Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Информатизация спортивных объектовIT penetration to sports facilities

Михаил Петров
Заместитель директора Департамента проектов по
информатизации, Министерство связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России)
Mikhail Petrov
Deputy Head of informatization Projects Department,
Ministry of Communications and Mass Media
(Russian Ministry of Communications)

– Михаил Викторович, отличается ли IТ-обеспечение спортивной индустрии от обслуживания других бизнесов? И каковы основные отличительные особенности?
– Основная особенность IT в спортивной индустрии состоит в том, что в ней присутствует ярко выраженная сторона взаимоотношений с конечными потребителями. Кто является потребителем? Это зрители, которые непосредственно приходят на спортивный объект, и на этом объекте они хотят получить как максимальный набор сервисов (парковка, питание и т.д.), так и удовольствие от просмотра спортивного события и приобщения к "болельщицкому сообществу", – и здесь большую роль играют различные системы CRM, управления парковками, розничной торговли и т.п., направленные на повышение лояльности болельщика, комфорта его пребывания на спортивном объекте. Кроме них также есть зрители, которые наблюдают за спортивным мероприятием посредством средств массовой информации – телевидения (для чего на спортивном объекте должны быть обеспечены каналы передачи видеосигнала необходимой емкости и надежности), Интернета, радио. По сути, в этой части спортивные мероприятия являются частью большой индустрии развлечений с присущими ей особенностями, а также дополнительно к ним требующей усиленной информационной поддержки с применением современных IT-средств, таких как системы фиксации и отображения результатов, системы распространения результатов, включая информационные порталы, средства ТВ-графики, мобильные приложения и другие.

Кроме того, вне рамок проведения массового мероприятия спортивный объект предоставляет услуги населению и бизнесу, и здесь надо рассматривать финансово-хозяйственный аспект функционирования объекта, присущий любой другой организации, с применением соответствующих средств автоматизации.

Немаловажной особенностью современного спортивного объекта является также наличие сложных инженерных систем (например, контроль температурно-влажностного режима, энергообеспечение и т.д., управление которыми также невозможно без IT-систем), видеонаблюдения и видеоаналитики, контроля доступа, систем внутриобъектовой связи (Wi-Fi, радио), хранения данных.

Поэтому, если смотреть в комплексе, спортивная индустрия по сути своей является IT-зависимым бизнесом, в котором применяется как ряд информационных решений, присущих только ему, так и системы, присущие компаниям из других сфер бизнеса.

Ну и не надо забывать про такую специфическую сферу применения IT, как управление тренировочным процессом, когда специальные программы и технические средства помогают спортсменам и тренерам контролировать различные психофизиологические и другие параметры, следить за результатами и компоновать наилучшим образом программы тренировок и питания.

– Если обратиться к мировому опыту управления в сфере спорта с точки зрения IТ, есть ли примеры системного подхода к спортивной подготовке на национальном уровне?
– В рамках подготовки Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи мы плотно не исследовали эту тему. Могу сослаться на опыт зарубежных коллег, с которыми мы общались и по мнению которых Китай является таким примером, и благодаря практикующемуся там подходу к отбору и подготовке спортсменов, в том числе и с применением IT, Китай вышел в последнее время в группу лидеров мирового спорта.

– Реализация IT-проектов на спортивных объектах – это всегда масштабное мероприятие, требующее больших материальных затрат. Исправление любых недочетов и внесение корректив в уже готовую работу может стоить огромных денег. Какие требования предъявляются к IТ-инфраструктуре спортивного объекта?
– В первую очередь – необходимо изначально тщательно продумывать предназначение тех или иных зон и помещений спортивного объекта, с тем чтобы в каждом из них присутствовали те IT-сервисы, которые необходимы, и в том объеме, в котором необходимо. Например, если объект предназначается для регулярного проведения каких-то международных мероприятий, то помещения для пресс-конференций должны быть оборудованы стационарной системой синхронного перевода, так как аренда такого оборудования при большом количестве мероприятий может обойтись дороже. И всегда необходимо предусматривать возможности временного наращивания либо перестройки IT-инфраструктуры под конкретные нужды того или иного мероприятия, изначально закладывать определенную гибкость в применяемые платформы и решения.

– Каким образом происходит поддержка фиксированной и мобильной связи на спортивных объектах?
– В режиме обычного функционирования такую поддержку можно в целом организовывать в удаленном режиме, обходясь минимальным присутствием специалистов на объекте. В период же проведения мероприятия, предполагающий повышенный SLA, служба поддержки на объекте должна быть значительно усилена. На Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи мы даже специально создавали отдельные "бригады" специалистов, которые в случае необходимости могли в кратчайшие сроки выдвинуться на объект для решения проблемы и имели в своем распоряжении запасные комплекты оборудования. Кроме того, был создан Технологический Операционный Центр, который, с одной стороны, занимался глобальным мониторингом сетей связи, а с другой – в нем находились высококвалифицированные специалисты операторов, которые могли подключиться к решению проблем, и в этот Центр могли обращаться специалисты с объектов.

– Как может быть реализована концепция информационной безопасности IT-инфраструктуры крупного предприятия массового спортивно-развлекательного характера? Можете ли привести конкретные примеры?
– Не секрет, что подобного рода мероприятия привлекают повышенное внимание не только добропорядочной массовой аудитории, но и различных хакеров – от одиночек до хорошо организованных кибергрупп. Поэтому для таких мероприятий очень важным элементом повышения информационной безопасности является комплекс организационных мер: прогнозирование киберугроз, выявление потенциальных деструктивных групп и принятие превентивных мер снижения их влияния на ситуацию. Обязательно, конечно, продумывать защиту от атак на интернет-порталы мероприятия.


Кроме того, на таких мероприятиях повышенная угроза информационной безопасности исходит от привилегированных клиентских групп (пресса, члены делегаций и т.п.), которым по тем или иным причинам на объекте полагается предоставление доступа вИнтернет или к каким-то внутренним информационных ресурсам. В данном случае необходимо предусмотреть как специальные технические меры защиты информации, так и организационные меры – специальную политику предоставления доступа. Особенно важно проинформировать об этой политике клиентские группы и очень тактично настаивать на ее соблюдении.

В остальном можно сказать, что задача обеспечения информационной безопасности во многом аналогична такой же задаче для любой крупной компании.

– Что является главным фактором при выборе IТ-подрядчика?
– На мой взгляд, это опыт и готовность нести ответственность за результат.

– Как бы вы сформулировали концепцию "умного стадиона"? Какими необходимыми элементами он должен обладать?
– На мой взгляд, "умный стадион" – это сложное сооружение, в управлении которым доля человеческого участия минимизирована по всем аспектам его функционирования – начиная от инженерных систем (например, отвечающих за необходимый микроклимат на ледовой арене) и заканчивая заказом и доставкой хозяйственных принадлежностей. Комплексные технологические решения выполняют задачу автоматического поддержания тех или иных параметров в заданных рамках. И направлено все это как на снижение затрат (простейший пример – датчики движения, управляющие наличием освещения), так и на максимизацию прибыли (например, за счет грамотного прогнозирования маркетинговых акций по привлечению болельщиков, повышению уровня их комфорта и безопасности).

– Есть ли будущее у рынка "умных стадионов" в России?
– С учетом постоянно повышающихся требований (в том числе и в области безопасности), сложности технологических решений, применяющихся на спортивных объектах, необходимости увеличения усилий по привлечению зрителя на стадион рано или поздно любой владелец объекта встанет перед задачей снижения затрат (особенно на энергетику), повышения уровня сервиса и, тем самым, отдачи от вложений в инфраструктуру. В этих условиях, конечно, решения класса "умный стадион" найдут свое применение.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2015
Посещений: 3991

  Автор

Михаил Петров

Михаил Петров

Заместитель директора Департамента проектов по информатизации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России)

Всего статей:  1

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций