В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В данной статье рассматриваются инновации на рынке IТ-аутсорсинга; факторы роста инноваций и факторы, препятствующие их развитию; отношения аутсорсера и заказчика услуг; радикальные и инкрементные инновации.
Innovations in the market of IT outsourcing; the factors of growth of innovations and factors interfering their development; relations of the outsourcer and customer of services; radical and incremental innovations.
Инновации и аутсорсинг в IТ – на первый взгляд, две взаимоисключающие сущности. Здоровый консерватизм IТ-отрасли как залог стабильности функционирующих IТ-процессов и систем в наиболее распространенном понимании предполагает аутсорсинг тех процессов, которые вряд ли можно считать для заказчиков образующими и обеспечение которых собственным ресурсом при этом менее эффективно как с экономической, так и с технологической стороны. В этом ключе инновационность предполагает применение новых подходов, технологий и систем, что составляет, как правило, ключевые инсорсинговые компетенции, зачастую являясь составной частью или даже основой конкурентных преимуществ заказчика.
Аутсорсинг в IТ рассматривается и в другом контексте, связанном с отраслевой диверсификацией и растущей специализацией рынка IТ-услуг. Сложные и ресурсоемкие технологии зачастую доступны для их применения лишь незначительной части инсорсеров в крупнейших холдинговых структурах, но потребность в них есть и у менее крупных бизнесов. Чаще всего это касается использования аутсорсинга целиком или частично в крупных и/или технологически сложных для заказчика внедренческих проектах. При таком подходе аутсорсер зачастую является не просто инноватором, но и двигателем развития отрасли. Цель в таком случае может быть уже не просто в использовании ключевых компетенций аутсорсера в решении задач заказчика, но и в более широком смысле - в стремлении заказчика к увеличению добавленной стоимости от применения аутсорсинга.
Широкое распространение в последние десятилетия, и особенно с развитием каналов коммуникаций, получила офшоризация аутсорсинга, что повлияло как на его стоимость, так и на качество оказываемых услуг. Наиболее широко офшоризация нашла свое распространение в области разработки ПО и комплексных автоматизированных систем. Ее дальнейшее развитие вылилось в глобальную географическую децентрализацию: различные услуги (или их составные части) могут оказываться в разных местах даже в рамках одного процесса, в одном и том же проекте могут быть задействованы территориально распределенные ресурсы, исходя из принципов наличия соответствующих компетенций, экономической или технологической целесообразности. В России, например, для широкого круга задач используются IТ-ресурсы в регионах, что оправдано прежде всего по экономическим причинам.
Получившие несколько лет назад широкое распространение облачные технологии уже прочно вошли в пул рассматриваемых технологий при построении IТ-инфраструктур и открыли широкое поле для инноваций в аутсорсинге и для его развития в целом. Построение инфраструктур по IaaS-модели, аутсорсинг отдельных сервисов в облаке или использование бизнес-приложений по SaaS-модели – это безусловные глобальные инновационные тренды последнего времени.
Однако большинство инноваций в аутсорсинге как в мире, так и в России носит локальный (инкрементный) характер, в отличие от глобальных (радикальных) инноваций, таких как, например, географическая децентрализация оказания услуг или офшорная разработка ПО. Локальные инновации часто лежат в плоскости повышения эффективности оказания услуг заказчику, сокращении издержек аутсорсера, снижении стоимости аутсорсинговых продуктов. Источниками таких инноваций зачастую являются совершенствование технологической базы или внутренняя оптимизация процессов аутсорсера, применение им новых методов и средств решения задач. Так, например, совершенствование или оптимизация работы внутренней Ser-viceDesk-системы аутсорсера снижает себестоимость оказания услуг и повышает их качество, что является примером инновации, относимой к локальным, и результатом внутренней оптимизации работы аутсорсера.
В западных исследованиях значительную роль в повышении инновационности аутсорсинга отводят качеству взаимоотношений заказчика и поставщика услуг. Наиболее высокие оценки инноваций в аутсорсинге даются в тех компаниях, где комплементарность и уровень доверия аутсорсеру наиболее высоки. Среди препятствий для развития инноваций выделяют фиксированность цен в договорах на услуги аутсорсинга: прогрессивные схемы оплат, в основе которых могут быть финансовые показатели заказчика, наиболее перспективны для поиска и применения инноваций. В России же отношения с аутсорсером в подавляющем большинстве случаев основаны на фиксированных ценах за услуги, это не способствует его заинтересованности в развитии бизнеса заказчика, в том числе и через развитие и применение инноваций.
Российский рынок IТ-аутсорсинга, продолжающий свое формирование, в целом все еще заметно уступает западному, при этом ежегодно демонстрируя рост около 15%, а инновации в российском IТ-аутсорсинге имеют своими корнями развивающиеся на западе подходы и технологии. Перспективы отечественного рынка аутсорсинга гораздо более существенны не столько в повышении его инновационности, сколько в его большей стандартизации, повышении качества услуг и доверия к аутсорсерам, формировании рынка комплексных услуг в сегменте SMB, востребованность качественных услуг аутсорсинга в котором все еще превышает предложения.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2014
Посещений: 5232
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций