В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА "Интегрум"
Мобильное телевидение занимает значимое место в среде перспективных технологий, ожидающих внедрения и развития на российском рынке. Данное направление высокотехнологичного бизнеса заслуживает внимания по нескольким причинам. Во-первых, этот сегмент рынка отлично характеризует степень инновационного развития общества и готовность населения производить и потреблять аналогичные товары и услуги. На текущий момент сложно предугадать, станет ли мобильное телевидение базовой социальной услугой в развитых регионах РФ, подобно Интернету. Однако не секрет, что в западной части России, а также в основных про-мышленно-экономических центрах страны уже сформировалась группа потенциальных потребителей этой услуги, которые и выступят в качестве своеобразных проводников из нишевого сегмента в массы (как, например, это произошло с WiMAX-решениями от Yota).
Во-вторых, внимание крупных игроков телекоммуникационного рынка к данному направлению также позволяет давать оптимистичные прогнозы в отношении перспектив его развития. Стоит отметить, что российский рынок телекома стремительно - насколько это возможно в российских условиях - сокращает отставание от развитых государств. Причем положительный пример телекоммуникационной отрасли может сыграть важную
роль в обновлении и других секторов российской экономики, на практике доказывая возможность инновационного рывка, мотивированного не в директивном порядке "сверху", а исходя из рыночных интересов и готовности потребителей к услугам такого рода.
Когда приходит время оценивать перспективы того или иного рынка, развитие которого привлекает внимание руководителей государства, широкое распространение получают декларации чиновников самого разного уровня, содержащие доклады и рапорты о достигнутых успехах. Они не всегда отличаются от действительности - за последнее время в регулировании телекоммуникационной отрасли произошел ряд существенных изменений, которые повысили эффективность данного процесса. Но наиболее эффективным показателем по-прежнему является активность производителей потребительских устройств, обеспечивающих тот или иной рынок. За последнее время сразу два ведущих производителя (Samsung и Nokia) заинтересовались рынком соответствующих устройств в РФ.
Уже сегодня в Москве достаточно активно формируется предложение рассматриваемых услуг. В качестве первопроходцев рынка выступает "Билайн" и Yota.
Мобильное телевидение от одного из лидеров рынка сотовых услуг России оказывается на базе разработок компании "Доминанта", приобретенной "Вы-плекомом" в 2007 г. Вещание ведется в тестовом режиме с использованием стандарта DVB-Н. Соответственно для приема сигнала необходимо наличие мобильного устройства, совместимого с упомянутым стандартом. Специфика проекта "Билайн" заключается в том, что сервис имеет привязку к одной модели телефона (Samsung P960). В целом данное устройство производит приятное впечатление как по качеству приема и вывода картинки на экран, так и по пользовательскому функционалу. При этом фиксация сервиса на единственной модели, которая к тому же не получила сколько-либо значимого распространения в РФ, безусловно, окажет негативное влияние на интерес пользователей к мобильному телевидению от "Билайн". Услуга получилась дважды нишевой. Само по себе мобильное телевидение в данный момент интересно достаточно ограниченному кругу потребителей, и их количество сузилось еще в несколько раз за счет привязки к упомянутой модели Samsung. Однако формулировка "вещание в тестовом режиме" оправдывает такой подход к тестированию, которое, впрочем, тем эффективнее, чем большее количество потенциальных пользователей привлечено к данному процессу. Сказывается это и на предложении телеканалов - доступен всего один пакет под названием "Базовый", который предлагает пользователю следующие варианты: "Первый канал", "Россия 1", "Россия 2", НТВ, "Петербург 5 канал", "Бибигон", Gameland TV, 7ТВ, Муз-ТВ, RU.TV, А-ONE и "Эксперт-ТВ".
Стоимость услуги пока неизвестна, однако можно предположить, что она будет частично бесплатной за счет предоставления "социального" набора телеканалов. За остальные, очевидно, придется доплачивать.
Помимо "Билайна" свое присутствие на данном рынке обозначила компания Yota, которая ведет вещание с использованием сразу двух протоколов - посредством WiMAX и стандарта DVB-H. Предложение каналов для пользователей протоколов различается, и в данном отношении безусловно выигрывают пользователи HTC MAX 4G.
Для приема сигнала в стандарте DVB-H необходимо наличие у пользователя соответствующего телефона. В такой роли может выступить Nokia N96 либо анонсированный Nokia 5330 Mobile TV Edition, которого на рынке в настоящее время нет.
На сайте Yota направление мобильного телевидения не выделено в самостоятельный раздел, но маркетинговые решения в данном направлении производят благоприятное впечатление. Работа ведется в отношении популяризации услуги, поэтому для приема мобильного телевидения не требуется приобретать определенную модель с особой SIM-картой.
Прочие проекты, равно как и вывод на российский рынок большого количества китайских телефонов с функцией приема аналогового телевидения, особого внимания не заслуживают, так как оснований для их сравнения со стандартами DVB-Н и трансляциями посредством WiMAX нет.
На текущий момент в московском регионе складывается достаточно интересная ситуация, ход развития которой, вероятно, будет определяющим в отношении перспектив развития мобильного телевидения в Российской Федерации. Заключается она в следующем: крупные компании обозначили присутствие на рынке и заняли выжидательную позицию, наблюдая за реакцией пользователей.
Реакция неоднозначна по причине совокупного влияния нескольких факторов. Сказывается и общее недоверие наиболее развитых групп общества к телевидению. "Я не смотрю телевизор", - достаточно популярный тезис в среде молодежи, которая и является основной целевой аудиторией данного проекта. Истоки проблемы лежат в несколько иной области - телевещание на текущий момент является социально-экономическим явлением с высокой долей государственного участия. Это сказывается на форматах телепрограмм, которые зачастую не отвечают запросам современной молодежи.
В данный момент реализуются инициативы, которые могут несколько улучшить ситуацию в будущем. Например, создание семейства телеканалов "Россия", которые выгодно отличаются от своих предшественников качеством и разнообразием контента. В то же время судьба таких телеканалов, как Euronews, Discovery, Animal Planet и 2x2, не определена в рамках мобильного телевидения.
Та группа российских потребителей, на удовлетворение потребностей которых и нацелено мобильное телевидение, уже потенциально готова к приходу данной услуги, но лишь в случае соблюдения нескольких условий:
В случае если рынок начнет постепенно наполняться устройствами с поддержкой мобильного телевидения, а формирующаяся потребность населения будет своевременно распознана компаниями данного сектора, то существенных результатов можно будет ожидать уже в течение следующих двух лет.
Какие компании, помимо Yota и "Билайн", могут выступить в качестве драйверов развития данного рынка? Анализируя опыт создания пилотных проектов, можно сделать достаточно интересные выводы относительно того, каким образом отраслевая принадлежность и степень диверсификации бизнеса влияет на подходы к освоению рынка. "Билайн" демонстрирует достаточно консервативный подход, рассчитанный на быструю монетизацию сервиса за счет партнерских программ с производителями потребительской электроники и торговли непосредственно самой услугой. Такой подход может применяться в том случае, когда рынок уже сформирован и спрос значительно превышает предложение. Потребители, готовые платить высокую стоимость за доступ к инновационной услуге, меняют мобильный телефон на Samsung P960 либо приобретают его как дублирующее устройство. Такой сценарий, мягко говоря, маловероятен, и тестовое вещание "Билайн" в нынешнем виде больше напоминает попытку возместить хотя
бы часть средств, вложенных в малоперспективный, но соответствующий политической конъюнктуре проект.
Подход Yota в большей степени ориентирован на развитие рынка за счет формирования спроса и приобщения широких слоев населения к рассматриваемой услуге. Это позволяет сделать вывод о том, какие компании могут наиболее эффективно определять ход развития рынка в случае реализации позитивного сценария. Лучше всего это получится у небольших предприятий, в портфеле услуг которых мобильное телевидение и сопутствующие сервисы будут занимать лидирующее место, а не побочное, как в случае с "Билайн".
Компании такого рода обладают большей мобильностью в принятии решений и определении запросов рынка по сравнению с более крупными участниками рынка. Наличие предприятий такого рода в сегментах телекома, потребительской электроники и других отраслях экономики создает базу для долгосрочного устойчивого развития качественной конкуренции, от которой больше всего выигрывает потребитель. В данном контексте возникает существенная сложность - вопросы высвобождения и распределения частот. Небольшие предприятия не обладают существенным лобби, что может оказать негативное влияние на их рост и развитие. Впрочем, учитывая лояльную позицию высшего руководства страны, возможны и позитивные шаги.
К этому и должна сводиться государственная поддержка - устранение препятствий из "прошлого" (как, например, использование военными перспективных частот) и информирование населения, повышение его потребительской грамотности.
Мобильное телевидение может сыграть значительную роль в формировании в России лояльно настроенного по отношению к инновациям общества. Несмотря на свою "просветительскую" функцию, это еще и достаточно перспективный рынок. Этот рынок вполне может дать местной экономике новых участников, более мобильных и ориентированных на конкуренцию. Все это возможно лишь в случае равновесного развития необходимых рыночных и социальных предпосылок, а также продуманного участия государства в данном процессе.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 5278
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций