В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Основной бизнес девелоперского направления сконцентрирован сегодня в области строительства коттеджных поселков премиум- и бизнес-класса.
Корпорация "ИНКОМ" уделяет приоритетное внимание качеству строительства, сервису и обслуживанию клиентов.
"ИНКОМ" не пошел по пути конвейерного производства однотипных домов. Каждый дом – это отдельный уникальный проект, у которого строго определены сроки реализации и строительства. Проекты сопровождаются большим, сложным документооборотом и осваиваются силами разных подразделений компании.
Среди компаний, занимающихся внедрением процессного управления, принято считать, что для успешного внедрения необходима матричная система управления. Матричные системы свойственны органическим структурам, которые характеризуются отсутствием стандартизации в организации и существованием в динамичной среде с высокой степенью неопределенности.
Однако система управления процессами имеет очень много признаков бюрократической структуры. В том числе фиксированные полномочия кураторов, владельцев, участников процессов, координаторов функциональных направлений, описание архитектуры процессов, строго регламентированная иерархия между контроллерами, владельцами и участниками процессов, планы и отчеты. Управление базируется на утвержденных моделях процессов. То есть все признаки стандартизации, которые характерны для бюрократических структур.
Теория управления сложными системами, кибернетика, теория организационного управления, научная психологическая мысль в один голос доказывают, что организационную систему необходимо рассматривать не как конечное состояние, нечто застывшее, а как процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия.
Организационной системе необходимы иерархические структуры, и организационная система (или комплекс) есть процесс или поток процессов, связанных циклами развития и деградации (см. рис.).
В ходе своего развития организация проходит стадии от неразвитых органических структур простой формы, через бюрократические и дивизиональные структуры к матричным структурам с обратным возвратом к органическим структурам. Понятно, что к моменту, когда организация принимает матричную структуру, должен пройти определенный эволюционный процесс, который не может уложиться в короткие сроки.
Не стоит однозначно связывать процессное управление с матричными структурами. Такой подход будет создавать изначальную конфликтную ситуацию, так как система управления процессами имеет очень много признаков бюрократической структуры. С другой стороны, объектами управления системы BPM являются процессы, которые находятся в состоянии постоянной неопределенности, спадов, роста. А это признаки органических, матричных структур.
И задача внедрения, а потом управления процессами принимает философский характер – состыковать две противоположности, найти компромиссное решение в антагонистической среде.
Процессное управление, как любая сложная система, имеет признаки и органические, и бюрократические, и требует от лиц, участвующих во внедрении такой системы философского подхода, навыков коммуникаций, знаний психологии и знаний теории управления системами.
В корпорации "ИНКОМ" разработана собственная BPMS-система. Она включает два основных модуля. "УМЛ – Документооборот компании" – модуль, предназначенный для автоматизации линейных процессов корпорации. "УБП – Управление бизнес-процессами" – модуль, представляющий собой эффективную систему управления процессами в проектной деятельности в режиме реального времени.
Короткие процессы в системе представлены как "универсальные маршрутные листы" (УМЛ) в модуле "УМЛ – Документооборот компании". К УМЛ могут быть приложены любые файлы, которые сохраняются в базе данных. Каждый рецензент УМЛ при поступлении маршрутного листа на этап получает задачу в список задач.
Преимущества системы состоят в том, что модуль позволяет в сжатые сроки на базе имеющейся системы получить систему электронного документооборота (УМЛ) и электронного архива документов (каталог организационно-распорядительной документации (ОРД)).
Наша система масштабируема и имеет высокий уровень производительности. Объем электронного архива и количество экземпляров процессов ограничен лишь объемом имеющихся на сервере дисков. Система устойчиво работает при 1000 одновременных пользователях.
Возможны как жестко заложенные, так и произвольные маршруты согласования. Реализован иерархический справочник сохраненных "шаблонов маршрутов" – типовых процессов.
Существует возможность автоматического старта УМЛ по заданному расписанию. Организован контекстный поиск документов и поиск маршрутных листов по различным параметрам.
В модуле предусмотрены гибко настраиваемые отчеты для получения статистики по выполнению процессов – статистика помогает выявить узкие места, определить производительность сотрудников, перераспределить нагрузку и т.д.
Управление сложными, длительными во времени процессами организовано в модуле "УБП – Управление бизнес-процессами".
Система УБП позволяет не только планировать и фиксировать выполнение задач проекта, но и назначать задачи исполнителям в соответствии с последовательной логикой бизнес-процесса, проводить автоматическое перепланирование проекта, выявлять причины запаздывания процесса относительно первоначального графика, узкие места.
Модуль УБП решает следующие задачи:
Процессы управления – это искусственная упрощенная модель организации, задающая поведение человека. Материальное стимулирование участника процесса является гигиеническим фактом, а не мотивацией для реализации его внутренних устремлений. Поэтому внутренне человек будет находиться в конфликте интересов исполнения своего рабочего долга и неприятия наложенных на него ограничений.
Какие факторы должны учитываться в процессах, чтобы устранить сопротивление участвующего в них человека?
Этот вопрос остается открытым.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2011
Посещений: 6800
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций