В рубрику "Выставки" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
А.Н. Дремов, независимый эксперт
20-21 июня 2006 г. в Москве прошел Форум пользователей систем профессиональной мобильной радиосвязи (PMR Forum), собравший, несмотря на ограниченное число участников, очень компетентный состав специалистов.
Во вступительном слове ведущий форума начальник отдела ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" В.М. Тамаркин отметил, что хотя рынок систем профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) и несравним по объемам с рынком систем общего пользования, он все же обладает достаточной емкостью и требует особого внимания, так как напрямую связан с обеспечением национальной безопасности.
Последние годы подобные мероприятия проходили под эгидой Российского TETRA Форума, и большинство выступлений было посвящено проблемам развития стандарта TETRA и проектам TETRA-систем. Однако со временем пришло понимание того, что проблемы профессиональных радиосистем не могут быть решены только одним стандартом, как бы он ни был хорош. Тем более что практическое внедрение показало и слабые стороны TETRA, а обеспечение национальной безопасности вряд ли является прерогативой данного стандарта.
Поэтому на нынешнем форуме было принято решение значительно расширить тематику обсуждаемых вопросов. Помимо средств профессиональной УКВ-радиосвязи на форуме рассматривались примеры интеграции спутниковых систем и решений беспроводного широкополосного доступа (БШД) с профессиональными радиосистемами, анализировались проблемы создания и применения высотных платформ для размещения средств профессиональной радиосвязи.
Спутниковые системы Globalstar
В своем выступлении заместитель генерального директора компании "ГлобалТел" Я.В. Баранов рассказал о возможностях построения комбинированной системы ПМР, состоящей из мобильных систем спутниковой и наземной связи. Спутниковый компонент системы строится на основе группировки спутников Globalstar, имеющей в России 3 наземные станции сопряжения (Москва, Новосибирск, Хабаровск).
Спутниковая связь позволяет объединять локальные сети наземной мобильной связи с выходом в сеть ТфОП и Интернет. Одним из примеров подобных интегрированных сетей служит разработанная компанией "ГлобалТел" совместно с ЗАО "Гудвин Европа" объединенная система, где локальные сети построены на базе стандарта DECT. Эта система предназначена для работы во взрывоопасных зонах, поэтому абонентские трубки DECT выпущены в специальном ис-кробезопасном исполнении.
Компания "ГлобалТел" предлагает также услуги по пакетной передаче данных (ППД), в том числе для закрытых групп пользователей. Достоинством ППД в системе Globalstar является короткое время установления соединения (2-4 с), возможность беспарольного выхода в Интернет, автоматическое отключение тарификации через 10 с после приема последнего сообщения.
"Гонец"
Перспективам развития многофункциональной персональной системы спутниковой связи "Гонец" был посвящен доклад технического директора ЗАО "Гонец" А.Г. Погорянского. В настоящее время "Гонец" реализован как низкоорбитальная система персональной спутниковой связи типа "электронная почта". Она включает в себя орбитальную группировку из 7 спутников, центр управления связью в Москве и 3 региональные наземные станции. Пропускная способность системы - не менее 100 Мбит в сутки.
Система "Гонец" является полностью отечественной разработкой и обеспечивает благодаря отработанному протоколу передачи информации высокую вероятность доставки сообщений. Вместе с тем среднее время доставки сообщения в сети "Гонец" (37 минут) пока не подходит для решения многих задач профессиональных пользователей. Однако в дальнейшем орбитальная группировка системы "Гонец" может быть увеличена до 12 спутников, что в перспективе должно повысить пропускную способность в 16 раз, увеличить скорость передачи информации в 23 раза, снизить среднее время ожидания сеанса связи в 15 раз и среднее время доставки сообщения в 10 раз.
Высотные платформы
Большой интерес собравшихся вызвало выступление заместителя директора Института проблем передачи информации (ИППИ) РАН профессора В.М. Вишневского, рассказавшего о подходах отечественных специалистов к созданию высотных платформ для организации сетей профессиональной радиосвязи.
В настоящее время во всем мире ведутся интенсивные разработки широкополосных беспроводных региональных сетей радиосвязи с использованием высотных платформ (HAPS -High Altitude Platform Stations). Их применение обеспечивает возможности охвата телекоммуникационными услугами обширных регионов для организации систем видеонаблюдения с широким радиусом действия, построения систем экологического мониторинга, геологической и геофизической разведки, радиологического контроля и т.п.
Можно предположить, что на основе высотных платформ могут строиться сети радиосвязи самых разнообразных конфигураций. В то же время докладчик акцентировал внимание слушателей на построении систем беспроводного широкополосного доступа.
Один из подходов к созданию высотных платформ заключается в использовании привязных аэростатов с гелиевым наполнением, которые можно поднимать на высоту до 500 м (теоретически до 1 км). Для удержания аэростата в воздухе применяются причальные платформы и специальные тросы, внутри которых прокладываются оптический кабель для передачи информации и кабель питания.
К недостаткам подобного решения относятся большие габариты и высокая стоимость причальных устройств, необходимость регулярного спуска аэростата для подкачки гелия и при грозовых предупреждениях, малый срок службы аэростата (около 2 лет), а также очень сложная конструкция троса.
Поэтому российские специалисты предложили другой подход к созданию HAPS - привязные автоматические винтокрылые платформы. В данном случае удержание платформы в воздухе осуществляется не с помощью троса (хотя гораздо более простой трос используется для организации кабельного соединения), а с использованием, по сути дела, "маленького вертолета" и автоматики для стабилизации фиксированного местоположения. При этом достигнутые технические характеристики позволяют удерживать платформу на месте при скорости ветра до 20 м/с на высоте до 300 м.
Потребляемая винтокрылой платформой мощность составляет 6 кВт, вес полезной нагрузки - до 50 кг, а время непрерывной работы без обслуживания - до 1 года. Стоимость создания такой платформы сравнима со стоимостью построения вышки сотовой связи, а высота подъема антенны при этом гораздо больше.
Указанная модель, разработанная специалистами ИППИ РАН, запатентована в 24 странах. По словам автора доклада, в ближайшее время предполагается развертывание таких платформ в Москве для наблюдения за транспортными потоками.
Беспроводной широкополосный доступ Wi-Fi и WiMAX
Выступление начальника отдела ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" В.М. Тамаркина было посвящено возможностям применения систем беспроводного широкополосного доступа (БШД) для решения задач профессиональной радиосвязи.
По мнению докладчика, основными приложениями БШД для ПМР являются контроль на дорогах и слежение за подвижными объектами, охранное наблюдение, телематические услуги, замена малоканальных радиорелейных линий. Еще одним важным приложением БШД для организации профессиональных сетей радиосвязи было названо использование широкополосных систем на железнодорожном транспорте и метрополитене. В частности, на кольцевой линии Московского метрополитена развернута сеть видеонаблюдения в вагонах поездов на основе стандарта Wi-Fi.
Для профессионального использования более широкое применение может найти оборудование стандарта IEEE 802.16e, который часто называют мобильным WiMAX. По мнению В.М. Тамаркина, стандарт WiMAX имеет хорошие перспективы распространения, так как уже сейчас элементную базу для него выпускают 5 крупных производителей, в результате чего предполагается снизить стоимость абонентских устройств до уровня 500-600 дол. В настоящее время в ОАО "РЖД" организована опытная эксплуатация системы станционной связи на основе оборудования, выпущенного в соответствии с предварительной версией стандарта WiMAX (pre-WiMAX).
Mesh-сети
К решениям широкополосного доступа относится и технология Mesh-сетей, о которой рассказала И.В. Назарова, менеджер по связям с правительственными учреждениями компании Motorola. Технология Mesh предполагает создание самоорганизующихся инфокоммуникационных сетей, представляющих собой совокупность мобильных узлов (станций, коммутаторов, маршрутизаторов), которые формируют временную сеть при отсутствии стационарной инфраструктуры.
Первоначально эта технология разрабатывалась для военных приложений, однако впоследствии она нашла и другое применение, в частности при чрезвычайных происшествиях и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Mesh-сеть разделяется на несколько областей в соответствии с пространственным расположением узлов в рабочей зоне. Узлы в каждой области соединяются беспроводными каналами, ортогональными каналам других областей. В Mesh-сети выделяются зоны сети доступа и магистральной сети. В состав первых входят взаимодействующие мобильный маршрутизатор и несколько мобильных узлов. Зоны магистральной сети состоят из нескольких мобильных маршрутизаторов. Каждый маршрутизатор обладает несколькими радиокоммуникационными портами, позволяющими ему поддерживать одновременные соединения со всеми мобильными узлами в зоне сетевого доступа и всеми мобильными маршрутизаторами в магистральной сети.
Технология Mesh позволяет передавать информацию со скоростью 6 Мбит/с при скорости движения объекта около 200 миль/ч (примерно 320 км/ч), поэтому она позиционируется производителями как технология передачи объективной динамической визуальной информации. В качестве наиболее эффектного примера использования технологии Mesh И.В. Назарова привела сеть, развернутую для передачи телеметрической информации для гоночных машин, соревнующихся в серии NASCAR. Предыдущий вариант сети на основе прямого применения стандарта Wi-Fi обеспечивал доставку не более 10% информации от 35 телеметрических датчиков. Применение технологии Mesh позволило обеспечить 100%-ную вероятность доставки информации от машин, движущихся со скоростью до 230 миль/ч (370 км/ч).
Технология ориентирована на локальные зоны применения, пока максимально зона развернутой сети (штат Орегон, США) составляет 24 кв. мили (62 кв. км). В то же время разработчики полны оптимизма и называют технологию Mesh самой конкурентоспособной на рынке широкополосных систем.
Системы TETRA
Сокращение количества докладов по стандарту TETRA на прошедшем форуме, вероятно, объясняется определенной усталостью специалистов от усиленной рекламы этого стандарта на протяжении последних 5-7 лет. Действительно, на продвижение ни одной из систем ПМР не затрачивалось столько усилий, сколько на решения стандарта TETRA. Вместе с тем президент Российского TETRA Форума, директор ООО "Гвардия Плюс" А.Л. Одинский в своем выступлении сообщил, что в России существует 9 проектов систем TETRA. О некоторых из них (реализованных и находящихся в стадии реализации) шла речь на конференции.
Проект на Ленинградской АЭС
Успешным опытом эксплуатации системы ПМР стандарта TETRA на Ленинградской АЭС (ЛАЭС) поделился заместитель начальника электроцеха ЛАЭС В.Д. Сальников.
Развернутая система предназначена для обеспечения оперативной связью звеньев управления производственным процессом и противоаварийными действиями. Она состоит из 2 базовых станций (БС), соединенных волоконно-оптической линией связи, и 6 ретрансляторов: две группы по 3 ретранслятора установлены во внутренних помещениях 2 энергоблоков. Таким образом, формируются две зоны действия сети радиосвязи: внешняя, с радиусом связи около 15 км, и внутренняя, покрывающая все внутреннее пространство производственных помещений, включая тоннели.
Назначение объекта, на котором развернута данная система TETRA, обуславливает высокие требования к обеспечению надежности связи. В этом отношении на ЛАЭС приняты неординарные меры. В системе предусматривается резервирование приемопередатчиков БС, резервирование самих БС, а также соединительных линий (оптоволоконные линии дублируются радиорелейными) и антенных систем. При этом производится постоянная диагностика оборудования и автоматическое переключение при обнаружении неисправности.
Сеть в Калининградской области
О развертывании сети TETRA в Калининградской области рассказал главный специалист ЗАО "Информ-техника и Связь" Н.М. Карпов. Сеть на основе сертифицированного оборудования "МиниКом-TETRA" предусматривает развертывание 28 БС. Проектировщики ставят задачу охватить сетью 95% территории Калининградской области. В настоящее время развертывается первая очередь системы из 6 БС в Калининграде, Балтийске, Рыбачьем, Заостровье, Полесске и Отрадном.
Переход в стадию нормального развития
Следует отметить, что незначительное число проектов (всего 9 на всю страну), включая далеко не однозначные по результатам пилотные проекты Минобороны России и ОАО "РЖД" (см. ниже), показывает определенное несоответствие предпринятых усилий по продвижению стандарта достигнутым результатам. Сегодня можно сказать, что TETRA переходит в стадию нормального развития: новые проекты будут реализовываться, но вряд ли системы данного стандарта займут столь значительную нишу на рынке систем ПМР, как это предполагалось вначале.
Ведомственные проблемы ОАО "РЖД"
Показательным для оценки изменения отношения к системам TETRA было выступление главного инженера департамента связи вычислительной техники ОАО "Российские железные дороги" А.Н. Слюняева. Это предприятие продолжает опытную эксплуатацию оборудования стандарта TETRA, однако сталкивается при этом с целым рядом проблем.
По словам докладчика, в существующих сегодня системах TETRA реализованы далеко не все приложения, актуальные для использования на железных дорогах. Отсутствие сопряжения базового оборудования различных производителей повышает риски пользователя, так как ориентация на одного производителя опасна для России, учитывая протяженность наших железнодорожных линий. И наконец, стоимость строительства сетей TETRA вдоль линейно протяженных объектов, где в среднем на один километр приходится один абонент, оказывается неподъемно высокой даже для такой крупной компании, как ОАО "РЖД".
Поэтому выступление А.Н. Слюняева было посвящено всему комплексу задач, которые решают специалисты департамента связи ОАО "РЖД", отвечающие за поездную, станционную и ремонтно-технологическую радиосвязь, услуги по передаче данных и информационно-справочное обеспечение. Система TETRA занимает в этой структуре лишь небольшую нишу.
ФСК "ЕЭС"
В аналогичном ключе прозвучал и доклад специалиста отдела систем связи ФСК "ЕЭС" В.В. Мансурова. На предыдущих форумах его выступления обычно посвящались развертыванию системы TETRA в интересах РАО "ЕЭС" для Средней Волги. В этом году г-н Мансуров рассмотрел весь спектр задач связистов ФСК "ЕЭС" и также подчеркнул, что на практике предприятие использует все многообразие видов радиосвязи: радиорелейные, спутниковые, транкин-говые, конвенциональные и сотовые линии связи. Особое внимание сейчас уделяется перспективным стандартам беспроводного радиодоступа - Wi-Fi и WiMAX.
МВД России
Специалисты МВД России по-прежнему придерживаются своих собственных взглядов на развитие ведомственной подвижной радиосвязи. Для них ведомственным стандартом является система APCO 25. В докладе А.Д. Горшкова, начальника отдела Управления связи ГУВД Москвы, была названа основная причина выбора этого стандарта: поддержка совместной работы аналоговых и цифровых радиостанций.
Именно невозможность быстрой замены всего парка аналоговых радиосредств приводит к необходимости поэтапного перехода на цифровые технологии. Сейчас существующая сеть подвижной радиосвязи ГУВД Москвы функционирует большей частью как аналоговая система, работающая пока не в транкинговом, а в конвенциональном режиме.
Подводя итоги
Разнообразие ведомственных подходов к решению задач обеспечения взаимодействия с помощью средств подвижной радиосвязи, показанное в ряде выступлений на форуме, еще раз подтверждает мысль о том, что далеко не все специфические задачи пользователей закрываются стандартными решениями. Оптимальным подходом является интеграция различных систем подвижной радиосвязи и активное сопряжение их с сетями фиксированной радиосвязи для улучшения качества обслуживания.
В заключение хотелось бы отметить, что устроителям конференции удалось добиться решения поставленной задачи по расширению тематики форума и уйти от некоторого однообразия предыдущих аналогичных конференций.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2006
Посещений: 16109
Автор
| |||
В рубрику "Выставки" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций