Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Настоящее и будущее IP-телекомоборудования

Станислав Конторер
Директор по новым продуктам компании QTECH

Тенденции и тренды

Сегодня производители предлагают операторам связи различное абонентское оборудование, которое позволяет организовывать услуги как на базе xDSL-сети, так и в сетях Metro Ethernet и 3G, а в будущем, видимо, и 4G. В связи с этим развивается и абонентское оборудование. Если ранее мы говорили об обычных ADSL-модемах, то сейчас речь идет об устройствах, которые позволяют не просто организовывать локальную сеть с доступом в Интернет, но и дают возможность работы с IPTV, возможность получения услуг, которые предоставляет непосредственно оператор.

В настоящий момент прослеживается следующая основная тенденция – на рынок ШПД активно выходят операторы сотовой связи, в частности расширяя свои сети за счет покупки региональных фиксированных операторов, пытаясь занять те ниши, где раньше были только МРК и достаточно крупные альтернативные операторы фиксированной связи. Несмотря на интерес к фиксированным сетям, мобильные операторы заинтересованы в том, чтобы эффективно использовать сети сотовой связи – 3G и в перспективе 4G. Мобильные сети для них – это, во-первых, основной бизнес, а во-вторых, скорость подключения абонента (оперативно можно подключить абонента к услугам по беспроводным технологиям, а затем решить вопрос о строительстве волоконно-оптического кабеля, такое решение особенно актуально, когда речь идет о работе с юридическими лицами – сегмент B2B). Получается, если оконечное оборудование может работать с любыми типами сетей, то для операторов связи автоматически решается вопрос снижения затрат на организацию услуг клиентам без замены оборудования сети.

Операторы стремятся расширить количество услуг, предоставляемых абоненту, для чего у последнего должно быть установлено более функциональное оборудование, чем простой ADSL-модем. В связи с этим у операторов возникают дополнительные требования к абонентскому оборудованию. Для этого производители реализуют дополнительные возможности интерфейсов оборудования, что порождает дополнительные требования к программному обеспечению.

Все вышеперечисленные тенденции, безусловно, влияют на работу компаний-производителей, которые вынуждены постоянно расширять свои продуктовые линейки. В первую очередь это связано именно с требованиями операторов – с востребованностью на рынке более функциональных, разноплановых устройств для абонентов.

Спрос определяет предложение?

Если в прошлом году наиболее востребованным было самое дешевое оборудование, то в текущем году прослеживается спрос на многофункциональные устройства, которые способны работать с любыми сетями. Следовательно, на первый план выходят многофункциональность и производительность.

Не менее важной является возможность управляемости со стороны оператора: оборудование должно уметь реагировать на внешние сервисы. Физически это выглядит так: пользователь заходит в "личный кабинет", активирует какой-то сервис (например, VoIP или IPTV), не заходя в настройки оборудования, оплачивает определенную услугу, а оборудование должно автоматически перейти в этот новый режим работы. В связи с этим к      оборудованию      предъявляются дополнительные требования, такие как гибкость в настройке и управлении со стороны оператора. В первую очередь это протоколы TR-069/TR-104 (возможность работы с различными скриптами и т.д.).

Кроме того, сейчас все операторы, в том числе мобильные, начинают продавать оборудование под своим брендом. Поэтому зачастую мало выпустить какое-то оборудование на рынок – надо быть готовым к тому, что его придется кастомизировать под оператора. Это могут быть достаточно простые действия – например, изображение логотипа компании-заказчика на корпусе решения, а могут – сложные, когда переделывается вся упаковка, дизайн самого устройства – все делается не в стилистике вендора, а в стилистике оператора. Кастомизация может также касаться и ПО, на котором работает устройство, и сопутствующего софта. По сути, создается интерфейс, оптимизированный под заказчика.

IP-телефония

Сегодня IP-телефония в России – неоднозначное явление. Зачастую абонент может даже не знать, что он пользуется IP-телефонией (хотя оператор предоставляет ему именно эту услугу). У него будет стоять обычный телефонный аппарат, стандартная розетка и городской номер, но в рамках сети это будет все-таки IP-телефония, потому что этот аппарат включен в голосовой шлюз, а не в традиционную телефонную станцию и уже по IP-сети соединен с узлом оператора. Такая схема, кстати, традиционна практически для всех новостроек, потому что оператор приходит туда сразу с оптическим кабелем и IP-сервисом, и никакую медную пару до дома уже не тянет – только внутри, до квартиры.

Если говорим об IP-телефонии в контексте массового явления, то ее в России все-таки нет. Есть альтернативы в виде Skype (по большому счету это тоже IP-телефония). В то же время операторы пытаются внедрить и какие-то единичные сервисы. Об этом можно говорить, судя по количеству IP-шлюзов, которые сегодня операторы активно покупают, и объем этих закупок растет.

Перспективы

По мере того как будет происходить развитие сервисов у операторов, несомненно, будут усложняться абонентские устройства. Насколько показывает общение с операторами, они пытаются уйти от простой "трубы" в Интернет и предоставлять дополнительные сервисы. До облачных вычислений мы еще не дошли, конечно, но в конце концов придем и к ним. А до этого времени вендоры будут усложнять и интегрировать все большее количество интерфейсов в одно устройство.

Беспроводные устройства также будут   развиваться.   Сегодня   здесь существуют чисто технологические проблемы, связанные с передачей видеоданных по беспроводным сетям.

В настоящий момент прослеживается следующая основная тенденция – на рынок ШПД активно выходят операторы сотовой связи, в частности расширяя свои сети за счет покупки региональных фиксированных операторов, пытаясь занять те ниши, где раньше были только МРК и достаточно крупные альтернативные операторы фиксированной связи.

Однако характеристики IP-оборудования определяются не только требованиями заказчика. Сами производители, например производители чипсетов, тоже не стоят на месте – новые разработки появляются с завидным постоянством. Это позволяет не только соответствовать запросам операторов, но и опережать их. Но часто потребности наших заказчиков предугадать просто невозможно. Скажем, в будущем они захотят внедрить в абонентские устройства поддержку ГЛОНАСС, и производители будут думать над доработкой устройств с учетом новых требований.

В этой конкурентной борьбе отечественный производитель вполне конкурентоспособен. Сейчас работа ведется по тем же схемам, что и на всех крупных иностранных предприятиях: разработка оборудования ведется в рамках компании, производство выносится за рамки – изготавливается на контрактной основе сторонними производителями, выпускающими миллионные тиражи, что позволяет резко снизить стоимость продукции.

На текущем уровне развития сетей сложно ожидать каких-то еще прорывов. Возможно, эта ситуация продлится до тех пор, пока мы не перейдем на LTE-стандарт и не начнем активно избавляться от проводов.

Одна из тенденций последнего времени – развитие сервисов M2M (Machine-to-Machine). Хотя сегодня на рынке ИКТ это направление относится прежде всего к операторам сотовой связи, есть шанс дожить до того, что холодильник будет сам скачивать рецепты из Интернета и сам же готовить.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2011
Посещений: 4456

Статьи по теме

  Автор

Конторер С.М.

Конторер С.М.

Генеральный директор Nateks Networks

Всего статей:  2

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций