В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Вцелях значительного повышения производительности труда, сокращения производственных площадей и повышения энергоэффективности ПАО "КАМАЗ" планирует завершить к 2020 г. технологическую и организационную перестройку компании. Для проведения коренных изменений "КАМАЗ" начинает реализацию крупнейшего в своей истории проекта по реинжинирингу автопроизводства.
In order to significantly increase productivity, reduce production space and energy efficiency, KAMAZ PTC plans to complete by 2020 the technological and organizational restructuring of the company. To carry out fundamental changes KAMAZ PTC is launching the largest in the history of the project to re-engineer the auto industry.
– Какие классы оборудования в сфере IT и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходимы сейчас для отрасли машиностроения и почему?
– Артем Головатый: В используемых классах оборудования каких-либо значимых изменений нет: серверное оборудование, сетевое оборудование, оборудование рабочих мест (сотрудника или рабочего центра/станка), оборудование связи и прочее. Другой вопрос, что предприятия теперь имеют выбор: оборудование в собственности или арендуемое в виде IaaS? Мы активно используем модель IaaS для серверного оборудования и, не будучи новичками, апробировали подобную модель для оборудования рабочих мест в части печатно-множительного оборудования а-ля сервис покопийной печати.
– Какие проекты в сфере IT и коммуникаций были реализованы в 2014 г.?
– АГ: Из крупных проектов нами были реализованы: согласование договоров в соответствии с комплаенс-политикой ПАО "КАМАЗ" и контроль контрагентов на базе 1С, новый корпоративный сайт, пилотный склад, создание сервисного центра на базе системы по взаимодействию с пользователями System Center Service Manager, инструмент группового взаимодействия на базе Microsoft Lync, вывод части унаследованных IT-систем собственной разработки, создание общего центра обслуживания и другие проекты в разной стадии завершенности.
– В марте 2013 г. Елена Милинова, заместитель генерального директора ПАО "КАМАЗ", уже давала интервью нашему журналу (http://www.tsson-line.ru/imag/tss-1-2013/10). В интервью Елена большое внимание уделила основной тенденции 2013 г. – использованию позиционирования и контроля транспортных средств. А какие направления в области IT и телекоммуникаций являются приоритетными для ПАО "КАМАЗ" в 2015 г.?
– АГ: 2015 г. начался не в самых лучших экономических и геополитических условиях, поэтому мы сосредоточены на том, чтобы довести до конца начатые проекты, нацелены на реализацию IТ-стратегии и наведение порядка в собственном IТ-хозяйстве, включая организационную структуру, персонал, программный и аппаратный комплекс, а также все потребляемые IТ-услуги. Вообще любая трудная ситуация дает хороший повод посмотреть на себя со стороны и мобилизоваться для укрепления слабых сторон с использованием своих сильных качеств.
– Еще в 2012 г. компанией КАМАЗ было объявлено о создании новых и модернизации действующих производственных мощностей и о повышении текущего уровня производства к 2020 г. Как проходит развитие этого проекта?
– Олег Афанасьев: Основные сферы деятельности ПАО "КАМАЗ" – разработка, производство, реализация и сервисное сопровождение автомобильной техники, включая грузовые автомобили, автобусы, специальную и прицепную технику.
В мировом рейтинге производителей большегрузных автомобилей КАМАЗ занимает 11-е место, превосходя, например, такие известные фирмы, как Iveco, Navistar.
Ухудшение экономической конъюнктуры в России, осложнение внешнеполитической обстановки оказывают значительное влияние на инвестиционную активность и планы развития отечественных предприятий, что, соответственно, сказывается и на спросе на автомобильную технику.
При этом, несмотря на сокращение ключевого для компании российского рынка грузовиков, КАМАЗу удается не только сохранять, но и наращивать свою конкурентоспособность в продуктовых сегментах присутствия.
Планомерно реализуя стратегическую программу развития, утвержденную советом директоров компании в декабре 2012 г., КАМАЗ успешно решает ключевые задачи, которые стоят перед компанией на ближайшую перспективу: вывод на рынок нескольких семейств грузовых автомобилей КАМАЗ нового поколения, кардинальный технологический реинжиниринг автопроизводства и заготовительных производств, повышение эффективности бизнеса до уровня передовых компаний отрасли.
Девиз нашей стратегии: "Адаптивность. Эффективность. Глобальность" реализуется в стратегическом видении развития: КАМАЗ – национальный отраслевой лидер, крупный международный игрок в партнерстве с "Даймлер".
Вызовы времени и обострившаяся конкуренция заставляют ПАО "КАМАЗ" все более быстро и эффективно адаптироваться к требованиям рынка. Для удержания своих лидирующих позиций на рынке "КАМАЗ" начал кардинальное обновление модельного ряда.
Значительные инвестиции вложены в разработку и продвижение семейства грузовых автомобилей, шасси и автобусов, работающих на газомоторном топливе. Потребителям предлагается широкий модельный ряд техники, обладающей улучшенными экологическими характеристиками и экономически эффективной в эксплуатации.
Но только обновления модельного ряда для обеспечения конкурентоспособности недостаточно, необходима технологическая и организационная перестройка компании. Для проведения коренных изменений "КАМАЗ" начинает реализацию крупнейшего в своей истории проекта по реинжинирингу автопроизводства.
Идеологическая основа проекта – создание компактного, энергоэффективного, гибкого, высокотехнологичного производства, предназначенного для выпуска конкурентоспособных грузовых автомобилей широкого модельного ряда. Компании нужно повысить производительность труда в 2–2,5 раза, значительно сократить производственные площади, повысить энергоэффективность в 3 раза. Осуществить этот проект предполагается до 2020 г.
Существующий модельный ряд автомобилей с газобаллонным оборудованием по плану НИОКР будет комплектоваться двигателями экологического класса Е-4 и Е-5. Это касается и автомобилей, работающих как на компримированном, так и на сжиженном природном газе.
Разработана комплектация автомобиля нового семейства 65207 с газовым двигателем с системой сжиженного газа. Ведутся активные работы по гибридным автомобилям, использующим в качестве основного источника энергии сжиженный природный газ и дополнительно – электрический привод.
– Функционирование автоматизированных систем напрямую затрагивает интересы промышленных компаний. Вероятность атаки на подобные системы ниже, чем на многие другие, но ответственность, связанная с их защитой, в некоторых случаях несоизмеримо выше. Как ваша компания реализует защиту и обеспечивает работоспособность АСУ ТП?
– АГ: Совершенно верно, в современном мире атаки на промышленное оборудование стали реальностью, вспомните пример с иранским реактором. Меры безопасности для промышленного оборудования, которые мы используем, в целом схожи с мерами, применяемыми для всей IT-инфраструктуры в корпоративной среде. Кстати, еще в 2012 г. ФСБ разработала документ, в котором отражены основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности АСУ ТП, в том числе организация выделенной сети передачи данных для объектов АСУ ТП, ограничение доступа, контролируемый и ограниченный по времени удаленный доступ к промышленному оборудованию специалистов технической поддержки и т.д. От активации "закладок" в программном обеспечении это, конечно, не спасет, но эффективно от заражения вредоносным ПО. Вообще я всегда говорю, что вложения в безопасность должны быть соизмеримы с оценкой стоимости последствий при наступлении риска. Довольно сложный баланс, т.к. хочется защититься от всего и хорошо.
– Как вы считаете, насколько актуальны сегодня задачи по защите технологических систем? Что мешает обеспечить их адекватную защиту?
– АГ: Актуальны. В государственном масштабе – для защиты от внешних угроз, в масштабе бизнеса – для защиты от сбоев, приводящих к невозможности или приостановке бизнес-деятельности. Технически создано большое количество средств защиты. Правда, если говорить про инструментарий в IT, то большая доля является продуктом не отечественного производства. Хотя мое мнение – основным препятствием является человеческий фактор. Вот он привносит большую долю неадекватности в любую стройную систему защиты.
– Какие меры, на ваш взгляд, могут повысить эффективность отечественной промышленности?
– Сергей Колесников: Со стороны компании-автопроизводителя:
– Какие факторы могут изменить привычный облик крупных промышленных предприятий в стране, подтянув его до современного мирового стандарта в сфере информационных технологий?
– АГ: Знаете, я побывал на многих предприятиях, и хорошо заметно то, что уровень IT высок во всем, кроме непосредственно производства на уровне цеха, конкретного рабочего и конкретного станка. Предприятия живут наследием советских инженеров и строителей. Фактором может служить возможность оснастить производство современными станками и другим промышленным оборудованием, которое, помимо новых технических характеристик, позволит IT проникнуть глубже и дать возможность снять с линейного персонала рутинные операции по контролю за параметрами оборудования, учету потребляемого материала и выпущенной продукции и многое другое, тем самым позволив сосредоточиться на производстве ценности и транслировать "наверх" данные о состоянии непосредственно производственного процесса, чтобы появилась возможность проактивно реагировать на отклонения. Пора уже сосредоточиться на том, что создает ценность и генерирует информацию, т.к. офисных сотрудников мы вооружили до зубов.
КАМАЗ – национальный отраслевой лидер и крупный международный игрок. Ключевой рынок, на котором представлена продукция, – Россия, кроме того, компания занимает солидную долю рынка в странах СНГ и Востока. В 2014 г. реализация ПАО "КАМАЗ" на экспорт составила 6,1 тыс. шт. против 5,7 тыс. шт. в 2013 г. (прирост 7%). Доля экспорта в продажах выросла с 13% в 2013 г. до 16% в 2014 г. За счет роста ценовой конкурентоспособности продукции КАМАЗ на зарубежных рынках существенно укрепились позиции на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. Основными рынками сбыта в 2014 г. являлись Казахстан, Вьетнам, Узбекистан, ОАЭ, Азербайджан, Афганистан, Туркменистан.
В 2015 г. планируется увеличение продаж ПАО "КАМАЗ" на экспорт до 7,5 тыс. шт. (прирост на 23% к 2014 г.): в СНГ – 4 тыс. шт., в страны Азии и АТР – 1,9 тыс. шт., в страны Латинской Америки – 0,9 тыс. шт., в африканские страны – 0,7 тыс. шт.
Основное внимание уделяется развитию сборочных производств и применению комплексного подхода (автотехника, сервис, запчасти, обучение).
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2015
Посещений: 4120
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций