В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В статье предложен путь импортозамещения, основанный на развитии российских разработок и постепенном переводе сетей на отечественные разработки. Предложенный подход предлагает сконцентрировать усилия не на физическом производстве устройств, а на разработке и "производстве" нематериальных компонентов оборудования, составляющих примерно 80% стоимости. Предложенный подход не требует гигантских государственных инвестиций и при определенных условиях позволит получить результаты в сжатые сроки.
This article proposes a way to import substitution based on the development of Russian products and the gradual transfer of networks on domestic developments. The proposed approach offers to concentrate not on physical production of devices, but on the development and "production" of nonproductive components that make up about 80% of the cost. The proposed approach does not require huge public investments and under certain conditions allows to produce results in a short time.
В списке пятисот крупнейших мировых компаний 36 компаний имеют непосредственное отношение к high-tech, производству оборудования и программного обеспечения (не включая телеком-операторов) [1].
В списке четырехсот крупнейших российских компаний [2] таких компаний нет.
В "Национальном рейтинге российских высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний "ТехУспех" [3] присутствует всего одна компания, относящаяся к high-tech.
Бюджеты на приобретение продукции высокотехнологичных компаний измеряются сотнями миллиардов рублей. Существенная доля этого внутреннего спроса формируется отраслью телеком. Но, по оценкам российских производителей телеком-оборудования, они могут предложить рынку не более 10% от потребности [4].
Существующий подход к импортозащению требует, чтобы оборудование было произведено в стране.
Очевидное решение этой задачи: собрать крупные импортные узлы в изделие и получить сертификат. В условиях, когда цена имеет решающее значение, вряд ли найдется много идеалистов, которые будут нарушать базовые законы экономики и тратить собственные средства на что-то большее. А если и найдутся, то у них очень быстро закончатся средства.
Единственный результат, на который можно рассчитывать в таком случае: в периферийных сегментах сетей появятся дополнительные коробочки с надписью "сделано в России". Но внутри этих коробочек будет устаревшее, не очень качественное оборудование, разработанное и произведенное в Юго-Восточной Азии.
Даже новые периферийные устройства, в которых реализованы передовые разработки, таким образом точно не попадут в OEM-производство в России. А решения для ядра сложной сетевой инфраструктуры – тем более.
Не будут устранены риски отключения всех сетей общего пользования "по команде извне": фиксированных, мобильных и сетей передачи данных.
Судя по всему, такой результат никого не устраивает. Но в правительственных программах и планах импортозамещения, в телеком-сегменте в основном ужесточение контроля и регламенты, предписывающие покупать российское.
Если сравнивать меры, которые планируются сейчас, с предыдущими попытками, образца 1998 и 2008 гг. [5], понятно, что ничего принципиально нового в них нет. Единственный реальный механизм, который может дать результаты, – это прямые государственные инвестиции. Но ясно, что их не хватает даже на обеспечение нужд оборонно-промышленного комплекса. А продукция получится в разы дороже, чем аналоги, и будет отличаться параметрами, которые были бы актуальны лет десять назад.
По экспертным оценкам себестоимость физического оборудования продукции производства Cisco Systems составляет от 4 до 8% от Global Price List. Остальное – это:
Подобная ситуация с небольшими корректировками характерна для большинства вендоров, производящих высокотехнологичное телеком- и IТ-оборудование. Это косвенно подтверждается скидками, которые предоставляются в крупных или стратегически важных для них проектах.
То есть физическое производство устройств вместе со стоимостью элементарных компонентов составит не более 20% от стоимости конечных изделий, а остальное – нематериальные компоненты производства.
Целесообразно использовать в своих целях и интересах имеющиеся возможности и сконцентрироваться на 80% стоимости, которые лежат в области разработок.
Для создания новых технологий и системы связи, превосходящих современный уровень, в нашей стране есть наработки. То есть целесообразно заменить современный подход к импортозамещению: с организации сборочного производства в стране на развитие собственных разработок.
1. Смена цели: с организации в стране полного цикла производства на разработку передовых технологий связи и оборудования, реализующего такие технологии.
2. Корректировка нормативных документов (подзаконных актов, регламентирующих норм и правил), создающих экономически обоснованные условия для перехода ключевых потребителей телеком-оборудования на приобретение оборудования и решений отечественной разработки.
3. Изменение процедур закупок для компаний с государственным участием в части закупок высокотехнологичного оборудования. Наряду с изменением нормативной базы это должно создать условия для формирования плановых закупок в горизонте 3–5 лет. Фактически, эти два пункта должны сформировать прогнозируемый внутренний спрос.
4. Разработка высокоуровневого (крупными вехами) трехлетнего плана постепенного перехода в выделенных технологических нишах на оборудование и программное обеспечение российского производства.
5. Обследование технологических сегментов с выделением приоритетных, в которых есть максимальные достижения, и формирование плана постепенного вытеснения импортных технологий с учетом архитектуры сетей и технологических возможностей.
6. Разработка обновленной концепции взаимоувязанных сетей связи с учетом использования развиваемых технологических инструментов и плана перевода с учетом обеспечения постоянной работоспособности сетей.
7. Разработка концепции управления сетями, построенными на различных физических средах передачи, постановка задач конкретным разработчикам на включение инструментов такого управления во встроенное программное обеспечение, которое они будут разрабатывать. То есть использование подхода от общего к частному.
8. Разработка интерпретаторов управления для оборудования, которое будет заменяться в последнюю очередь (для обеспечения преемственности управления и сохранения работоспособности сетей в переходный период).
9. Внедрение механизмов конкурентных разработок начального уровня детализации. Замена действующих, забюрократизированных процедур выделения грантов с "бесконечной отчетностью" на выделение средств на НИР и первые этапы ОКР, в том числе нескольким разработчикам по одной тематике.
10. Организация общедоступной тестовой лаборатории, в которой смоделированы реальные сегменты всех сетей. Доступ в лабораторию должен быть организован в уведомительном порядке для всех разработчиков, участвующих в программе.
11. Оснащение общедоступной производственной лаборатории, пригодной для изготовления работоспособных прототипов устройств и оснащенной самым современным измерительным оборудованием, и банка распространенных электронных компонентов и источников питания.
Это достаточные условия для развития отечественных разработок. Реализация этого подхода – нетривиальная, но решаемая в обозримом будущем задача. В любом случае это другой путь, отличающийся от того, по которому мы уже прошли два раза без особых результатов.
Для реализации этого подхода государственного финансирования нужно немного, гораздо меньше, чем было потрачено в свое время на "реализацию таксофонов в каждой деревеньке" или на внедрение цифрового эфирного телевидения.
1. Основные затраты пойдут на оснащение лабораторий. Их никто на собственные средства не оснастит и не будет обеспечивать их постоянное функционирование. Но и здесь можно существенно сэкономить. Как вариант, возможно консолидировать ресурсы уже имеющихся у некоторых операторов связи лабораторий и разрозненных лабораторий, созданных в некоторых исследовательских центрах и специальных исследовательских зонах.
2. Разработка обновленной концепции консолидированной сети и плана перевода сетей на новое оборудование. Это серьезная работа, вероятно, для ее выполнения потребуется привлечение выдающихся мировых специалистов.
3. Выявление сегментов оборудования, с которых целесообразно начинать модернизацию. Часть работ по аудиту сетей уже выполнена операторами связи.
4. Выделение средств на первый этап НИР всем подавшим заявки, соответствующие релевантным критериям, без промежуточного контроля и отчетности. Контроль осуществляется на этапе приема результатов работы. Оценка результатов осуществляется профессиональными экспертами, соавторами концепции обновленной сети. Подобные затраты будут составлять мизерную долю от потенциального увеличения будущих налоговых поступлений. Это единственный реальный вариант привлечь к работам энтузиастов. Соревнование, взаимный обмен идеями при отсутствии конкуренции за деньги – наиболее конструктивный путь для формирования прорывных технологических решений.
Это, по сути, все финансирование, которое потребуется от государства, естественно, при выполнении достаточных условий в части корректировки нормативной базы и создания гарантированного внутреннего спроса.
Потенциальная отдача:
Возникает закономерный вопрос: кто будет финансировать основной объем опытно-конструкторских работ, разработку ПО, обеспечивающие процессы для полноценного выпуска оборудования на контрактной основе.
Во всем мире high-tech является наиболее привлекательной отраслью для инвестиций и двигателем развития экономики в целом. Даже если ограничить возможности инвестирования в программу только внутренними ресурсами, денег более чем достаточно, особенно если учесть, что одна из самых привлекательных зон для инвестирования – недвижимость – не дает той отдачи, которая была раньше. Даже ранее, когда разработчики конкурировали с крупнейшими мировыми производителями, некоторые инвестировали в разработки и подчас добивались результатов.
Основным в разработке телеком- и вообще high-tech-оборудования является разработка программного обеспечения.
В стране множество небольших и больших профессиональных команд программистов, которые в подавляющем большинстве работают на западных заказчиков. Наши коммерческие заказные разработчики практически всегда работали в условиях жесткой конкуренции, как правило, в условиях сжатых сроков, и накопили высокую культуру выполнения проектов, отработали механизмы тестирования, используют лучшие мировые практики.
Еще одним обязательным компонентом является разработка архитектуры специализированных процессоров. Этим занимаются, прежде всего, энтузиасты, которые при слабой заинтересованности в результатах их работ и при минимальной поддержке делают уникальные разработки, например роботизированные игрушки или криптоанализаторы. Специалисты, способные оптимизировать архитектуру под конкретную задачу, работают на западные компании, так же, как и разработчики программного обеспечения. А российским неоспоримым преимуществом является то, что размер встроенного ПО у нас всегда получается заметно меньше, чем в импортных аналогах. Возможно, потому что наши специалисты привыкли жить в условиях постоянного дефицита памяти. А чем меньше объем, тем, как правило, быстрее работает ПО, а это основное конкурентное преимущество в специализированных телеком-процессорах.
Вряд ли кто-то даже предполагает, что ведущие мировые производители телекоммуникационного или IТ-оборудования сами разрабатывают процессоры, микросхемы памяти или чипсеты, силовые транзисторы, резисторы или конденсаторы. Всемирное разделение труда привело к тому, что микросхемы памяти производят два–три глобальных игрока, жидкокристаллические дисплеи – четыре ведущие компании, лазеры для телекоммуникаций – один глобальный производитель, блоки питания для большинства коммутаторов, серверов и систем хранения практически всех ведущих вендоров разрабатывает и производит одна тайваньская компания.
Отсутствие собственного полного цикла производства компонентов не является реальным ограничивающим фактором. Компоненты можно закупать, причем большинство производств вынесено в Юго-Восточную Азию. А заказное производство чипсетов при наличии разработанной архитектуры никто запретить не сможет.
А вот так называемые "закладки", в том числе неочевидные, реально можно выявить, если знаешь, что должно быть.
В статье предложено направление движения, путь конструктивного выхода из ситуации. Для конкретики нужен заметно больший объем фактических данных. Но на этом этапе целесообразно рассматривать метод сравнения альтернатив.
При импортозамещении как организации локальной сборки мы получим:
При развитии собственных разработок в сегменте производства телеком-оборудования достижимо:
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2015
Посещений: 3167
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций