В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Под видеоконференцсвязью (ВКС) понимают обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени, через существующие каналы передачи данных. Для организации подобных сеансов связи используется современное мультимедийное оборудование с широким кругом возможностей и высоким качеством. Первые системы видеоконференцсвязи появились более 10 лет назад, но потребовалось достаточно много времени, чтобы сделать эту технологию простой и доступной массовым пользователям. Сегодня системы ВКС прочно вошли в жизнь людей по всему миру и используются в таких важных сферах, как медицина и образование, помогая спасать человеческие жизни и делая обучение в лучших вузах страны по-настоящему доступным.
В области здравоохранения нет ничего важнее, чем своевременное предоставление пациентам необходимой медицинской помощи. Но для многих прикованных к постели или живущих в удаленных населенных пунктах пациентов простой визит к врачу может стать проблемой, не говоря уже об экстренных случаях, когда нужно быстрое реагирование. Необходимость максимально эффективно решить эти вопросы и обеспечить оперативную врачебную помощь в труднодоступных районах, привела к появлению термина "телемедицина", характеризующего новое направление, сочетающее в себе медицину и телекоммуникации. Сегодня, произнося слово "телемедицина", мы подразумеваем использование электронных, информационных и коммуникационных технологий для оказания и получения медицинских услуг, например таких, как консультации. Одна их главных задач этого направления - обеспечение совместной работы медицинских специалистов или учреждений, территориально удаленных друг от друга на любые расстояния, без снижения качества и уровня взаимодействия. Для решения этих задач активно применяется видеоконференцсвязь, поднимающая здравоохранение на качественно иной технологический уровень.
С помощью ВКС во всем мире удается успешно решать ряд серьезных медицинских задач. Во-первых, в корне меняется вся система работы и обучения медицинского персонала - отпадает необходимость в длительных и дорогостоящих командировках, расширяются возможности международного взаимодействия. Так, эксперты со всего мира могут сотрудничать в режиме реального времени через видеоконференции высокой четкости и безопасно обмениваться данными для обсуждения прогнозов, методов лечения и прочих вопросов.
Решения для видеоконференций позволяют проводить дистанционное обучение медицинского персонала, давая возможность врачам учиться у лучших в мире специалистов и сотрудничать с ними, виртуально посещая настоящие операции, просматривая цифровые ролики с высокой частотой кадров и не тратя на поездки время, которое можно уделить пациентам. В зарубежных странах через видеоконференции реализуется популярная возможность наставничества, благодаря которой специалисты могут обучать новым методам и техникам, обеспечивающим лучшие результаты при лечении и высокий уровень комфорта для пациентов.
Важно, что ВКС дает возможность проводить диагностику пациентов дистанционно. Благодаря видео высокой четкости врач может виртуально приблизиться к пациенту, чтобы заглянуть внутрь ушного канала, просмотреть рентгеновский снимок или полностью обследовать пациента, что позволяет принять своевременное решение в режиме реального времени, с помощью компьютера, планшета или даже мобильного устройства. Решения для дистанционной медицины обеспечивают быстрый доступ к специалистам в режиме реального времени, как только возникает необходимость в неотложной медицинской помощи.
Таким образом существенно экономится время, затрачиваемое на консультации и поездки, решается вопрос связи с территориально удаленными регионами, сокращаются расходы медицинских учреждений, повышается оперативность принятия решений, вследствие чего качество медицинского обслуживания становится выше.
За рубежом преимущества телемедицины давно получили заслуженно высокую оценку, и сегодня во многих странах разрабатываются многочисленные телемедицинские проекты, в основе которых лежат новейшие разработки ВКС. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) активно содействует развитию этого направления и разрабатывает проект создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине, которая позволит обмениваться научными документами и информацией, быстро искать необходимую информацию через телекоммуникационные сети, проводить видеоконференции, заочные дискуссии и совещания.
В России в последние годы телемедицина тоже приобрела статус одного из наиболее перспективных направлений в развитии здравоохранения, но пока проникновение информационных технологий в процессы медицинского обслуживания остается на начальной стадии и говорить о широком распространении телемедицины в нашей стране рано. Конечно, телемедицинские центры создаются, но пока только на базе крупных медицинских учреждений, в масштабах страны это все еще небольшие цифры. Основными факторами, сдерживающими развитие телемедицины, являются сложности бюджетирования, недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры, слабая подготовка персонала на местах, не до конца проработанная правовая база. Очевидно, что отрасль нуждается в реформировании, создании системного подхода, чтобы информационные технологии постепенно вошли в повседневную практику медучреждений различного уровня.
Ключевая задача любой системы образования - предоставить наилучшие условия обучения максимально возможному количеству людей. Однако не все образовательные учреждения могут предложить своим студентам все существующие возможности по получению знаний, а желающие получить образование зачастую сильно ограничены в своем выборе. Виной тому различные факторы: сильно ограниченные бюджеты учебных заведений, проживание многих людей в труднодоступных регионах, финансовые ограничения потенциальных студентов, необходимость совмещать работу с учебой. Кроме того, сейчас мы живем в эпоху все возрастающей мобильности общества, когда люди хотят совмещать учебу, работу и свободное передвижение по всему миру. Эти новые потребности диктуют системе образования необходимость изменения традиционных форм обучения и внедрения инновационных решений, позволяющих совмещать высокое качество обучения и свободу студентов.
В организации современного процесса обучения, который учитывает все эти потребности, сложно переоценить роль информационных и дистанционных технологий, повлекших значительные изменения в традиционных подходах к образовательному процессу.
Одной из самых интересных информационно-образовательных сред вуза в настоящее время является система видеоконференцсвязи, причем в России видеосвязь в образовании применяется давно и успешно.
Главным ее достоинством считается возможность одновременно слышать своего собеседника и видеть его реакцию на экране, что в процессе обучения очень важно. Современное оборудование ВКС предоставляет пользователям все новые возможности, среди которых демонстрация презентаций и изображений, а также совместный доступ к документам. Благодаря этому преподаватели могут внедрить в повседневное обучение как записанные видеоматериалы, так и прямую трансляцию. Кроме того, учащиеся и преподаватели могут просматривать и воспроизводить видео высокой четкости с любого компьютера, планшета или мобильного устройства.
Основное преимущество, которое получает образовательная система вуза с переходом от традиционных форм удаленных коммуникаций к ВКС, - значительно возросшая скорость общения с подразделениями, находящимися в других городах. Как следствие, увеличивается эффективность работы образовательного учреждения в целом, снижаются командировочные расходы. Не менее важное преимущество - возможность обучать студентов, находящихся в труднодоступных районах и регионах. Также решения для видеоконференций позволяют существенно расширить охват обучения с помощью потоковой трансляции или передачи материалов по запросу для обучающихся на дому, в удаленных регионах или тех, кто по каким-либо причинам не может присутствовать на занятии лично. Потоковая передача, запись и воспроизведение учебных занятий позволяют повысить доступность образования.
Решения для видеоконференций также существенно расширяют возможности для студентов и повышают эффективность курсов обучения без привлечения дополнительных ресурсов. Представьте себе класс, возможности которого расширены с помощью виртуальных экскурсий, совместных упражнений с удаленными аудиториями и общения со специалистами по всему миру.
Благодаря видеосвязи образовательные учреждения организуют дистанционное обучение преподавательского состава, повышая квалификацию педагогов, привлекают для обмена опытом и повышения качества обучения иностранных экспертов, а также решают вопросы управления при наличии территориально удаленных филиалов.
Новые технические решения позволяют получать образование с использованием видео высокой четкости как за рабочим столом в офисе, так и на ходу, с помощью мобильного устройства.
В западных странах, где видеосвязь давно стала общепринятым инструментом общения, студенты активно обучаются онлайн, и получение образования становится частью их повседневной жизни, а не вынужденной необходимостью. Российская система образования пока не предполагает такого формата повсеместно, и одним из главных препятствий в распространении дистанционного обучения в России является сложившаяся педагогическая культура, признающая преимущественно традиционное обучение, а также слаборазвитые и дорогостоящие каналы связи. При этом нужно отметить, что дистанционная система обучения должна интегрироваться в системы очной и заочной формы обучения, дополняя и развивая их, способствуя созданию мобильной образовательной среды.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2013
Посещений: 5113
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций