Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телемедицина как услуга

Проникновение информационных технологий в процессы медицинского обслуживания населения России пока остается на начальной стадии. Об этом говорит, например, то, что архивы регистратур, амбулаторные карты и множество разнообразных справок, рецептов и направлений в большинстве случаев до сих пор оформляются и ведутся в бумажном виде. Однако постепенно, пусть не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, информационные технологии входят в повседневную практику медучреждений различного уровня, в том числе в формате организации семинаров и консультаций с использованием систем видеоконференцсвязи (ВКС).
Виталий Крамарь
Директор компании "Телепорт-Сервис"

От и до

На рынке телекоммуникационного оборудования представлен довольно широкий спектр специализированных решений для организации совместной работы медицинских учреждений, территориально удаленных друг от друга. В частности, оборудование для оснащения залов телеобучения, операционных, комнат телеконсультаций, комплекты мобильной связи и домашней медицины.

Вместе с этим далеко не каждое российское медучреждение может себе позволить существенные затраты на создание постоянно действующего телемедицинского центра или содержание IТ-отдела. В такой ситуации все большую популярность приобретает услуга организации различных медицинских семинаров и консультаций с использованием технологии видео-конференцсвязи. При этом некоторые операторы и системные интеграторы берут на себя как обеспечение трансляции, так и установку всего необходимого телекоммуникационного оборудования.

На постоянной основе

Установка специализированного телекоммуникационного оборудования и создание стационарных телемедицинских центров для российских медучреждений – практика довольно новая. Между тем производители уже предлагают медицине типовые решения для создания как залов телеобучения, так и персональных рабочих мест с возможностью использования ВКС.

Зал телеобучения, как правило, – это помещение на 20–50 человек с двумя экранами большого размера для визуализации докладчика и вспомогательного материала, а также с микрофонной и акустической системой. Такой зал предназначен для приема трансляций из операционных, удаленного чтения курсов и проведения дистанционных презентаций. Требования к разрешению изображения и качеству звука, а значит, к оборудованию и каналам связи для зала телеобучения являются максимальными: должна быть обеспечена возможность работы оборудования в разрешении HD1080p или HD720p и организации каналов связи со скоростями до 2,5–3 Мбит/с.


Кабинет телеконсультаций представляет собой небольшое помещение на два-три посадочных места для проведения медицинских консультаций лечащего врача со специалистом профильного медицинского центра. Консультации обычно проводятся в присутствии пациента. Типовой кабинет телемедицины оборудуется двумя мониторами для одновременного отображения консультанта и вспомогательных материалов. Относительно небольшие размеры экранов и, как следствие, требования к оборудованию и каналам связи для кабинета телемедицины ниже, чем в случае зала телеобучения. Однако, учитывая важность точной передачи данных, эти требования достаточно высоки.

Особенность телекоммуникационного оборудования, устанавливаемого в операционных, – его исполнение: такое оборудование должно выдерживать обработку дезинфекционным раствором и ультрафиолетовым облучением. Основной компонент системы – специальный конструктив с возможностью легкого передвижения по операционной и/или по зданию. К нему подключаются все необходимые дополнительные приборы, с которых требуется получать информацию.

Персональный комплекс ВКС располагается на столе врача и при обычной работе может заменять монитор компьютера.

На стороне

Медицинские учреждения, чей бюджет не позволяет оборудовать собственные кабинеты телемедицины, используют видеосвязь как услугу. Благодаря аренде специальных центров доступа сегодня существует замечательная возможность организации как небольших видеоконференций, так и масштабных (более 500, участников со всей России), и даже пригласить зарубежных экспертов.

Особый канал

Для работы с использованием технологии ВКС прежде всего необходим канал связи достаточной пропускной способности и качества. Канал связи должен соответствовать высоким требованиям к устойчивости, а также к качеству и четкости передаваемого изображения и звука.

Первые телемедицинские центры в России, установленные в 2002–2004 гг., использовали сети с коммутацией каналов или цифровые телефонные сети ISDN (Integrated Service Digital Network). В отличие от IP (Internet Protocol), ISDN уже в то время мог обеспечить передачу данных с гарантированным качеством.

С развитием каналов связи, их качества и надежности все большее применение находят системы, имеющие возможность работать как по I P, так и по ISDN. В том числе это обусловлено высокой стоимостью трафика при ISDN-звонке.


Значимое место в телемедицине занимают спутниковые каналы передачи данных. Ведь если в крупных городах организация канала связи сводится к выбору провайдера, то для медицинских учреждений, находящихся в удаленных населенных пунктах с недостаточно развитой телекоммуникационной инфраструктурой, будут актуальны решения, основанные именно на использовании спутниковой емкости.

Кроме того, спутниковые решения применяются для обеспечения работы мобильных передвижных телемедицинских комплексов, применяемых в таких областях, как санитарная авиация, экстренная медицина и диагностическая медицина в труднодоступных регионах.

В тех случаях, когда речь не идет об организации постоянного решения, взаимодействие между медучреждениями может быть полностью основано на системах спутниковой связи, построенных на базе высокотехнологичных VSAT-терминалов. При этом использование специализированного программного обеспечения многоточечной видеоконференцсвязи оптимизирует пропускную способность двухсторонних радиоканалов и в несколько раз снижает затраты на дорогостоящие спутниковые каналы, пропускающие real-time-трафик.

Обсуждает вся Россия

Простой пример использования телемедицины в реальной жизни медучреждений – интерактивные медицинские видеоконференции, проводимые с целью обучения и взаимных консультаций профессионалов разного уровня по всей территории России. Подобные масштабные видеоконференции регулярно организуются как представителями Минздравсоцразвития РФ, так и частными медицинскими компаниями.

Технологии ВКС позволяют не только обсуждать организационные вопросы, но и наблюдать в реальном времени за ходом сложной операции, проводя при этом учебный диспут между специалистами ведущих клиник страны и участниками, находящимися в любом из 83 субъектов РФ. К участию могут быть привлечены до 20 тыс. человек одновременно.

Такие мероприятия позволяют обсудить широкий спектр проблем медицины, например программу развития службы крови, серьезные клинические случаи, новые возможности ведения пациентов и многие другие.

Удаленно, но совместно

Возможность оперативно организовать сеанс видеоконференцсвязи с участием специалистов из разных регионов страны позволяет медицинским учреждениям решать целый комплекс серьезных задач. В том числе благодаря использованию ВКС можно:

  • максимально быстро и эффективно осуществлять обмен знаниями между профессионалами из различных регионов России;
  • повысить эффективность последипломного медицинского образования;
  • проводить дистанционное обучение медицинского персонала практически без отрыва от рабочего процесса;
  • собирать оперативные совещания или консилиумы из любого территориально удаленного города;
  • повысить оперативность принятия решений.

Основным преимуществом ВКС является расширение круга участников мероприятия при одновременном сокращении расходов финансовых и временных ресурсов. Поэтому даже ограниченные бюджеты медицинских учреждений позволяют организовать общение и обучение специалистов сразу в нескольких городах России.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2011
Посещений: 7409

Статьи по теме

  Автор

Виталий Крамарь

Виталий Крамарь

Директор ООО "Телепорт-Сервис"

Всего статей:  7

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций