В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В 2007 г. американские компании продолжили внедрение технологий и сервисов VoIP, однако в целом их рост был незначительным. Многие компании планируют внедрение IP-телефонии, VoIP и IР-видеоконференц-связи в ближайшие два-три года, но на рынке существует целый ряд факторов, которые могут затормозить этот процесс.
Отчасти решение этих проблем находится в руках потребителей. Но во многом все дело в тех, кто внедряет эти технологии, в частности в сервис-провайдерах. Среди привычных препятствий (таких, как отсутствие единых стандартов) можно отметить высокие требования к надежности, сложность перехода от наследованных телекоммуникационных систем и технологий к новым. Многие компании могли бы развиваться быстрее, если бы процесс реорганизации был проще и не требовал большого количества специальных настроек под модель бизнеса заказчика.
Сегодня деньги, через год - стулья
Затраты на технологии передачи голоса продолжают расти. В 2007 г. 15% IT-бюджетов североамериканских предприятий было потрачено на строительство сетей и телекоммуникационные услуги. Forrester Research провела исследование востребованности IP-телефонии и услуг VoIP среди корпоративных пользователей на уровне руководства, ответственного за закупки. Выяснилось, что 31% телеком-бюджетов этих компаний был израсходован на обслуживание проводных телефонных сетей. 22% респондентов планируют инвестировать в сети традиционной телефонии, 63% - во внедрение и развитие IP-телефонии (IPT)hVoIP.
Исследование было проведено среди 348 представителей компаний различных секторов экономики, ответственных за закупки телекоммуникационного оборудования.
Как выяснилось, степень проникновения и заинтерсованность во внедрении IPT, VoIP и IР-видеоконференц-связи зависит от того, к какой отрасли экономики относится компания. Представители 19% североамериканских компаний заявили, что переход к IPT и VoIP - это ключевой приоритет на 2007 г. В основном это компании-производители, коммунальные службы, электроэнергетика, правительственные учреждения, предприятия транспорта и логистики, строительные компании и др.
В корпоративном секторе затраты на IP-телефонию возросли. В 2007 г. 63% бюджетов североамериканских компаний включали затраты на ежегодное обслуживание IP-АТС и IP-телефонию. Для сравнения: в 2006 г. этот показатель составлял 52%. 53% крупных компаний (с числом сотрудников от 1000 до 4999) повысили вложения в развитие IP-технологий в 2007 г. Коммунальные службы также готовы тратить средства на IP-телефонию - 82% компаний этого сектора расширили данную статью расходов в своих бюджетах в 2007 г.
Большой компании -большая станция
Внедрение технологий во многом зависело от размера компаний. 23% североамериканских компаний установили IP-АТС, это на 14% больше, чем в прошлом году. Применение VoIP-сервисов утроилось: с 3% в 2006 г. до 8% в 2007 г. В связи с необходимостью больших капиталовложений и сложностью в управлении применение IP-АТС и VoIP-сервисов снижается с увеличением размера компании. Однако это, скорее всего, временное явление, поскольку в целом развертывание обеих технологий свойственно именно большим компаниям. Значительный скачок в применении этих технологий ожидается к 2009 г. (рис. 1 и 5).
Наиболее активно и последовательно новые технологии и сервисы внедрялись в промышленности, финансовых организациях, страховых компаниях, в крупном бизнесе и др. Специалисты считают, что на следующей волне внедрения IP-АТС окажутся общественные организации, медиакомпании, индустрия развлечений и отдыха. Компании-производители и государственный сектор - это наиболее популярная отрасль экономики для использования сервисов VoIP, в то время как финансовые и страховые компании сейчас достаточно агрессивно занимаются именно внедрением. Компании, занимающиеся оптовой и розничнои торговлей, пока только тестируют решения IPT. По степени заинтересованности за ними идут предприятия государственного сектора (рис. 2).
В корпоративном секторе интерес к управляемым IPT-сервисам достаточно стабильный. 5% респондентов отметили, что они "очень заинтересованы" в этих сервисах. 24% заявили, что они "заинтересованы в определенной степени".
Реальное использование и вообще интерес к IPT-сервисам растет вместе с увеличением размера компании, важно количество филиалов, между которыми необходимо организовать связь: чем больше в компании географически разнесенных отделений, тем выше заинтересованность в управляемых IPT-сервисах. На сегодняшний день они наиболее востребованы компаниями, занимающимися производством, специализирующимися на медиаиндустрии, развлечениях и досуге. Представители предприятий оптовой и розничной торговли, медиа-компаний, а также работающие в сфере развлечений и досуга отметили, что в будущем они будут "очень заинтересованы" в использовании управляемых IРТ-сервисов.
Финансовые и коммунальные службы, общественные организации с наибольшим воодушевлением восприняли технологию IР-видеоконференц-связи. Причем именно среди предприятий общественной направленности эта технология внедряется наиболее активно.
В 2007 г. 6% североамериканских предприятий использовали управляемые VoIP-сервисы, 8% отметили, что они "очень заинтересованы" в новой технологии, 25% "заинтересованы в какой-то степени". Наибольшая заинтересованность отмечена среди медиа-компаний, коммунальных служб, финансового/страхового сектора - 11, 14 и 13% соответственно.
Что мешает дальнейшему внедрению технологий?
Несмотря на то что проникновение IP-телефонии и VoIP идет достаточно активно, до полного перехода с традиционных телефонных систем на новые технологии еще далеко. Например, согласно результатам исследования, 23% предприятий заявили, что у них "нет планов" по использованию IP-ATC, 45% отметили, что вовсе не намереваются использовать IР-видеоконференц-связь. Только 42% из тех, кто заявил, что собирается внедрять VoIP, обозначили временные рамки перехода на новые технологии (рис. 3).
Медленно, но верно
Что могут сделать поставщики для повышения интереса к новым технологиям у потребителей?
Неравномерность внедрения новых технологий и сервисов - это нормальное явление. Однако что касается управляемой IP-телефонии, то провайдеры услуг могут во многом способствовать тому, что пользователи с большей охотой воспримут новые сервисы. Перечислим основные факторы, мешающие внедрению этих технологий на предприятиях.
Согласно проведенному исследованию, окупаемость установки IP-ATC может составлять от 24 до 60 месяцев. В то время как использование VoIP или управляемой IP-телефонии поможет избежать значительных денежных вложений, это, безусловно, делает их более привлекательными по сравнению с собственно IP-станциями. Как стало ясно из исследования Forrester Research, в целом интерес компаний к управляемым и виртуальным IP-станциям значительно отстает от уровня использования других управляемых сетевых услуг, как, например, админи-стрируемая MPLS - 35% опрошенных компаний используют эту технологию. Возможно, все дело в инертности восприятия пользователями достоинств работы той или иной станции -они привыкли к работе установленного у них оборудования и не спешат поменять его.
Существующие предложения услуг управляемой IP-телефонии еще не достаточно зрелые. Не все сервис-провайдеры телекоммуникационных услуг предоставляют оборудование IP-ATC одних и тех же вендоров, поэтому пользователь зачастую ограничен в своем выборе. Также и техническая поддержка по обеспечению взаимодействия оборудования разных вендоров пока достаточно слабая.
Хотя переход к новым технологиям -это уникальный для каждого предприятия процесс, однако в любом случае он обычно начинается с замены наследованной телефонной инфраструктуры и всего относящегося к ней оборудования. Потребители хотят постепенного, пошагового перехода к новым технологиям, однако поставщики оборудования к таким запросам готовы меньше всего.
Поставщики решений VoIP - не единственные, из-за кого тормозится внедрение новых технологий: сами предприятия определяют эту стратегию. Внутри одной организации могут сосуществовать люди, имеющие разные навыки владения той или иной технологией. Однако сама природа технологии VoIP требует, чтобы сотрудники работали с ней на одном техническом уровне, причем постоянно.
Провайдеры услуг могут способствовать росту новых технологий. Среди наиболее важных действий для ускорения применения новых технологий провайдерам телекоммуникационных услуг можно порекомендовать следующее. Оценка бюджета компании и ее интересов. Во многих компаниях бюджет на работу IT-департамента и организацию сетевой инфраструктуры ограничен. Поэтому и внедрение VOIP или IP-телефонии будет подчинено определенной системе приоритетов. Организация безболезненного перехода. Необходимо предоставлять компаниям выбор между постепенным переходом (таким, как они хотят - с использованием существующей инфраструктуры с пошаговой ее заменой) или же быстро и с наименьшими потерями осуществить этот переход так, чтобы прибыль от использования новых технологий не заставила себя ждать.
Материал и иллюстрации подготовлены по данным Forrester Research Enterprise Network And Telecommunications Survey, North America And Europe, 2007
www.nojitter.com
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2008
Посещений: 5422
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций