Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рынок офисных АТС: сценарии развития рынка

Геннадий Макаров
Генеральный директор маркетингового агентства GMT Plus

Сценарии развития

Согласно оценке аналитиков, общий объем российского рынка УАТС в 2007 г. составлял порядка $300 млн. Приведенная здесь цифра на 2008 г. в $360 млн, означающая рост на 20%, кажется нам вполне вероятной, учитывая небольшое влияние первой фазы кризиса. Если до последнего времени этот рынок рос в среднем на 20–30% ежегодно, то в 2009 г. мы ожидаем ухудшение этой динамики, причем разброс цифр в зависимости от сценария достаточно велик – от 2 до 13%. Можно много спорить о природе и динамике развития кризиса, однако два наиболее важных факта для нас уже можно отметить однозначно. Еще долго практически единственным существенным источником инвестиций, по крайней мере до 2010 г., в России будет государство. Оно может использовать для этого различные, в том числе и коммерческие, инструменты, но сути, а именно первоисточника инвестиционных проектов, это не изменяет.

Для развития рынка IP УАТС это особенно важные факты, поскольку, как показывают данные нашего мониторинга, основными его потенциальными и реальными потребителями являются государство и окологосударственные структуры. Вклад иных потребителей и ранее не был преобладающим, а сегодня, в условиях кризиса, и вовсе будет, скорее всего, невелик. Здесь и лежит развилка между различными сценариями – если государство несущественно секвестрирует эти инвестиции (а надежда, пусть и слабая на это имеется), то будет реализован оптимистический сценарий, и рост составит порядка 13%, в противном случае он может уменьшиться до 2% (при реализации пессимистического сценария). Последняя цифра определяется теми проектами, которые уже начаты и технологически не могут быть остановлены.

К сожалению, сейчас (а эти строки написаны во второй половине февраля) мы не можем сказать, какой из сценариев будет реализован на практике, и ожидаем, что этот вопрос прояснится примерно к концу марта с.г.

Здесь есть и еще один элемент неопределенности – изменение темпов устранения "цифрового неравенства" между регионами и центром. Если нет развитой IT-инфраструктуры – нет и IP УАТС, как более или менее массового явления. На данный момент известно, что существенного замедления в этом процессе не будет (последние заверения в этом были озвучены Министерством связи и массовых коммуникаций в конце 2008 г.), однако посмотрим, чем это обернется на практике.

Сегментация УАТС

Что касается диаграммы, отражающей функциональную сегментацию УАТС (см. рис. 1), то здесь необходимо договориться о терминах. В настоящее время на российском рынке присутствуют следующие функциональные сегменты УАТС. Во-первых, это АТС на базе традиционной технологии коммутации каналов (TDM). Такие станции подключаются к сетям TDM напрямую, а к сетям VoIP – как правило, через шлюз IP-телефонии. Во-вторых, это гибридные ("конвергентные") АТС (TDM/VoIP), использующие как технологию коммутации каналов, так и пакетную коммутацию (VoIP). Напрямую они подключаются как к TDM, так и к VoIP-сетям. В-третьих, это программные (Pure VoIP) IP-АТС, использующие только технологию коммутации пакетов. Фактически они представляют собой установленное на компьютер ПО, а взаимодействие с IP-сетью осуществляется через соответствующие ресурсы компьютера. Подключение к сетям TDM производится путем установки в компьютер специальных плат CTI. В рамках описанной сегментации приведенная диаграмма в целом соответствует имеющимся у нас данным, если это объем вновь установленного в 2008 г. оборудования в деньгах.


РИС. 1 Сегментация УАТС по типу

Сегментация по размеру

Несколько слов о сегментации по размеру систем (см. рис. 2). По имеющимся у нас данным, соотношение больших УАТС к сегменту SMB составляет 33%/67%, однако также важно определиться с "водоразделом" между ними по числу абонентов – известно, что разные компании используют разные значения.

В связи с кризисом важно также понимать будущее соотношение между двумя сегментами сбыта – модернизацией уже имеющихся УАТС и установкой станций на вновь построенных объектах. Пока мы склонны полагать, что в 2009 г. будет доминировать именно модернизация – такой вывод можно сделать из исследования, проведенного нами в конце прошлого года.


РИС. 2 Сегментация IP УАТС по размеру


Анна Власова
Руководитель отдела продаж "Агат РТ"

Г К "Агат РТ" более 5 лет занимается производством и поставкой гибридных IP-TDM-станций. Это позволяет близко изучить соответствующие сегменты рынка и составить о них собственное мнение.

На наш взгляд, можно выделить два варианта интерпретации понятия "IP-станции". Если это программные решения, то они еще недостаточно известны на рынке, в частности из-за сложности администрирования и ненадежности платформ Windows, под которыми они чаще всего используются. Если же брать Linux-решения, то в этом случае сложность администрирования возрастает вдвое, так как на данный момент на рынке все еще недостаточно специалистов, знающих данную систему. Также торможением перехода на "чистые IP-решения" является фактор привычки. Большинство из нас привыкли видеть у себя на столе обычный аналоговый телефон, а не USB- или IP-трубку.

Сфера применения гибридных АТС все более и более расширяется. Не секрет, что многие компании имеют филиальную сеть даже в пределах одного города. Далеко не в каждый офис удобно тянуть собственную телефонную линию. Проще всего объединить их в единую АТС с участием IP-сети, имеющейся под рукой, чаще всего это Интернет. Вторым фактором развития гибридных решений является малая стоимость звонка по междугородной связи. Таким образом, захват гибридными решениями большей части рынка закономерен. И, по-моему мнению, данная экспансия будет продолжаться.

Исходя из вышесказанного, я бы сказала, что сектор IP-станций, скорее всего, составляет около 5%, а сектор IP-TDM-решений – более 60%. Процент решений на TDM-станциях вопросов не вызывает.


Виталий Обрывин
Руководитель отдела маркетинга и рекламы ГК "Информтехника"

С оценкой общего объема рынка российских УАТС в 2008 г. трудно не согласиться и трудно ее опровергнуть, порядок цифр вполне правдоподобный.

Что касается сегментации по типу УАТС, то необходимо сделать оговорку – практически все выпускаемые в настоящее время станции являются гибридными (у всех выпускаемых сегодня TDM-станций в качестве опции присутствуют IP-шлюзы). Таким образом, можно оценить рынок так: гибридные TDM/IP-станции составляют 90%, чистые IP-станции – 10%.

Другое дело, что IP-технологии, к сожалению или к счастью, используются не так широко, как хотелось бы их ярым апологетам, и оценку гибридных АТС в 90% надо понимать как готовность производителей следовать модным тенденциям развития инфоком-муникационных технологий. И хотя станции зачастую и поставляются как гибридные, но используются они в основном как традиционные TDM-АТС.

Наш опыт работы на ведомственных рынках показывает, что на сегодняшний день IP-технологии либо не применяются вообще (и не по причине отсталости того или иного ведомства, а, скорее, по причинам "молодости" этих технологий), либо используются в незначительной степени, например, для организации резервного канала связи, на случай если все традиционные каналы связи вдруг окажутся разорванными или уничтоженными. Также они могут использоваться для передачи данных, не представляющих никакой тайны – ни коммерческой, ни тем более государственной (чаще всего это технологические данные с различного рода датчиков и счетчиков) либо для организации связи в малочисленных тактических звеньях нижнего уровня ряда ведомств, где просто экономически неоправданно ставить обычную АТС ради нескольких абонентов.

Учитывая, что мы работаем с основными государственными структурами и предприятиями ведущих отраслей экономики (предприятия железнодорожного транспорта, энергетической и нефтегазовой отраслей, атомной промышленности и энергетики, металлургии и т.д.), можно сделать следующий вывод: на сегодня IP-АТС все еще не находят широкого применения в технологических сетях связи, составляющих основную долю рынка УАТС. Они применимы, скорее, на небольших фирмах или в бизнес-центрах. Какое серьезное предприятие с большой численностью персонала рискнет отказаться от надежной и практически не требующей обслуживания TDM-АТС, а предпочтет поставить IP-АТС, которую, как любую компьютерную сеть, придется регулярно отлаживать (если не еженедельно, то наверняка ежемесячно), обрекая себя на перебои в связи и ставя себя в зависимость от сисадминов, как правило, очень дорогих и капризных, но не всегда компетентных?

В связи с вышесказанным оценка по сегментации IP-АТС (если речь идет о "чистых" IP-АТС) видится не совсем точной. 90% IP-АТС относится к станциям, выпускаемым в сегменте малой и средней емкости.


Сергей Прокопенко
Менеджер продуктовой линии Siemens Enterprise Communications

Крайне сложно сравнивать объем рынка 2008 г. и прошлых лет. Динамика развития телекоммуникационного сегмента налицо, но абсолютные показатели не являются критерием оценки сейчас. Никто и не ожидал, что в 2008 г. объем рынка достигнет уровня конца 1990-х.

Именно поэтому по итогам прошлого года мы видим сравнительно небольшой рост объема рынка корпоративных телекоммуникаций. Тем не менее, я бы сказал, что объем российского рынка стал больше.

Что же касается объема IP-подключений в сегменте SMB, то он наращивается значительно более медленными темпами, чем в сегменте LME. Причина этого заключается в относительно более высоких требованиях к сетевой инфраструктуре IP-решений, а также в том, что стоимость эффективных IP-телефонов все еще не достигла приемлемого в SMB-сегменте уровня.


Николай Школьников
Руководитель группы АТС отдела телекоммуникаций системного департамента ООО "Панасоник Рус"

Результаты исследования показывают, что потребители, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, склоняются к выбору TDM/IP-станций. В свое время, преимущественно в Европе и США, предполагалось, что IP-телефония станет дешевой альтернативой традиционной телефонии. Но перехода к ней не состоялось, да и в ближайшее время вряд ли это произойдет даже в Европе, а тем более в России. Хотя можно отметить, что сейчас явно наблюдается развитие инфраструктуры ШПД в Москве, также наметилась положительная динамика в регионах.

Недавно было объявлено, что компания "Ростелеком" планирует развивать свою сеть ШПД. За последнее время многие компании именно малого и среднего бизнеса уже оценили экономическую выгоду от использования IP, в основном при звонках в другие города и страны. Полный же переход голоса в IP-среду можно ожидать не ранее, чем через 5–7 лет. Операторы связи также объявляли о разворачивании альтернативных сетей для передачи голоса, таких как WiMАХ, 3G. Однако позиции традиционной телефонии по-прежнему сильны, так что на сегодняшний день основным оборудованием для организации офисной телефонии являются именно гибридные станции TDM/IP.

АТС данного типа представляют собой разнообразный набор решений с преобладанием либо традиционной телефонной составляющей, либо IP-телефонных коммуникаций, в простейшем случае – со встроенными шлюзами VoIP для работы по соединительным линиям IP. Более сложные решения предусматривают использование элементов сетей NGN, обладающих возможностью взаимодействия с традиционными ТфОП, аналоговыми пользовательскими терминалами и содержащих дополнительные сервисы (конференция, перевод вызова, голос, широкополосный доступ к Интернету и т.д.). В дальнейшем эти решения предполагают возможность перехода к полноценной архитектуре IР-АТС. Именно АТС такого рода как раз и являются наиболее перспективными.


Егор Швец-Тэнэта-Гурий
Менеджер отдела сетевых и телекоммуникационных систем, Samsung Electronics

Данное исследование показывает продолжающееся расширение роли IP-технологий в развитии рынка УАТС. Увеличение доли чистых IP-решений подтверждено аналогичной статистикой, получаемой нами с рынков других стран. Дальнейшее развитие линеек продукции основных вендоров соответствует данному тренду, и в скором времени следует ожидать появление чистых IP-решений от всех основных вендоров, включая тех, кто в данный момент наиболее силен в сегменте аналоговых и цифровых УАТС.

Также, несомненно, следует ожидать увеличение доли IP-терминалов и появление новых линеек, построенных на стандартных протоколах, в первую очередь SIP.

Статистика нашей компании показывает, что при необходимости построения распределенной сети УАТС, в большинстве случаев устанавливается УАТС, поддерживающая протокол IP, и объединение УАТС в сеть происходит именно по IP. Одновременно происходит и объединение локальных сетей.

В то же время является показательной сегментация УАТС по размерам: 70% рынка принадлежит рынку SMB, а это означает, что небольшие компании предпочитают иметь свою собственную станцию, а не пользоваться услугами центральной станции оператора связи.

Статистика других стран, в первую очередь США, показывает, что в противовес данным российского рынка все большее распространение получают услуги IP-CЕNТREX, избавляющие пользователя от покупки собственной АТС. Очевидно, что в ближайшее время аналогичная ситуация получит свое развитие и в России.

В остальном цифры, предоставленные в данном исследовании, являются слишком общими, чтобы делать какие-то конкретные выводы; более того, в условиях кризиса в экономике очевидно, что в 2009 г. ситуация будет сильно меняться, сократится объем рынка, вырастет объем продаж б/у техники, основной акцент будет сделан на сокращении затрат и покупке low-end-устройств. Вполне возможно, что в этих условиях дешевые аналоговые системы на некоторое время несколько возвратят свои позиции.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2009
Посещений: 6547

Статьи по теме

  Автор

Геннадий Макаров

Геннадий Макаров

Генеральный директор маркетингового агенства GMT Plus

Всего статей:  2

  Автор

Анна Власова

Анна Власова

Руководитель отдела продаж "Агат РТ"

Всего статей:  1

  Автор

Виталий Обрывин

Виталий Обрывин

Руководитель отдела маркетинга и рекламы ГК "Информтехника"

Всего статей:  1

  Автор

Сергей Прокопенко

Сергей Прокопенко

Менеджер продуктовой линии Siemens Enterprise Communications

Всего статей:  2

  Автор

Николай Школьников

Николай Школьников

Менеджер по маркетингу АТС отдела телекоммуникаций "Панасоник Солюшн Инжиниринг Рус"

Всего статей:  7

  Автор

Егор Швец-Тэнэта-Гурий

Егор Швец-Тэнэта-Гурий

Менеджер подразделения систем связи "Самсунг Электроникс Рус"

Всего статей:  5

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций