В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Могу измерить температуру нашего сегмента по своей компании. Честно говоря, я не рассчитывал дотянуть до нормальной температуры 2010 г., предполагая, что в планы непременно вмешаются известные политические события. Однако этого не произошло, и сегодня можно с уверенностью сказать: "Пациент жив, температура нормальная!" Это определенно. Продолжаются проекты информатизации многих отраслей. Начинают создаваться крупные системы и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях. Пожалуй, разнообразие этих систем даже возросло. Более того, намечаются новые "локомотивы" автоматизации, которые стартуют в наступающем году. Произошел явный прогресс с электронной подписью, а это прямо или косвенно влияет на многие сферы применения компьютеров и средств связи. Нормально развивается тема защиты персональных данных, которая потеряла привлекательность скандалов и слухов, связанных с переносами "времени Ч", зато перешла в разряд устойчиво развивающихся сегментов рынка ИБ с хорошей, долгосрочной перспективой. Очень интересная и противоречивая ситуация сложилась в области облаков. Так что поработаем!
Для рынка телекоммуникаций этот год, как и прошлый, связан с ростом. Фиксированная связь продолжает терять свои позиции, а "мобилизация" населения с помощью смартфонов, планшетов, нетбуков неуклонно набирает вес. Продолжается и передача на аутсорсинг процессов, поддерживающих бизнес, например телефонии, следовательно, движение к виртуальным и облачным сервисам тоже не прекращается.
В целом рынок, на наш взгляд, неплохо развивался, заказчики проявляли активный интерес к IТ и телекоммуникациям. На нашем рынке мониторинга транспорта заказчики показывали хороший интерес и к базовым продуктам, и к новым инновационным продуктам, и к отраслевым решениям.
Несомненно, в уходящем году российский рынок IТ и телекоммуникаций сделал уверенный шаг вперед. Наша страна быстро приближается к мировым стандартам по распространению и скорости Интернета. Это исключительно важно, ведь Интернет уже утвердился как основная платформа, которая используется и для распространения контента всех видов, и для развертывания корпоративных приложений, и как транспорт для работы таких приложений по схеме SaaS. Этот год показал всем нам, что использование экономичных сервисов IP-телефонии не просто позволяет радикально снизить тарифы на междугородные переговоры – теперь она проникает в смартфоны и стационарные IP-телефоны, в планшеты и информационные терминалы, причем одновременно с проникновением в них социальных сетей. В итоге интернет-сервисы теснят нетелефонные сервисы операторов связи, например SMS. Конечно, пока мы видим только самое начало этого процесса, но у него большое будущее.
Приятно осознавать, что не стал исключением и наш сегмент рынка, специализирующийся на онлайн-трансляциях в Интернете, онлайн-семинарах, Web-конференциях и других формах видеокоммуникаций через Сеть.
В 2011 г. популяризация вебинаров достигла того уровня, когда клиенту уже не приходится объяснять, что это за инструмент и для чего он нужен. Это говорит о том, что онлайн-семинары и виртуальные презентации действительно становятся все более популярными и необходимыми как для бизнеса, так и для различных видов дистанционного обучения. Теперь приоритетной задачей для каждой платформы является донесение до целевой аудитории понимания того, что онлайн-семинары доступны каждому, вне зависимости от должности и социального статуса. Движение к этой цели станет одним из основных направлений развития рынка в следующем году.
2011 г. был для IТ-компаний позитивным. По нашим оценкам, рынок показал рост в 18– 20%, при этом в отличие от прошлого года этот рост был обусловлен не реализацией спроса, а возвращением интереса со стороны заказчиков к серьезным проектам. Это же относится и к сегменту геоинформационных систем – здесь также был продемонстрирован значительный рост даже по сравнению с очень удачным предыдущим годом.
Валерий Андреев: Встал на ноги проект "Ростелекома" по е-Правительству. Это важное событие, которое повлечет за собой процессы автоматизации в сопряженных отраслях. И даст "кислород" всей отрасли. В сфере коммуникаций – LTE "шагает по стране". Это создает хорошие перспективы на 2012-й и следующие годы.
Дмитрий Бызов: Для нас уходящий год стал очень успешным. В апреле мы вывели на рынок новую линейку облачных сервисов. Еще одним ключевым событием года стала реализация масштабной региональной программы, которая включает в себя выход в семь российских городов-миллионников. В рамках программы 1 декабря мы открыли офис в Екатеринбурге – теперь нашим клиентам за Уралом станет еще выгоднее, проще и удобнее вести бизнес.
Особо хочу отметить рост SIP-трафика за 2011 г.: во II квартале он увеличился более чем на 40%, в третьем – еще на 30%, а к концу года наши специалисты прогнозируют его рост еще на треть. Это значит, что абоненты стали намного активнее использовать SIP-сервисы, чтобы сэкономить на международной и междугородней связи и оптимизировать расходы на связь в филиалах.
Олег Краус: Для нашего рынка, на мой взгляд, самым важным изменением стала трансформация потребностей заказчика: от заказа конкретных элементов системы до желания получить комплексный результат от внедренной системы.
Дмитрий Скрипников: Для нас этот год был связан со многими положительными моментами. Нам удалось заслужить доверие "ВТБ Капитал Управление Инвестициями". Сделка по привлечению инвестиций стала знаковым событием года для всего рынка онлайн-видеокоммуникаций.
Сергей Щербина: Думаю, что самым важным стало печальное событие – уход Стива Джобса. Оно потрясло очень многих людей во всем мире.
Что касается нашего рынка, то я бы выделил начало работы на федеральном уровне системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) как важного этапа построения электронного правительства. К сожалению, так пока и не принят давно ожидаемый новый закон "Об инфраструктуре пространственных данных, геодезической и картографической деятельности" – будем надеяться, что от столь длительного обсуждения закон только выиграет.
Валерий Андреев: "Облакизация" всего и вся. Много шума, много спекуляций. Это всех раздражает, но постепенно это сойдет на нет. Несомненно, движение в сторону облаков будет набирать силу и, возможно, через год выльется в реальные проекты. Первые ласточки уже есть, а я говорю о мейнстриме. Но для этого нужно найти выход из непростой ситуации с безопасностью в облачных средах. Это весьма актуально.
Дмитрий Бызов: Многие крупные операторы развернулись в сторону написания софта и разработки новых продуктов. Думаю, что эта тенденция будет только усиливаться, а значит, жизнь в телекоме будет насыщеннее. Еще одним трендом, вышедшим на первый план, становится качество предлагаемых сервисов – это уже не внутренний вопрос, а серьезный метод отстройки от конкурентов и ключевое преимущество на рынке.
Олег Краус: Я думаю, продолжится развитие SaaS-моделей распространения ПО, облачные технологии, а также кооперация различных вендоров в интеграции различных продуктов. В мониторинге эта кооперация пока находится на ранней стадии, но уверен, что она будет проявляться сильнее в ближайшие годы.
Дмитрий Скрипников: Я бы выделил два момента: появление множества мобильных сервисов и предстоящий выпуск своего телефона сервисом Facebook (судя по новостям, совместно с HTC). Вступление его в битву с гигантами – Google и Apple – это знаковое событие. Фактически гигантские провайдеры IТ-сервисов вступили на территорию операторов связи, мгновенно став ведущей силой и в этом сегменте.
На развитие рынка вебинаров повлияет то, насколько правильно его участники очертят границы: какие форматы коммуникаций возможно перенести в онлайн в принципе, а какие – можно перенести уже сейчас. Иными словами, насколько точно график вывода тех или иных сервисов будет связан с осознанием основной частью потенциальных потребителей того, как с помощью этих сервисов можно лучше организовать свой бизнес.
Еще один важный момент связан с динамикой внедрения облачных сервисов в крупных организациях. Здесь много проблем: технических, нормотворческих (например, в сфере ИБ) и коммерческих. Уверен, что вполне возможен оптимистический сценарий, когда начнется устойчивое внедрение облачных технологий в работу крупных корпораций, что повлечет за собой значительное улучшение функционирования всего рынка.
Сергей Щербина: Для нашего сегмента принципиально важным я считаю резкий рост интереса к геоинформационным системам со стороны отраслей, которые еще совсем недавно мало использовали эту технологию. Сегодня можно уверенно говорить, что ГИС "пошел в народ" и постепенно становится одним из ключевых и привычных компонентов любой корпоративной бизнес-системы. В частности, эта тенденция хорошо видна на рынке телекоммуникаций, где ГИС используется для решения множества задач планирования и управления сетями, инвентаризации и управления операторскими активами, проведения ТОиР и других задач. Этому помогает, во-первых, более глубокое понимание заказчиками возможностей ГИС как бизнес-инструмента, а во-вторых, наличие значительного числа законченных отраслевых решений на основе ГИС.
Валерий Андреев: Главное в нашем деле – не почивать на лаврах. Каждому игроку желаю найти свою нишу в новой парадигме развития рынка, выдвинуть свои идеи, продукты и проекты. "И будет всем нам счастье!" – как сейчас принято говорить.
Дмитрий Бызов: Я вижу в сегодняшнем IТ- и телеком-рынке огромный потенциал. Я желаю рынку принятия нового закона, который легализует связь посредством Интернета, потому что уверен, что именно этот шаг будет иметь большое значение как для телекома, так и для IТ-отрасли в целом. И конечно, я хочу, чтобы рынок телекома стал ярче, креатив-нее, чтобы там кипела жизнь и наблюдалось постоянное движение – появлялись новые качественные сервисы, полезные для бизнеса. И чтобы бизнес давал постоянную обратную связь разработчикам и сервис-провайдерам: "Да, этот инструмент нам полезен" или "Нам нужно еще вот это…", а они бы воплощали все это в жизнь.
Олег Краус: Желаю доставлять своим клиентам максимальные результаты от внедренных систем и восприимчивых к этим результатам заказчиков!
Дмитрий Скрипников: Все достижения 2011 г. стоит взять на заметку и продолжать так же активно развивать их в будущем.
Сергей Щербина: Хочется пожелать справедливых и честных правил и условий ведения бизнеса и полного взаимопонимания со своими партнерами и клиентами.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2011
Посещений: 5342
Статьи по теме
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций