Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Выставки" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Экспокомм" как "Экспокомм"

Ю.Д. Журавлев
Главный специалист ЗАО "Микроэкс-Пейджинг"

В середине мая, как всегда, в "Экспоцентре" состоялся традиционный форум "Связь-Экспокомм-2007". С самой первой выставки, организованной в начале 1990-х годов, это мероприятие - как и положено экспозиционному зеркалу - отражает миграцию телекоммуникационных технологий к достижениям в информационных технологиях. А для последних, в свою очередь, демонстрирует развитие многочисленных приложений в сетевых решениях удаленного обмена информацией на базе целенаправленно обновляемых сетей связи.

Реалии российского рынка

Выставка именно состоялась, а не просто прошла. Состоялась, несмотря на отсутствие в экспозиции целого ряда ведущих зарубежных компаний из сферы сетевых решений и оборудования. "Отпали" ранее постоянные ее участники: Alcatel вместе с Lucent, Avaya, Cisco, Hewlett-Packard, NEC и другие. Alcatel и Avaya, однако, организовали экспозиции на набережной около "Экспоцентра", придерживаясь основных выставочных принципов - всегда напоминать о присутствии компании и пользоваться любой возможностью, чтобы подчеркнуть успешность ее деятельности в этом сегменте рынка, ознакомить со своими обновленными продуктами действующих и потенциальных партнеров и клиентов. Остальные, очевидно, приняли во внимание факт насыщенности российского рынка традиционными решениями и оборудованием и наличие у них сложившихся каналов продвижения продуктов на этом рынке. Не исключено, что учитывались и пока что имеющиеся неопределенности с решениями вида NGN для модернизации сетей связи. Но, конечно, причина их отсутствия кроется вовсе не в утраченном внимании к данной выставке Мининформсвязи.

Поясню последний тезис. Во-первых, очевидно: чем больше экспозиций, тем должно быть лучше для развития отрасли. Между прочим, названное министерство использовало возможности и данной выставки, чтобы поддержать продвигаемые решения по принципиальным на сегодня направлениям (см. ниже).

Во-вторых, для компаний-поставщиков рыночные принципы по-прежнему актуальны, что подтверждается представительностью настоящей выставки.

В-третьих, на решение об участии или неучастии, скорее, повлиял отмеченный факт - на российском рынке "уже все есть". Более того, продукты практически всех перечисленных и других ведущих компаний присутствовали в данной экспозиции, представленные их партнерами (совместными предприятиями, дистрибьюторами, дилерами и т.п.). Непосредственно продвигать свои продукты остались компании Huawei, LG, Panasonic, ZTE (тоже осуществляющие деятельность совместно с западными компаниями), и Siemens - в партнерстве с юго-восточными фирмами. При этом экспозиция компаний Китая и Южной Кореи существенно расширилась за счет представителей СМБ. Практически все основные российские поставщики телекоммуникационных решений и оборудования активно участвовали в данной выставке, экспонируя как продукты вендоров (в том числе - результаты совместных усилий), так и свои продукты.

Специалистам были продемонстрированы все последние решения по системам (платформам) и средствам (компонентам), причем выставлялись как сегодняшние достижения в телекоммуникационной сфере (включая опыт их использования операторами, развивающими свои сети с расширением набора услуг), так и перспективные разработки.

Потенциал московского региона исчерпан?

В этом смысле выставка отразила тенденции последовательного смещения сетевых решений к построению мультимедиа-сетей и отметила, что на российском телекоммуникационном рынке в поддержку развития информационных технологий "все решения и средства МСС уже есть". Конечно, в первую очередь, это определяющие решения развития информационного доступа - NGN, IMS, WiMAX.

"Связь-Экспокомм" всегда предоставляла специалистам полную, непосредственную информацию для разработки и выверки проектов построения и модернизации ТК-сетей от системных решений до компонентов (начиная с АФУ и кончая ИБП), организации востребованных и потенциальных услуг операторов. Такой же предстала экспозиция 2007 года, дополнив, естественно, уже известную информацию анонсированием новых продуктов.

К сожалению, экспозицию этого года покинули все ведущие компании-операторы услуг сотовой связи (МТС, "Вымпел-Ком", "МегаФон"). Очевидно, рассудив, что потенциал абонентов московского региона для них полностью исчерпан, они решили шоу-представление последних лет на данной выставке не продолжать. МТС покинула выставку вместе со всей группой компаний "Система-Телеком" с услугами фиксированного доступа, как речевого (МГТС), так и обмена данными и видеодоступа ("Комстар-ОТС"), услугами магистральной сети (МТТ). Выпали из экспозиции операторы МРК "Связьинвеста", а также "Ростелеком", "ТрансТеле-Ком", "Газсвязь". И посетители-специалисты операторского и клиентского сегментов оказались лишены возможности ознакомиться с опытом реализации названными компаниями тех или иных решений, чтобы учесть не только позитивные, но и негативные факторы. В этом плане сохранили информационную привлекательность экспозиции компаний "Газком", "Глобал Сат". Операторов-сотовиков все же представляли их партнеры по сервису, как, например, "Евросеть".

Вместе с тем, с прекращением на выставке конкурирующих шоу-представлений (по-русски - балаганов) сотовых компаний, выставка "Связь-Экспокомм" вновь обрела свой деловой характер.

Немного о структуре

Павильон 1 традиционно занимает экспозиция каналообразующих средств и комплектующих элементов. Наглядным примером первого направления выступает постоянный участник выставки -компания Zelax (модемы физических линий). Компания Zelax в данной экспозиции показала, что она последовательно расширяет состав продуктов до мультиплексоров и маршрутизаторов, развивает линейку уже под платформенное решение NGN. Это отражает факт, что компании-разработчики каналообразующих средств последовательно диверсифицируют свою деятельность с выходом на комплексные решения. Комплектующие элементы представлены в полном наборе целым рядом постоянных экспонентов выставки. А вот технологии производства электронных средств из экспозиции почему-то "ушли".

Павильон 2 - отданный под комплексные сетевые решения - представлял все основные платформенные направления. Это большой ряд решений NGN, теперь уже и IMS, превалирующие сегодня в решениях радиодоступа, технологии и средства Wi-Fi с дальнейшим развитием к WiMAX. В продвигаемых продуктах четко просматривается концепция "одна сеть - все услуги" (Triple Play - из этого ряда). Концепция интересна для поставщиков в силу высокой стоимости таких продуктов и формирования условий для перманентной модернизации сетей операторами, что открывает перспективы создания широкого канала рынка. Она привлекательна и для операторов - надеждой в соревновательности рынка захватить в свою сеть вместо одного нише-вого сегмента телекоммуникационных услуг сразу все: и речевую связь (телефонию - фиксированную и мобильную), и обмен данными (доступ, включая мобильный, ко всем мыслимым приложениям информационных технологий), и аудио/видеосервис (радио и телевизионное вещание, конечно по запросу, вплоть до мобильного). Основой концепции является конвергенция технологий в одной сети. "По умолчанию" (в интересах опять же поставщиков) опускается концепция конвергенции сетей, которая всегда была основой развития телекоммуникаций, в том числе и в современных приложениях. Ассимиляция с существующей инфраструктурой сетей фиксированной связи явилась важным условием быстрого распространения сетей и услуг сотовой мобильной связи. Исключительным по наглядности примером служит широкое поступательное распространение технологии передачи данных через Интернет на базе инфраструктуры существующих сетей связи. Построение сетей радио и телевизионного вещания на естественном, эффективном для широкого охвата "эфирном" ресурсе обеспечило и до сих пор поддерживает их массовое распространение. Напротив, проработка в той же Всемирной паутине режима Web-вещания, требуемого для многих приложений, не имела позитивного выхода по банальной причине - сеть просто перегружается. Именно конвергенция сетей обеспечивает максимальное использование всех возможных ТК-ресур-сов, пока что дефицитных для распространения информационных технологий в массовом применении, где их эффективность наибольшая.

В зале 3 павильона 2 в развитие комплексных сетевых решений экспозиции представлена специализация решений для радиодоступа. В этом сегменте уже несколько сокращена экспозиция "трубок" (аксессуаров к ним) систем мобильной связи, но она дополнена за счет функционально продвинутых мобильных средств (коммуникаторов, КПК), представленных, в основном, южно-корейскими изготовителями.

Павильон 7 выделил экспозицию развития и продвижения в России цифрового телевизионного вещания. Известно, что технологические проблемы перевода телевизионного вещания "на цифру" были решены еще несколько лет назад, включая оснащение отечественным оборудованием. Это же подтверждает многолетний опыт цифровой трансляции спутникового телевидения компании "НТВ-Плюс". Настоящая выставка продемонстрировала реальные подвижки разрешения проблем переоснащения цифровыми пользовательскими средствами 80-миллионной армии телеприемников клиентской сети. В экспозиции представлен сразу целый ряд приставок (STB) к аналоговым телевизорам с уже приемлемым соотношением цена/качество и готовностью производства. Например, для моделей "Микрон DVB-T" (Нижегородский завод им. М.В. Фрунзе), "ICxSTB 500-01" ("Интеркросс", г. Рязань), "ТЕКА 5101-Т" ("Радиозавод", г. Пенза) стоимость приставки не превышает четверти цены простенького по сегодняшним меркам телевизора (называется сумма в 1200-1300 рублей). Остается отработать проблему перевода телевещания на платную основу и решить задачу предоставления пакетно-блочных услуг по подписке на платной основе.

В павильоне 8 впервые выделена экспозиция навигационно-информационных систем (НИС), очевидно с повышением государственного звучания проекта отечественной глобальной навигационной спутниковой системы "ГЛОНАСС". Экспозицию венчает огромный плакат "Росавиакосмоса" со всеми приложениями НИС. Вместе с тем экспозиция своей скромностью никак не поддерживает государственного значения проекта.

В составе его участников 4 компании:

  • РНИИ КП (головная организация по наземной инфраструктуре проекта) представляла системы мониторинга автотранспорта и высокоточного позиционирования (для нужд геодезических и кадастровых работ, с ККС и ДПС, в поддержке трансляции корректирующих поправок в сетях телерадиовещания в технологии уплотнения их каналов, что обеспечивает быстрое распространение таких НИС по регионам);
  • РИРВ продемонстрировала контрольно-корректирующую станцию (ККС) и терминальные средства пользователей с дифференциальной подсистемой (ДПС) геодезической НИС, а также средства систем синхронизации;
  • МКБ "Компас" показал коммуникаторы в защищенном (для полевых условий) исполнении;
  • НРТБ продемонстрировал систему мониторинга автотранспорта, а также систему и услуги планирования на местности сетей связи.

Последние экспонаты предусматривают использование системы позиционирования GPS США, остальные - совмещенное пользование "ГЛОНАСС"/GPS. Другие пользовательские средства НИС в виде коммуникаторов со встроенной поддержкой GPS растеклись по разным павильонам, был риск их и не найти.

Также экспозиция указывает на разрозненность усилий участников в реализации проекта "ГЛОНАСС", получается, что каждый "сам по себе". Определенные ФЦП "ГЛОНАСС" цели и декларируемые первым вице-премьером Сергеем Ивановым задачи коммерциализации и распространения услуг не подкреплены ни сводной программой, ни планами их реализации - в первую очередь, по созданию наземной инфраструктуры и организации производства средств. Экспозиция демонстрирует большое внимание к системе и средствам GPS США, в том числе и к производству подобных средств в России. Экспоненты заявляют, что "рынок все расставит по своим местам", почему-то не стыкуя сегодняшние принципы организации рыночной деятельности с необходимостью построения каналов продвижения продукта на рынке, тем более под национальные программы. Продвигать "ГЛОНАСС" - так продвигать.

Впервые выделена в этом же павильоне 8 (зал 1) секция платежных систем из сегмента электронного банкинга. Предложен целый ряд платежных автоматов (терминалов), построение сетей которых послужит распространению современных электронных платежных технологий - например, модели компаний ОСМП, FAIR PAY Payment System. Представлены системы удаленных платежей, например, "Мобильный кошелек" (в технологии SMS, АКБ "Русинвестклуб"), FT-PAY (платежи через Интернет и терминалы, компания Finatex), WebMoney Transfer (Интернет-платежи через сайт www.web-money.ru). Однако о системах их безопасности, определяющих распространение данных технологий, в экспозиции - ни слова. К сожалению, тема информационной безопасности с настоящей выставки ушла в специализированные мероприятия, нарушив комплексность предлагаемых решений.

Еще о выставке

Все приведенные и другие разделы экспозиции поддержаны информационно-аналитическими материалами соответствующих специализированных издательств. Все основные направления организовали по мере прохождения выставки конференции и круглые столы для специалистов (особо выделяется тематика "Цифровое телевизионное вещание). А вот структурная специализация еще не всегда соблюдается, что для специалистов удобств не создает. Например, комплектующие элементы кроме павильона 1 были вкраплены в ряде других павильонов. Коммуникаторы со встроенной поддержкой навигационных услуг (GPS), кроме зала 2 можно было встретить в зале 3 того же павильона и в зале 3 павильона 2. А справочно-информационная служба выставки, несмотря на компьютерное оснащение, такими данными не располагала.

Тем не менее... "Экспокомм" есть "Экспокомм", и участие в нем, хотя бы в качестве посетителя, во всех отношениях полезно - ради свежей непосредственной информации.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2007
Посещений: 18304

  Автор

 

Журавлев Ю.Д.

Главный специалист ЗАО "Микроэкс-Пейджинг"

Всего статей:  1

В рубрику "Выставки" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций