В рубрику "Выставки" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Минус создание конкурентоспособной IT-продукции?
Государство в лице Министерства информационных технологий и связи очевидным образом наращивает свое присутствие в сфере разработки IT-продуктов и решений. В рамках реализации ФЦП "Электронная Россия", Национальных проектов, Концепции региональной информатизации и ряда других программ федеральные органы госвласти намерены напрямую финансировать создание типовых решений для различных областей деятельности региональных органов госвласти. Такая политика обосновывается неразвитостью рынка коммерческих решений. Но не станет ли ее следствием еще большая деградация отечественных IT-компаний, единственной заботой которых станет толкотня вокруг "бюджетного пирога"? Не придется ли при такой политике вообще забыть о создании конкурентоспособной российской индустрии информационных технологий? Редакция журнала "Технологии и средства связи" внимательно следит за развитием событий в сфере разработки коммерческих IT-продуктов и намерена информировать читателей о происходящем.
Совет по региональной информатизации
Первое заседание Совета по региональной информатизации и созданного при нем экспертного совета состоялось под председательством Л.Д. Реймана 20 октября 2006 года в рамках шестой международной выставки-форума "Инфокоммуникации России - XXI" ("ИнфоКом-2006") в Москве. В заседании участвовали 152 человека, в том числе: 49 членов Совета региональной информатизации, представлявших 43 региона России; 67 членов экспертного совета, представлявших 55 российских регионов; 27 приглашенных участников, представлявших 7 регионов; 9 представителей прессы.
Совет по региональной информатизации создан в рамках реализации Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной недавно распоряжением Правительства РФ.
Совет возглавил министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Рейман. Заместителем председателя Совета региональной информатизации стал заместитель министра информационных технологий и связи РФ Д.А. Милованцев. В состав Совета региональной информатизации входят руководители и ведущие представители Мининформсвязи России и Федерального агентства по информационным технологиям, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уровне заместителя первого руководителя региона, руководителя региональной администрации или министра.
В Экспертный совет при Совете региональной информатизации, возглавляемый Д.А. Милованцевым, входят руководители ответственных за информатизацию подразделений региональных органов власти, целый ряд представителей бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества.
Основными задачами Совета являются:
Приоритеты и механизмы государственной поддержки региональной информатизации
На первом заседании Совета министр Л.Д. Рейман огласил основные цели федерального центра в области региональной информатизации:
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи:
Однако процесс достижения поставленных целей, по мнению Л.Д. Реймана, простым не будет. Эффективности региональной информатизации препятствуют следующие факторы:
Иными словами, по мнению министра, в области региональной информатизации отсутствуют:
Значительный импульс внедрению ИКТ позволит придать прозрачная система взаимодействия федерального центра и субъектов РФ в сфере региональной информатизации. Как считает Л.Д. Рейман, для ее формирования необходимо:
Сферы ответственности по главным целям региональной информатизации Мининформсвязи предлагает поделить (см. табл. 1-3).
Информационное неравенство регионов России
20 октября объявлен конкурс на выбор субъектов РФ для реализации пилотных решений.
Итоги конкурса планируется подвести на следующем заседании Совета по региональной информатизации 20 декабря с.г.
"Региональная информатизация требует значительных инвестиций, вместе с тем невозможность учета и тиражирования успешного опыта снижает их эффективность", - полагает заместитель министра информационных технологий и связи РФ Д.А. Милованцев.
Положительными "двигателями" разработки и внедрения типовых решений Д.А. Милованцев считает рост спроса в госсекторе и административную реформу. В связи с объективными обстоятельствами, а также с разработкой типовых регламентов выполнения госфункций мотивация государственных организаций использовать ИКТ постоянно растет.
Вместе с тем есть отрицательные факторы, которые настойчиво заставляют федеральные власти заняться финансированием типовых решений. Это, прежде всего, неразвитость рынка коммерческих решений, которая вынуждает субъекты РФ заказывать самостоятельную разработку систем. А также недостаточная квалификация заказчика, выражающаяся в крайне высоком проценте неуспешно завершенных проектов.
При разработке подходов к реализации и внедрению типовых решений Мининформсвязи учло предыдущий опыт, накопленный в рамках ФЦП "Электронная Россия".
Разработка региональных решений на федеральном уровне раньше велась в отсутствие требований по передаче прав, отторжимости решения от разработчика и его типизации. Это приводило к последующей перепродаже решения, разработанного на средства федерального бюджета, другим субъектам Российской Федерации.
Средства, выделявшиеся субъектам Российской Федерации на внедрение ИТ, использовались в основном на решение инфраструктурных задач. Недостаточная эффективность управления процессом разработки программного обеспечения и ее локальный характер приводили к невозможности создания пригодного для последующего тиражирования решения.
Цели создания типовых решений
Д.А. Милованцев, по сути дела, декларировал новый подход к региональной информатизации, основанный на федеральном финансировании создания типовых решений, которые:
Редакция благодарит сотрудников Мининформсвязи России за предоставленные материалы. Полные версии презентаций Л.Д. Реймана, Д.А. Милованцева, Ю.Е. Хохлова, на основе которых подготовлена статья, размещены на сайте региональной информатизации www.inforegion.ru
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2006
Посещений: 11745
В рубрику "Выставки" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций