В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Само понятие "видеосвязь" появилось в 1960-х гг., однако в то время в силу ряда причин (дороговизны и громоздкости оборудования, неподготовленности каналов связи и т.п.) этот вид коммуникаций широкого распространения не получил. Впрочем, именно тогда были заложены принципы обеспечения взаимодействия по ВКС.
Опыт первых попыток организации видеосвязи был полностью учтен в первом стандарте для видеоконференций по сетям ISDN (H.320), который разработал и внедрил в 1990 г. Международный союз электросвязи (ITU-T). Фактически этот стандарт положил начало широкомасштабному развитию и внедрению видеосвязи. В это же время появились системы ВКС, которые стоили сравнительно недорого и смогли выйти на массовый рынок.
В России видеосвязь появилась в середине 1990-х гг. вместе с первыми отечественными компаниями, специализирующимися на поставке оборудования ВКС и его установке на стороне заказчиков. Разумеется, это были совсем небольшие проекты.
Первопроходцам пришлось столкнуться с целым рядом трудностей. Во-первых, нужно было научиться работать с оборудованием. Во-вторых, обучить специалистов заказчика. В-третьих, найти каналы сбыта и обосновать необходимость внедрения нового бизнес-решения. В-четвертых, решить проблему с обеспечением каналов требуемой пропускной способностью, поскольку в то время страна только начинала активно использовать Интернет и строить волоконно-оптические сети связи (как известно, исторически сети связи в России опирались на аналоговые, а не на цифровые линии).
Первые проекты не могли похвастать большим количеством установленных систем видеосвязи: основным приоритетом была связь "точка-точка". Как правило, видеосвязь строилась на базе обыкновенного настольного ПК, в состав которого входила специализированная плата для соединения с сетью ISDN (обычно плата включала один-два ISDN BRI-порта) и программное обеспечение. Компьютер снабжался обычной Web-камерой, настольными колонками и микрофоном (иногда еще и гарнитурой). Видеосерверы стоили очень дорого, поэтому редко задействовались в проектах.
Одной из первых в России полномасштабных сетей видеосвязи можно считать сеть, построенную для ОАО "Ростелеком" в 1997–1998 гг. Она насчитывала порядка 90 точек, разбросанных по всей России. Сеть строилась для организации удаленных совещаний глав субъектов РФ и охватывала в основном крупные города и населенные пункты.
В рамках проекта на территории Московской междугородной телефонной станции № 10 (ММТС-10) был построен центр управления, где были установлены серверы сбора многоточечных видеоконференций и мониторинга всей сети ВКС. В сети были задействованы практически все имеющиеся на тот момент в распоряжении "Ростелекома" управляемые автоматические комплексы, обеспечивающие прохождение видеотрафика по ISDN-каналам. В центре работало сразу несколько операторов, которые организовывали проведение видеоконференций, наблюдали за состоянием каналов связи, контролировали функционирование оборудования серверного узла и конечных точек, следили за работоспособностью сети в целом.
Сегодня подобные проекты уже стали привычными, и сложно понять весь масштаб решения и риски его внедрения, связанные с новизной опыта. Но только представьте, как это все происходило в первый раз: необходимо было провести обследование каждого помещения, решить вопрос "последней мили", установить оконечное оборудование, обучить специалистов на местах, параллельно выполняя монтаж и наладку оборудования, разработать и реализовать сценарии проведения совещаний…
Первые видеозвонки компании совершали по ISDN-сети с предварительным подключением услуги передачи данных. На рубеже второго тысячелетия сеансы ВКС организовывались в основном для общения с зарубежными партнерами, поскольку в то время за пределами России видеосервисы уже зарекомендовали себя как эффективный бизнес-инструмент. К слову, тогда публичная сеть (Интернет) даже не рассматривалась в качестве канала передачи данных: развертывание сети видеосвязи обычно сопровождалось (или предварялось) строительством собственной специализированной или мультисервисной сети связи.
В России одними из первых преимущества ВКС оценили нефтегазовые компании. Практически одновременно на базе собственных спутниковых сетей ВКС начали внедрять и использовать ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "ЛУКОЙЛ". В условиях, когда дочерние компании удалены друг от друга и от центрального офиса на тысячи километров, видеосвязь стала для холдингов незаменимым инструментом управления бизнес-процессами и позволила организовать совместную работу территориально разобщенных команд.
Об эффективности использования ВКС говорит интенсивное расширение видеосетей. Так, ОАО "НК "Роснефть" в 2001 г. начало с пилотного проекта по организации видеосвязи между двумя дочерними компаниями и центральным офисом в Москве, а уже через год установило системы ВКС в более чем 20 представительствах в различных городах России.
Кстати, приблизительно в это же время начинается внедрение ВКС в государственных службах немедленного реагирования (одну из самых известных и масштабных сетей ВКС построило МЧС) и медицине.
Как было упомянуто выше, в середине 1990-х гг. системы видеосвязи заменялись обыкновенными настольными ПК. Следующий этап развития сетей ВКС можно отнести к началу 2000-х гг., когда на российский рынок вышли специализированные решения, которые представляли собой отдельные от ПК блоки и модули. Первыми в организациях обычно становились системы персональной видеотелефонии, однако все чаще стали внедряться системы для групп пользователей, так называемые студийные решения. Предпочтение отдавалось терминалам и серверам, способным работать как по интерфейсу ISDN, так и по IP.
Отметим, что в то время даже лидеры рынка производителей телекоммуникационного оборудования не могли похвастать широкими продуктовыми портфелями. Поэтому компаниям, активно использующим ВКС, приходилось приобретать продукты разных производителей, и их технические службы вынуждены были решать вопросы совместимости оборудования.
С течением времени количество устройств в сети увеличивалось, что требовало внедрения решений по управлению вызовами и оборудованием. Растущая пропускная способность сетей связи спровоцировала сначала переход на высокоскоростные ISDN-соединения, а затем – полный отказ от ISDN в пользу IP.
Массовое внедрение ВКС потребовало и новых решений, позволяющих упростить использование систем для конечных пользователей.
С ростом пропускной способности каналов связи и по мере развития технологий производители предлагают все более совершенное оборудование видеосвязи.
Режимы высокой четкости (HD 720p) использовались, как правило, в системах, подключенных к серверам многоточечной видеоконференцсвязи.
Стоит отметить, что к моменту появления на рынке первых HD-решений инфраструктура очень немногих компаний позволяла внедрить их без капитальных затрат. Модернизация имеющегося ресурса для работы с видео высокой четкости практически всегда означала отказ от старого оборудования и по стоимости была сравнима с построением новой сети видеосвязи. Безусловно, это тормозило внедрение новых технологий, заставляя проводить обновление поэтапно.
Сегодня поддержка Full HD является стандартом. Пользователь ВКС при этом находится в более выгодном положении, поскольку производители предлагают видеосистемы, позволяющие расширить функционал простой программной модернизацией. Это означает, что даже если в настоящий момент качество Full HD компании не требуется (или нет возможности организовать высокоскоростное подключение), можно приобрести видеосистему для работы с SD-, ED- или HD-видео, а впоследствии апгрейдить ее до Full HD без существенных затрат и без замены "железа". Таким образом, производители оптимизируют расходы заказчиков и обеспечивают защиту инвестиций в оборудование ВКС.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2012
Посещений: 6323
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций