В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Демчишин
Генеральный директор
ЗАО "Современные Телекоммуникации"
Александр Корсунский
Эксперт, к.т.н., с.н.с. ЗАО "Современные Телекоммуникации"
Алексей Свирин
Инженер-исследователь
ЗАО "Современные Телекоммуникации"
В 2008 г. начался новый этап развития рынка коммерческих дата-центров (ДЦ) РФ. Наряду с постоянным повышением уровня информатизации всех отраслей экономики происходит резкий рост объемов хранимых и передаваемых данных, который приводит к тому, что банки, ритейлеры, логистические и производственные компании столкнулись с необходимостью размещать в своих (ведомственных) ДЦ все большие объемы вычислительного оборудования. В качестве альтернативы IT-руководство компаний начинает рассматривать использование мощностей коммерческих ДЦ. Отметим, что развитие рынка коммерческих ДЦ происходит на фоне мирового экономического кризиса. Поэтому оптимизация затрат на IT-инфраструктуру предприятий также катализировала интерес к услугам коммерческих ДЦ.
Еще один важный фактор, который определяет все возрастающий спрос на услуги российских коммерческих ДЦ, - рост непосредственно российского сегмента Интернета.
Компания VeriSign, администратор доменных зон.com и net, опубликовала исследование мирового рынка доменов (по данным за первый квартал 2009 г.). Количество регистраций в российской зоне .ru выросло на 8% по сравнению с четвертым кварталом 2008 г. Это второй показатель среди национальных доменов после американского .us. В общем рейтинге национальных доменных зон по количеству зарегистрированных доменов РФ занимает шестое место. По мнению специалистов VeriSign, быстрый рост количества национальных доменов в РФ происходит благодаря увеличению числа широкополосных подключений к Интернету в стране. Напомним, что российская доменная зона .ru преодолела отметку в 2 млн зарегистрированных доменных имен 22 марта 2009 г. (отметки в 500 тыс. зарегистрированных доменов Рунет достиг в 2006 г., а 1 млн - в сентябре 2007 г.).
Другая особенность (следствие роста зоны .ru) - рост числа российских точек обмена (пиринга) xxx-IX и увеличение числа их участников. В табл. 1 представлены российские точки обмена xxx-IX и оценка изменения числа их участников. Приведенные данные характеризуют рост российского Интернет-сегмента.
В ответ на повышение интереса к услугам коммерческих ДЦ ряд компаний в 2007-2008 гг. анонсировал планы по созданию сверхкрупных и крупных коммерческих ДЦ в московском регионе: как непосредственно в Москве, так и в Московской области. Отметим, что планы компаний были представлены до осени 2008 г, то есть до начала воздействия мирового экономического кризиса на экономику РФ.
В силу ряда причин идея создания сверхкрупных коммерческих ДЦ за пределами Москвы на данном этапе реализована не была: несколько плановых работ по созданию ДЦ вне Москвы были свернуты или перенесены на более поздние сроки. Пока также не реализована идея строительства ДЦ в существующих в московском регионе наукоградах, а также во вновь создаваемых технопарках и промышленных парках1.
Напротив, за период с 1.07.2008 г. по 1.06.2009 г. именно в черте г.Москвы были введены в эксплуатацию более 10 крупных ДЦ [1].
По мнению экспертов, одной из главных причин по созданию ДЦ вне г.Москвы, наряду с проблемами в подборе подходящих недорогих площадок в черте города, являлась нехватка энергоресурсов. На практике оказалось, что энергоресурсы на территории непосредственно г. Москвы имеются2. Это обусловлено тем, что продолжается закрытие производственных предприятий (площадей) в черте г.Москвы, что позволило высвободить существенные энергетические мощности. За последние несколько лет этот энергетический потенциал удалось использовать в "мирных целях", в частности при строительстве коммерческих ДЦ.
Другой, но менее важной проблемой представлялось ограничение на расположение дизель-генераторной установки (ДГУ), размещение которой в городской черте разрешено только в промзонах. Это связано с вопросами экологии. Однако ряд операторов, предлагая услуги новых ДЦ, анонсируют наличие ДГУ в ДЦ при его размещении в пределах жилой застройки, что категорически запрещено. Выход у местных бизнесменов нашелся - около здания ДЦ устанавливают мобильную ДГУ (на колесной платформе). То есть ДГУ как бы и есть, но ее нет де-факто.
Не нашла развития еще одна идея, обсуждавшаяся в предыдущие годы. Крупные телекоммуникационные операторы в 2007-2008 гг. декларировали планы размещения ДЦ не в Москве или в Московской области, а вообще в Центральном федеральном округе, например в Туле и Рязани. Так, Orange Business Services (OBS) построил в Рязани ДЦ площадью более 200 кв. м. В этом дата-центре обеспечен уровень 3+ (по данным OBS) и подведены соответствующие каналы связи. Таким образом, компании удалось предложить качественный сервис при компромиссных тарифах. Однако другие участники рынка не анонсировали планов по реализации подобных проектов.
Какова же ситуация на рынке коммерческих ДЦ московского региона? По состоянию на июнь 2009 г. общее количество дата-центров 1-го типа в московском регионе (в том числе технологических площадок одного собственника) составляет 72, число операторов ДЦ 1-го типа3 - 53. Общая площадь технологических залов ДЦ 1-го типа составляет - 19 400 кв. м. Общее число стоек в залах ДЦ (проектная мощность) - 6550. В среднем в ДЦ московского региона на 1 стойку приходится 3 кв. м. [1].
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что предложение на рынке коммерческих ДЦ московского региона преодолело фазу "ограниченного". По состоянию на июнь 2009 г. имеет место значительный рост вакантных площадей. Динамика предложения на рынке коммерческих ДЦ 1-го типа применительно к услуге "Аренда стойки" (технологической площадки) существенно опережает динамику спроса - рынок покупателя сформировался.
Несмотря на проблемы, обусловленные экономическим кризисом, операторы ДЦ продолжают анонсировать планы по вводу новых объектов. В табл. 2 представлена обобщенная информация по планируемому поквартальному вводу в эксплуатацию коммерческих ДЦ московского региона (3-й кв. 2009 г. - 2-й кв. 2010 г.). Стоит отметить резкое увеличение темпов ввода новых площадей в коммерческих ДЦ московского региона. За период с 1.07.2008 г. по 1.07.2009 г. в квартал вводилось в среднем 1200-1400 кв. м, но в рассматриваемый период объемы сдаваемых площадей будут увеличены в 3-4 раза. Практически каждый квартал будет вводиться площадь, сопоставимая с тем, что было введено за весь предыдущий год [1].
В табл. 3 представлено распределение основных параметров предложения на рынке ДЦ московского региона на период 3-й кв. 2009 г. - 2-й кв. 2010 г. Очевидно что основная масса вводимых площадей будет сосредоточена в крупных ДЦ (площадь более 300 кв. м).
Однако приведенные цифры не только поражают воображение, но и вызывают определенные сомнения. Они вызваны ситуацией с инвестициями, сложившейся на рынке РФ, - слишком сложные проблемы в 2010-2012 гг. предстоит решать экономике РФ в целом.
Основные тенденции развития предложения на рынке коммерческих ДЦ московского региона могут быть сформулированы следующим образом:
Среди негативных для операторов ДЦ тенденций стоит выделить необходимость пересмотра (снижения) арендных ставок по уже действующим договорам, а в случае несогласия арендодателя вероятен выезд арендатора. Причем процесс миграции по ДЦ усиливается. Будет ли данная тенденция продолжать свое развитие или даже станет доминирующей? Это зависит от воздействия глобальных внешних факторов, таких как цены на нефть и скорость выхода экономики США из кризиса. В любом случае московский рынок коммерческих ДЦ не будет определять, а станет, скорее, отражением структурных макроэкономических тенденций.
В среднесрочной перспективе важно понимать, что как таковой объем предложения на рынке ДЦ в московском регионе соответствует определенному экономическому потенциалу. Возможное снижение темпов ввода новых площадей (табл. 2) из-за невыполнения объявленных планов может привести к тому, что в момент стабилизации экономики РФ и увеличения спроса рынок коммерческих ДЦ опять превратится в "рынок продавца".
Подводя итог, можно сказать, что текущая кризисная ситуация требует от операторов ДЦ постоянного внимания к вопросам анализа общей конъюнктуры рынка и выработки планов развития на основе нестандартных маркетинговых стратегий.
Литература
2 Правда, цена за кВт•ч довольно высока (3,52 руб/кВт).
3 В соответствии с предложенной классификацией ДЦ по признаку собственности [2] мы выделили ДЦ первого и второго типа. К первому типу мы отнесли те ДЦ, у которых владельцы являются собственниками инфраструктуры техплощадки, так называемые гермозоны (системы безопасности, термоконтроля, пожаротушения и т.п.). Ко второму типу мы отнесли ДЦ, сформированные на базе ДЦ первого типа, то есть путем аренды части техплощадки (в виде отдельной зоны или отдельно стоящих стоек на единой площадке).
4 Снижение количества вводимых новых площадей во 2-й кв. 2010 г., вероятно, обусловлено в основном двумя причинами. Во-первых, во 2-й кв. 2010 г. начнет сказываться воздействие международного экономического кризиса, начавшегося во 2-й половине 2008 г. Отметим, что цикл создания крупного ДЦ (от принятия решения о финансировании до ввода в коммерческую эксплуатацию) занимает 18 месяцев (6 кварталов) и более. Во-вторых, не все проекты на дальнюю перспективу анонсируются так же активно, как сообщения о ближайших планах.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2009
Посещений: 4512
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций