В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Проектирование ИТ-инфраструктуры в SMB
Константин Кузнецов, продукт-менеджер компании LETA-IT
По отношению к информационным технологиям можно дать следующее определение термина "инфраструктура": ИТ-инфраструктура - это состав и расположение комплекса программных, технических, коммуникационных, информационных и организационно-технологических средств обеспечения функционирования организаций, предприятий, фирм или корпораций, а также средств управления ими. Однако в современных условиях рынка можно сказать проще: ИТ-инфра-структура представляет собой необходимый инструментарий для ведения бизнеса.
Проблемы ИТ-департаментов
Как показывает практика, компании из сферы малого и среднего бизнеса часто сталкиваются с проблемой построения своей информационной системы. Из-за невозможности иметь большой ИТ-отдел за весь процесс построения, оптимизации и обслуживания отвечают несколько человек, иногда не обладающих должной компетенцией. Кроме того, существует ряд основных проблем:
- недостаточное финансирование;
- неотработанный процесс планирования закупок и модернизации программных и аппаратных средств;
- отсутствие стандартизации используемого ПО;
- постоянный режим "неполадка-исправление", который оставляет ИТ-специалистам мало времени на стратегические решения для компании.
В результате деятельность ИТ-службы сводится к "латанию дыр", а ИТ-инфраструктура становится:
- неэффективной, когда выполнение
поставленных руководством задач
превращается в длительный и трудоемкий процесс;
- немасштабируемой, то есть дальнейшая оптимизация и внедрение новых сервисов и служб осуществляется несвоевременно и с большими
трудностями;
- ненадежной, поскольку некорректно
построенная ИТ-инфраструктура
становится хорошей "почвой" для
различного рода уязвимостей, которые ставят под угрозу безопасность
всей ИТ-среды и бизнес-процессов
компании в целом;
- затратной, так как плохо отлаженное функционирование ИТ-инфраструктуры требует дополнительных
затрат на исправление ошибок и
устранение недостатков.
Между тем средства информационной структуры организации должны быть направлены на реализацию основных бизнес-функций, повышение уровня производительности, обеспечение надежности и в конечном счете способствовать росту доходов.
Подход к проектированию
Для того чтобы достичь необходимого результата при вменяемых затратах, нужно спроектировать оптимальную для конкретного бизнеса инфраструктуру, и делать это следует исходя из задач бизнеса, четко оценив значимость каждой из них.
Вся ИТ-инфраструктура предприятия делится на две части:
- Базовая инфраструктура - удовлетворяет базовые потребности организации в сервисах, необходимых для
работы, и является платформой для
поддержки и развертывания служб и
приложений, критичных для бизнеса
компании. В связи с этим надежность
инфраструктурного ядра должна находиться на высоком уровне.
- Дополнительная инфраструктура -
предоставляет сервисы и службы, необходимые для решения конкретных бизнес-задач. Эти сервисы не являются обязательными и развертываются в зависимости от нужд самой организации. Функционирование этих служб напрямую зависит от качества работы ядра инфраструктуры.
Базовая ИТ-инфраструктура состоит из следующих компонентов:
- физическая сеть;
- сетевые сервисы;
- службы каталога;
- защищенное соединение с сетью Интернет;
- файловые сервисы.
Дополнительная инфраструктура
состоит из следующих компонентов:
- управление и настройка параметров
безопасности с помощью групповых
политик;
- электронная почта;
- совместная работа;
- сервисы печати;
- удаленный доступ;
- службы сертификации;
- управление обновлениями;
- антивирусная защита;
- резервное копирование и восстановление.
На основании данного анализа происходит составление максимально подробных планов по планируемым работам, описание стадий развертывания решения.
- Требования: каким требованиям
должно удовлетворять решение? Составление списка необходимых
заказчику инфраструктурных сервисов.
- Архитектура: каким будет общий
дизайн решения? Включает в себя
список всех серверов и устройств
для размещения инфраструктурных
сервисов, выбор одного из стандартных вариантов архитектуры в зависимости от требований заказчика.
- Сбор необходимой информации для
следующих этапов: какая информация потребуется для построения и
настройки решения.
- Планирование основных шагов по
настройке сервисов на этапах построения, внедрения и эксплуатации.
- Рекомендации по выбору схемы лицензирования: какие типы клиентских лицензий будут использоваться - на место или на сервер?
- Список материалов (спецификации): полный список оборудования
и ПО, используемого для построении инфраструктуры, решение вопросов совместимости.
Эксплуатационная документация
- Физическая и логическая топология
сети либо ее части, касающейся развернутого решения.
- Размещение оборудования в шкафах и стойках.
- Схема работы развернутого решения.
- Конфигурационная матрица оборудования и ПО.
- Политики и процедуры.
Стоит помнить: чем более подробно будет проработан проект ИТ-инфра-структуры, тем проще и предсказуе-мее пройдет внедрение и тем меньших средств затребует дальнейшая ее поддержка и модернизация.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2008
Посещений: 9689
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций