Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Всегда на связи с пациентомAlways in touch with the patient

Применение современных IT при оказании медицинской помощи с каждым годом набирает обороты. Но все ли так безоблачно?

The use of modern technologies in health care each year is gaining momentum. But whether all so good?

Дмитрий Курапеев
Генеральный директор RuHealth
Dmitry Kurapeev
Director General RuHealth

– Как современные IT и средства связи помогают быть постоянно на связи как врачам, так и пациентам?
– Для этих целей создано множество решений. Один из примеров – продвинутый сервис IP-телефонии, с помощью которого пациент может заказать звонок врача. Врач получит оповещение о запросе звонка, но ответит на него только когда ему будет удобно. Система сама установит соединение. При этом в таком режиме могут работать несколько врачей, и им необязательно быть привязанным к месту, достаточно, чтобы у них был обычный смартфон.

Более сложные системы, позволяющие пациентам и врачам оставаться на связи, основаны на личных кабинетах врача и пациента, как правило, с элементами ЭМК (электронной медицинской карты). В этом случае консультация может проходить в режиме реального времени, например в формате видеоконференции, или быть отложенной, когда на ответ врачу отводится определенное время. Все остальные частные случаи взаимодействия врача и пациента основываются на примерно таких же сценариях работы.

– Какие преимущества это дает врачам, клиникам, пациентам?
– Прежде всего, постоянная связь врача и пациента, которая реализуется с помощью современных IT, – это более высокий, качественный и персонализированный сервис для пациента. Врач всегда рядом, где бы ты ни находился.

Если говорить о системе здравоохранения в целом, то положительный эффект для клиник признают многие исследования: внедрение системы дистанционного мониторинга существенно сокращает расходы, связанные с повторными госпитализациями и осложнениями. При некоторых состояниях доказано, что удаленный мониторинг оказывает существенное влияние на продолжительность жизни пациента с данной патологией. Для клиник – это возможность расширить спектр оказываемых услуг: платных, по ДМС или в рамках целевого финансирования, то есть повысить свой доход и стать более конкурентоспособными.

– Как решается вопрос необходимости защиты каналов связи?
– Защищать данные необходимо. Есть два пути. Первый – самый простой: деперсонализация данных, то есть организация процесса, когда персональные данные пациента не хранятся там же, где хранятся его медицинские данные. Второй вариант – применение защищенных каналов, сертификатов, цифровых подписей и т.д. Наверное, это самый правильный путь с точки зрения технических специалистов и контролирующих органов, но существенно более дорогой и сложный как для врача, так и для пациента. Оптимальное решение, как всегда, находится где-то посередине.

– Какие проблемы существуют в России при предоставлении телемедицинских услуг?
– В нашей стране отсутствует нормативно-правовая база для персонифицированной телемедицины, то есть общение врач–пациент медицинской услугой не является.

Такие услуги иногда оказываются как информационные, хотя, как правило, они выходят за рамки просто информации. В некоторых случаях, когда пациент известен, есть доступ к его подробной ЭМК, врач может дать медицинскую рекомендацию (изменить дозу препарата, назначить анализ или обследование), как это зачастую происходит в неформальном общении врача с пациентом по телефону. Но если в частной беседе, давая иногда очень серьезные рекомендации, врач ничем не рискует, так как ничего не документируется, то в случае официальной телеконсультации все протоколируется. Многие врачи и клиники такой ответственности боятся, хотя, повторюсь, такое общение происходит постоянно.

В 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрены только телеконсилиумы, то есть общение врач–врач. И такие консилиумы проходят, хотя и не в таком масштабе, в котором могли бы. Это связано с проблемой в финансировании. Клиника, которая запрашивает консультацию, оплачивает ее сама из тарифа, который, как правило, не предусматривает такую услугу. Проблема могла бы быть решена, если аккредитованные в Минздраве телемедицинские центры получали гос. задание на проведение подобных консультаций, либо такие консультации входили бы в тарифы ОМС и оплачивались ТФОМС. То же самое касается и частной медицины, ДМС. Страховые компании не всегда идут на покрытие подобных затрат.

– Как вы оцениваете уровень развития телемедицины в России по сравнению с другими регионами мира?,
– Мы очень отстаем. Опыт России не сопоставим с европейским и американским. Для сравнения могу привести цифры по использованию мобильных приложений, предназначенных для сферы здравоохранения в США: уже в 2011 г. их было более 13 тыс., а объем рынка составлял $700 млн, как минимум треть этого рынка приходится на телемедицину.

– Что необходимо предпринять для более успешного развития IT в сфере медицины и телемедицины в частности?
– Технически проблем никаких нет, наоборот, по многим показателям в области IT в России ситуация значительно лучше, чем за рубежом (по каналам связи, например). Основная проблема в правовом регулировании, а следовательно, возможности легального заработка на телемедицине для всех участников. Как только эти проблемы хотя бы отчасти будут решены, появятся сотни достойных решений.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2015
Посещений: 3268

Статьи по теме

  Автор

Дмитрий Курапеев

Дмитрий Курапеев

Генеральный директор RuHealth

Всего статей:  1

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций