Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Модернизация УАТС: не все так сложно

С.Г. Шаронин,президент ГК "ИМАГ"

Самый массовый на сегодня вариант построения телефонной сети организации - на основе "традиционной" (TDM) УАТС. Самый очевидный и опять же пока наиболее популярный способ развития существующей телефонной сети - модернизация имеющейся УАТС (1) до тех пор, пока ее возможности позволяют это делать. Следующие по очевидности и популярности способы связаны с установкой новой УАТС большей емкости (2). Исходя из того, что имеется сегодня на рынке, для этого используется (все реже) такая же "традиционная" УАТС или (все чаще) гибридная УАТС (TDM/IP). В последнем случае обеспечивается большая защищенность инвестиций за счет возможности применения в дальнейшем VoIP-технологий. Все чаще реализуется "кусочный" способ модернизации существующей сети, базирующийся на решении узких задач на основе VoIP-технологий. В этом случае могут использоваться как VoIP-шлюзы, интегрируемые с существующей сетью УАТС (3), так и VoIP-возможности вновь устанавливаемых гибридных УАТС (4). По-прежнему довольно редким в общей массе способом является полный перевод телефонной сети на IP-технологию за счет установки IP-УАТС (5) или использования услуг (6) оператора (IP-Centrex или виртуальной IP-УАТС).

Остается вопрос выбора наиболее подходящего способа для конкретной ситуации конкретного заказчика. Но сравнивать схемы, рассматривая варианты их реализации, практически невозможно. Даже экономический анализ является непростой задачей - сравнение коммерческих предложений по итоговой сумме не дает ответа. Могут отличаться затраты на построение/модернизацию транспортной сети и сети доступа, которые в предложение не вошли.

Есть и еще более существенный и более сложный для оценки и сравнения момент - эксплуатационные затраты предложенных вариантов (затраты на необходимые услуги операторов, обслуживающий персонал и т.п.), которые рискуют многократно превысить стартовую стоимость варианта уже за первый год.

А ведь кроме цены у рассматриваемых вариантов могут различаться функциональность и масштабируемость (способность развития в будущем). Нужно учитывать и темп проведения модернизации -одномоментная замена всего оборудования на всей сети или плановый поэтапный перевод сети на новую технологию отдельными фрагментами. И чем глубже будет проводиться анализ, чем больше нюансов станет учитываться, тем больше вероятность ошибки и неправильных выводов.

Но все не так и сложно, как может показаться. Нужно действовать в два этапа: выбрать способ, исходя из анализа задач, которые стоят перед клиентом, а потом сопоставлять несколько коммерческих предложений по вариантам его реализации.

Для начала можно исключить из рассмотрения наращивание емкости и замену УАТС (1 и 2) ввиду их тривиальности и ограниченной возможности (обеспечивается лишь наращивание емкости сети и изменение интерфейса с ТфОП), а также услуги оператора (6) ввиду их малой распространенности.

Кстати, если говорить об услугах оператора (6), то даже бурное развитие NGN не обязательно приведет к их победному шествию. Будет сильно мешать российская ментальность: со стороны операторов - обычно низкий уровень технической поддержки и безразличное отношение к проблемам клиентов, со стороны клиентов - нежелание выпускать секреты фирмы наружу и принимать чужой персонал.

Осталось разобраться со способами, которые так или иначе ориентированы на применение VoIP-технологий (3-5). Исходя из анализа общих технических возможностей всех упомянутых выше способов, определим показания для использования на телефонной сети VoIP-технологий.

В некоторых случаях возможен только полный перевод всей сети на VoIP (5 или 4):

  • реализация гибкой маршрутизации вызовов для центров обработки вызовов и систем CRM;
  • использование на сети компьютерной телефонии (распознавание и генерация речи, обмен информацией о клиенте или транзакциях с базами данных).

Но многие задачи решаются любым из способов (3-5):

  • объединение единой корпоративной телефонной сетью нескольких офисов (в одном или в нескольких городах) для:
    • получения единого плана нумерации (удобство взаимодействия сотрудников межу собой и клиентов с сотрудниками);
    • обеспечения возможности переадресации вызовов в масштабах всей сети и перераспределения потоков вызовов от клиентов между подразделениями в разных офисах;
    • экономии на оплате услуг связи при большом трафике между офисами (особенно междугородной связи при размещении офисов в разных городах);
    • снижения затрат на подключение к ТфОП и оплату услуг местной телефонной связи;
  • организация выносов абонентской емкости УТС при подключении к сети небольших офисов;
  • необходимость подключения к сети сотрудников, работающих дома.

Нужно отметить, что большинство поставленных задач решается весьма просто и экономично - за счет применения VoIP-шлюзов (3). Некоторые VoIP-шлюзы имеют сегодня широкий функционал, позволяющий чрезвычайно эффективно использовать VoIP-технологии для выполнения подобных задач.

При этом окажутся сохранены уже вложенные в приобретение УАТС средства (в отличие от 4 и особенно 5). Одновременно будет обеспечена совместимость и возможность развития в будущем (совместного использования с 4 и 5). Еще один плюс - снижение стоимости решения (особенно по сравнению с 5) за счет использования в нем недорогих традиционных телефонных терминалов.

В случае применения гибридных УАТС (4) придется постоянно опасаться желания производителя использовать закрытые или не совсем стандартные протоколы VoIP, а полный переход на VoIP (5) чаще всего органичен способностью обеспечить бесперебойную работу связи силами имеющегося персонала. В остальных случаях, пожалуй, пока можно обойтись и без VoIP.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2007
Посещений: 4475

Статьи по теме

  Автор

Шаронин С.Г.

Шаронин С.Г.

Президент ГК "ИМАГ"

Всего статей:  1

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций