Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Унифицированные коммуникации – неизбежное будущее?

Ольга Берштейн
Менеджер по продажам
в РФ и СНГ компании Tadiran Telecom, Ltd.

Впоследние годы довольно ярко прослеживается тенденция возрастания требований современных организаций любого профиля к собственным системам связи, и термин "унифицированные коммуникации" (УК) все чаще звучит при обсуждении компаниями перспективных планов внедрения телекоммуникационных решений. Надо заметить, что сами требования к коммутационным платформам и поддерживаемым аппликациям сильно изменились, и теперь они охватывают не только аспекты повышения надежности, расширения функциональности и удешевления связи, но и такой параметр, как продуктивность деятельности отдельных сотрудников и эффективность работы предприятия в целом.

В этой связи концепция унифицированных коммуникаций мало-помалу начинает завоевывать все больший процент рынка телекоммуникационных решений, хотя сегодня вряд ли найдется организация, полностью внедрившая все составляющие понятия УК в их классическом определении.

Неоспоримые преимущества

В преамбуле к "Магическому квадранту для УК – 2010" аналитического агентства "Гартнер" подчеркивается, что УК позволяют существенно повысить степень взаимодействия сотрудников, отделов и предприятий в целом и увеличить производительность их работы. Действительно, возможность контактировать с помощью любых удобных в конкретный момент средств связи и доступной коммуникационной среды исключает элемент задержки при необходимости быстро найти релевантных сотрудников, чтобы своевременно принять решение или посоветоваться с коллегами для предоставления ожидающему на линии клиенту исчерпывающего ответа на любой заданный вопрос. Функция "Презенс" также способствует повышению продуктивности, сокращая время на определение статуса и способа связи, который тот или иной работник предпочитает в настоящий момент. Система обмена мгновенными сообщениями (IM) – очень эффективный инструментарий для консультаций и получения дополнительной информации в условиях невозможности организации телефонного разговора, например во время переговоров или конференции. Инструментарий совместной работы способствует быстрому созданию окончательного варианта документа за счет сокращения времени на "пинг-понг" черновиков по электронной почте. Нельзя не отметить широкие мобильные возможности, которые позволяют постоянно перемещающимся сотрудникам оставаться всегда на связи и пользоваться всем телекоммуникационным инструментарием из любой интернет-точки, включая доступ к электронной и голосовой почтам, телефонному справочнику компании, необходимым документам и т.д., со своих портативных компьютеров или просто со смартфонов.

Еще один аргумент, который можно привести в пользу УК, – это сокращение различного рода расходов, включающих затраты на:

  • местную, междугородную, международную и сотовую связь за счет более выгодных тарифов SIP-провайдеров;
  • аренду выделенных линий, необходимость в которых исчезла;
  • сокращение количества командировок сотрудников за счет замены поездок Web- и видеоконференциями;
  • уменьшение численности персонала для обслуживания и поддержки коммутационного оборудования и т.д.

Что удерживает организации от принятия решения в пользу УК

Несмотря на целый ряд очевидных преимуществ, процент использования УК современными предприятиями и даже внесение их внедрения в долгосрочные планы развития собственных телекоммуникаций совсем небольшой не только в России, но и на Западе. Существует несколько причин, наглядно объясняющих столь медленные темпы адаптации нового комплекса решений:

  • практически все современные организации и корпорации имеют определенную коммуникационную инфраструктуру, развернутую на базе тех или иных платформ и средств связи, инвестиции в которую должны быть сохранены;
  • определенные функции и приложения довольно сложны для использования на базе существующих коммутационных систем или требуют существенных изменений в бизнес-процессах самих компаний, к чему пока готовы не все организации;
  • экономическая эффективность от внедрения новой информационной технологии, и УК не исключение, – показатель, который трудно оценить на стадии планирования.

Кроме прямых выгод, как, например, снижение расходов на связь и административный персонал, есть еще и косвенные, не столь очевидные при проектировании, и именно поэтому руководящий состав организаций, несмотря на сильное давление со стороны IT-отделов, тщательно взвешивает необходимость приобретения каждого компонента УК, так как вложения, особенно первоначальные, выливаются в сумму, отнюдь не маленькую.

Унифицированные коммуникации – это интеграция в реальном времени таких сервисов, как IP-телефония, VoIP, средства передачи данных, обмен мгновенными сообщениями, видео- и Web-конференции, управление вызовами, статус присутствия, инструментарий совместной работы, распознавание речи, в совокупности с мобильными и пользовательскими аппликациями, а также с приложением, не требующим реального масштаба времени, – унифицированной системой сообщений, включая голосовую и электронную почту, а также обмен SMS- и факсимильными сообщениями.

Выбор вендора

Обилие предлагаемых на рынке решений в области УК в совокупности со сложностью самой предметной области ставит руководство предприятий перед нелегким выбором. В такой ситуации самое правильное – прислушаться к аналитикам. Специалисты аналитического агентства "Гартнер" подчеркивают, что, несмотря на все возрастающий интерес организаций к УК, сама концепция унифицированных коммуникаций пока путает и обескураживает, и поэтому руководство компаний не знает, с чего начать. Поскольку никто из вендоров еще не обеспечивает весь комплекс требований клиентов, "Гатнер" считает, что один из наиболее существенных факторов, который предприятия должны принять во внимание при выборе поставщика, – это способность взаимодействия основного оборудования с платформами и аппликациями сторонних производителей. Упомянутый аспект особенно важен для российского рынка из-за специфики телекоммуникационных средств в различных отраслях и сегментах. В действительности некоторые пользователи так и поступают, внося в тендерные задания взаимодействие с определенными программными коммутаторами в качестве обязательного требования.


Немало дискуссий вызывает и форма внедрения УК: остановить ли свой выбор на "чистом" IP или же на комплексе программных аппликаций, предоставляемых коммутационными IP-платформами. К "чистому" IP все еще существует настороженное отношение со стороны заказчиков различного профиля по следующим причинам:

  • из-за высокой цены при неочевидной потребности во всех IP-сервисах (как правило, активно используется только треть);
  • из-за дорогостоящего, если брать стороннего  проектировщика,  или слишком сложного, если рассчитывать только на собственный технический персонал, процесса внедрения.

К тому же основные игроки, предлагающие "чистое" IP на телекоммуникационном рынке, являются зарубежными компаниями, разработки которых не всегда ориентированы на требования российского рынка, как это было   и   с   пришедшими  с  Запада учрежденческими АТС, когда потребовался немалый период времени для адаптации импортных систем к местным реалиям. Не менее важен и фактор информационной безопасности, поскольку корпоративная информация каждой фирмы, включая разговоры и обмен документами, – одна из наиболее критических составляющих бизнеса, что требует наличия соответствующих средств ее защиты. Однако Интернет пока нельзя назвать самой защищенной средой, чтобы базировать все коммуникации исключительно на нем.

Целевые пользователи

С точки зрения рода деятельности компаний УК предоставляют чрезвычайно эффективный инструментарий для крупных корпораций с территориально распределенными филиалами, сама сущность которых подразумевает высокий уровень кооперации и совместной работы. Они подходят для провайдеров различных услуг связи, торговых сетей, банков, страховых компаний и других организаций с похожей структурой. Увеличение продуктивности работы сотрудников и снижение расходов на связь для перечисленных предприятий, несомненно, принесет желаемый экономический эффект и позволит быстро вернуть вложенные в УК средства.

В таких сегментах, как муниципальные, медицинские и образовательные учреждения, внедрение УК уже сегодня имеет немалый успех на Западе, но говорить об охвате соответствующих российских структур данной технологией пока преждевременно, и одна из причин – нехватка бюджетных средств.

Насколько выиграют – если здесь вообще уместно говорить о каком-либо выигрыше – от внедрения УК предприятия малого и среднего бизнеса, сказать сложно.

В данном секторе даже переход на IP-телефонию идет достаточно медленно. Нет сомнения в том, что вышеупомянутый функционал удобен и эффективен, но чем меньше компания, тем четче черта между роскошью и необходимостью при желании использовать новые технологии, поэтому вряд ли процент внедрения УК в сегменте SMB будет слишком высоким в ближайшем будущем.

Часть компаний малого и среднего бизнеса предпочитает использовать аутсорсинговые телекоммуникационные ресурсы, которые также могут включать элементы УК, но их востребованность напрямую зависит от стоимости каждой конкретной услуги.

Что касается российских промышленных заказчиков, нуждающихся в специфических решениях, которые естественным образом отсутствуют у большинства мировых производителей, как, например, организация селекторной, диспетчерской и подземной связи, то проникновение УК, как и самой IP-телефонии, в эту нишу видится весьма ограниченным и пока реализуется в основном для административных отделов индустриальных структур.

Неизбежное будущее?

Мнения, высказываемые специалистами отрасли телекоммуникаций при участии в различных опросах и "круглых столах", так же как и отчеты соответствующих аналитических агентств, однозначно сходятся на том, что степень адаптации компонентов УК предприятиями будет неуклонно возрастать. Поэтому для определенных рыночных ниш данное направление действительно выглядит неизбежным в позитивном смысле.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2011
Посещений: 5127

Статьи по теме

  Автор

Ольга Берштейн

Ольга Берштейн

Менеджер по продажам в РФ и СНГ
компании Tadiran Telecom Ltd.

Всего статей:  4

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций