на сайте Центрального выставочного комплекса "Экспоцентр" www.expocentr.ru.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2011
Посещений: 14411
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций