Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Виртуализация обучения в системе среднего профессионально-технического образованияEducation Process Virtualization Status within the Technical College System

В статье уделено внимание понятийному аппарату и дано определение виртуализации в системе образования, выделены ключевые проблемы в системе контента, ПО, ПАК, оконечных устройств пользователей и инфраструктурные задачи. Определены задачи для эффективного внедрения с минимальным сроком в системе среднего профессионального образования (СПО), а также необходимость Федеральной облачной стратегии для отрасли образования.

The article is targeted to the definition of "virtualization" in the technical college education system, the main issues covered content, SW, HW, end users devices and infrastructure. The main tasks are pointed to the virtualization process implementation in the technical college education system. The Federal Cloud Strategy for Education is necessary to be developed.

Ромэлла Ловяго
Преподаватель иностранного языка с элементами ИКТ и права
Московского приборостроительного техникума РЭУ им. В.Г. Плеханова,
член НКО в отрасли ИКТ
Romella Lovyago
Teacher of ICT English and Law at Moscow Priborostroitelniy Technikum
by Plekhanov’s University, IT sector NGO member.
Ключевые слова:
система среднего профессионально-технического обучения, виртуализация, облачные сервисы, контент, групповая работа, совместная работа, Федеральная облачная стратегия
Keywords:
technical college professional education system, virtualization, cloud services, content, groupware, collaboration, Federal Cloud Strategy

В последнее время правительство делает акцент на необходимости развития образования, свидетельством чему является ряд документов, как Распоряжение от 3 марта 2015 г. № 349-р. Комплекс мер включает в себя меры по созданию к 2020 г. условий для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями [1].

Использование элементов виртуализации является показателем эффективности как образовательного учреждения, так и преподавателя.

Авторы изучения тенденций и эпох развития компьютерной индустрии прозорливо спрогнозировали в далеком для индустрии облачных технологий 2003 г. три эпохи:

  1. "эпоха систем";
  2. "эпоха персональных компьютеров" – на данном этапе впервые формируются системы групповой работы (Group Ware);
  3. "эпоха сетей" и Интернета [3]. Мы находимся на третьем этапе.

Отрасль образования входит в эпоху коммуникаций и коллаборейшн. Виртуализация образования является новой парадигмой развития образовательного процесса.

Виртуализацией в IT называют процесс изоляции компьютерных ресурсов друг от друга, позволяющий уменьшить зависимости между ними. Виртуализацию связывают с облачными сервисами – Cloud Computing – технологией распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [4]. В образовательной среде бытует мнение о том, что дистанционное (иногда его называют дистантным) образование является элементом виртуализации образования. Под виртуальным образованием можно понимать не только дистантное телекоммуникационное обучение, но и "процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты" [5]. В контексте данной тематики необходимо определиться с понятийным аппаратом: что есть виртуализация образования.

Виртуальное образование

В понятии виртуализации образования необходимо принимать во внимание узкий и широкий смысл понятия. Под виртуальным образованием можно понимать процесс, в том числе интерактивный, от одного до нескольких участников, включая преподавателя, а также результат взаимодействия как субъектов образования между собой, так и между объектами образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты, инфраструктура с основой технологии виртуализации и облачных вычислений. Поэтому ключевая задача – создание облаков образования на дата-центрах с контентом, утвержденным специальной комиссией при Минобрнауки.

Проблемы

Непосредственно в образовательных профессиональных учреждениях – СПО – существуют определенные характерные только для СПО проблемы: в сфере контента, инфраструктуры и финансирования. В контексте образовательного контента можно выделить следующие моменты:

  • на первом этапе необходимо создать контент общеобразовательных предметов СПО, т.к. в образовательном процессе присутствуют экспериментальные порталы только для младшей, средней школы, затем – контент для профессиональных дисциплин;
  • содержательная часть контента требует отбора учебной литературы, используемая литература зачастую не отвечает научно-психолого-педагогическим требованиям и содержит ошибки;
  • для получения доступа к контенту необходима дополнительная плата со стороны СПО или обучающегося, что ограничивает доступ к желаемому источнику;
  • портал контента ограничен для входящего трафика и не позволяет студентам одновременно пользоваться контентом;
  • контент общеобразовательных предметов располагается на многочисленных хостинговых площадках, принадлежащих различным компаниям с различными сервисами и параметрами обеспечения и предоставления сервиса (SLA);
  • контент предметов профессионального обучения отсутствует, СПО пользуются лишь ограниченным числом онлайн-библиотек, или студенты работают по рекомендации преподавателя с материалами, находящимися в свободном доступе на хостинговых площадках, не имеющих сервисы групповой совместной работы. Полностью отсутствуют такие технические возможности, как WebEx, позволяющие в интерактивном режиме преподавателю оценить знания в работе по группам, обсуждения между обучающимися;
  • при построении инфраструктуры для размещения контента используются решения зарубежных компаний: Google, Dropbox, Moodle, Microsoft и др.

В сфере пользовательского доступа СПО можно выделить следующие моменты:

  • СПО не в полной мере обеспечены необходимой инфраструктурой с оптимальной полосой пропускания доступа к образовательному заведению и внутри него;
  • не все студенты СПО обеспечены оконечными электронными устройствами для проведения работы в классе;
  • общеобразовательные предметы СПО не обладают постоянной материальной компьютерной базой для работы в режиме онлайн одновременно ввиду недостаточного финансирования или финансирования по остаточному принципу руководства СПО общеобразовательных предметов и предметов не первого уровня;
  • недостаточный уровень образования педагогического состава для групповой работы в WebEx и других сервисах по совместной работе. Использование решений коллаборейшн позволит ликвидировать существующие негативные моменты дистанционного обучения: отсутствие личного и визуального интерактивного контакта с преподавателем;
  • оснащение преподавателей общеобразовательных, непрофессиональных дисциплин современными электронными устройствами для работы как в классе, так и удаленно; увы, удивительно видеть педагога, у которого компьютер desktop собран дома студентами, на занятиях электронного носителя нет.

Выводы

  • Необходимо активнее привлекать российских производителей SaaS, PasS, IaaS для разработки шаблонного решения для СПО/ВПО. Долгое время у ведущих зарубежных вендоров были решения для финансово-банковского сектора, сектора корпоративных предприятий Enterprize, государственного сектора без дифференциации сектора образования.
  • Решения для образовательной сферы появись у американских и европейских компаний [6]. Подсчеты исследования Миланского университета Федерико Этро показали, что облачные вычисления способствуют снижению безработицы и созданию рабочих мест, а в целом станут причиной масштабной реструктуризации экономики (кумулятивная экономическая выгода, в государственном секторе, образовании, здравоохранении 112 539 млн евро, дополнительные рабочие места – 801 тыс. мест) [7].
  • Необходимо создать крупные региональные дата-центры на территории РФ, где будут размещаться облачные решения для образовательной системы РФ всех уровней: школьного, СПО и ВПО.
  • Следует повысить оснащение информационными устройствами и инфраструктурой СПО РФ.
  • Для решения задач виртуализации образования необходимо создание Федеральной облачной стратегии с назначением Федерального CIO в Управлении администрации президента с утвержденной политикой для области образования. Необходим документ, который будет представлять некий род методического пособия для CIO Министерства образования, содержащего практические инструкции для выбора не менее трех сервисов, пригодных для миграции на облачную платформу, проведение миграции с указанием литературы по вопросам, связанным с облачными вычислениями, их общей проблематикой, вопросам безопасности, стандартизации, нескольких утвержденных вендоров и с указанием бизнес-процедур взаимодействия с Методической группой по формированию контента. Главной в Федеральной облачной стратегии должна стать межотраслевая связь, базирующаяся на междисциплинарной связи: стык понимания целей и задач образования различного уровня, существующих технологий и бизнес-процессов в ИКТ.

В США программа "Облака в первую очередь" (Cloud Fisrt Policy) в рамках анонсированной в 2010 г. Федеральной облачной стратегии, рассчитанная до 2015 г. и нацеленная на консолидирование 800 дата-центров, забуксовала в связи со сменой CIO. Ключевая роль выполнения программы – в личности и харизме ответственного руководителя стратегии.

Внедрение виртуализации в образовательный процесс позволит ввести единый стандарт образования, повысить уровень обучающихся в использовании новых IT, снизить затраты на приобретение учебно-методической литературы как для ОУ, так и для обучающихся студентов, упростить обслуживание инфраструктуры ОУ, сократить затраты на приобретение и поддержку оборудования.

Литература

  1. О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования. [online] Доступ через http://government.ru/docs/17088/.
  2. Newton H. Newton’s Telecom Dictionary. 9-th Edition, New York, USA. – 1995, P. 1224.
  3. Н. Ермошкин, А. Тарасов. Стратегия информационных предприятий. Как CISCO Systems и ведущие компании мира используют интернет-решения для бизнеса. – Издательство Московского Гуманитарного Университета, 2003.
  4. Облачные сервисы, взгляд из России (Майкрософт), под ред Е. Гребнева. – М.: CNews, 2011. С. 6, 95.
  5. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм//EIDOS-LIST. – 1999. – Вып. 1(5). [online] Доступ через http://www.eidos.techno.ru/list/serv.htm.
  6. College Lowers Desktop Costs in Computer Labs by 30 Percent with Virtual Desktops, CISCO Systems. [online] Доступ через http://www.cisco.com/c/en/us/products/col-lateral/unified-communications/7800-series-media-conver-gence-servers/case_study_c36-717074.pdf.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2015
Посещений: 3634

  Автор

Ромэлла Ловяго

Ромэлла Ловяго

Преподаватель иностранного языка с элементами ИКТ и права
Московского приборостроительного техникума РЭУ им. В.Г. Плеханова,
член НКО в отрасли ИКТ

Всего статей:  1

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций