В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Традиционные системы биллинга для GSM имеют архитектуру, основанную на той же модели, что и для проводной связи: движки оценщиков создавались для оценки голосовых звонков по длительности и дальности. MSC (Mobile Switching Centre), эквивалент коммутаторов для проводных линий, генерируют CDR-записи (Call Detail Record - детальная информация о звонке) и подают их на вход бил-линговой системы для оценки этих голосовых звонков.
С появлением системы передачи коротких сообщений (SMS) - первого цифрового сервиса - стало очевидно, что требования к биллинговой системе растут комплексно. В системах с пакетной инфраструктурой спектр возможных сервисов огромен, а вступление в жизнь таких технологий, как GPRS, EDGE и 3G делает жизнеспособными приложения с высокими требованиями к пропускной способности канала. Все эти сервисы требуют новых технологий оценки и, как следствие, биллинго-вых систем новой архитектуры. Биллинг в дальнейшем усложняется за счет появления альтернативных источников доходов операторов связи - контента и рекламы, а не только сервисов. Более того, традиционные тарифные пакеты, основанные на сегментировании абонентов по региональным признакам и различным бизнес-категориям, морально устаревают. Нормой для новых сервисов, возможно, станет микросегментация по группам со сходными интересами. Задача заключается в том, чтобы свести воедино все сервисы, потоки доходов и сегменты абонентов, и еще при этом собирать и использовать информацию об абонентах.
Модель мобильного сервиса
Все сервисы без исключения в первом приближении представляют собой обмен некоторой информацией между абонентом, ассоциированном с мобильным терминалом (МТ), и одним или несколькими источниками контента. Термин "контент" в данном случае используется в наиболее общем смысле и определяет любую информацию, передаваемую в пакетной сети. Тремя доменами, составляющими в целом модель мобильного сервиса, являются:
Для создания того или иного продукта можно комбинировать оплачиваемые компоненты каждого из этих трех доменов. Например, полученная из мобильной сети информация о положении передается контент-провайдеру в домен контента через безопасное соединение в домене подключения, чтобы предоставить сервис, основанный на географическом положении абонента. Скажем, если сотрудник прибывает в аэропорт, то информация об этом событии может быть передана приложению в корпоративной сети. Приложение обновит информацию о местоположении сотрудника и вышлет контакты встречающего, а также накопившуюся электронную почту. Предложения продуктов будут состоять из сервисов, принадлежащих одному или нескольким доменам.
Домен мобильности
Один из главных элементов оценки в данном домене - это местоположение абонента: данная информация предоставляется радиосетью и доступна для других доменов. Этот элемент может комбинироваться с другими элементами для создания сервиса, либо может быть продать в "сыром" виде третьей стороне согласно действующим правилам предоставления подобной информации. В начальном варианте GPRS информация о точном положении абонента недоступна, но могут быть использованы данные о приблизительном местоположении. Последующие версии GPRS позволят определять местоположение еще более точно.
Домен подключения
Домен подключения занимает место между основной пакетной сетью оператора и источниками контента. Часто на него ссылаются как на канальный домен, в котором элементами оценки являются, например, передача данных или транзакция. Другим примером элемента оценки является длительность сеанса передачи данных между мобильным абонентом и источником контента. В случае оператора, владеющего географически широкой сетью, или глобальных альянсов могут предоставляться и оцениваться дополнительные элементы (например, роуминг).
GPRS отличается от других технологий, в частности, наличием такого элемента оценки, как QoS (Quality of Service - качество сервиса) соединения. Хотя в начальной версии GPRS данный элемент не гарантируется, он, несомненно, станет ключевым при выборе оператора для абонентов, которым требуются услуги по передаче данных. Можно предвидеть высокую важность определения QoS для 3G-сетей, поскольку некоторым сервисам с высокими требованиями к пропускной способности элемент QoS необходим уже сейчас.
Другим элементом оценки в данном домене является безопасность. Например, соединение может передаваться через Internet или через безопасную PDN (Private Data Network - частная сеть передачи данных).
Домен контента
Домен контента, потенциально самый прибыльный и перспективный, также является и самым сложным для освоения операторами, особенно с учетом того, что основная часть контента будет создаваться третьими лицами.
У операторов есть несколько возможностей для управления контентом и его оценкой:
Перечисленные возможности задают новые требования к биллинговым процессам и системам биллинга. Все указывает на то, что операторы будут вынуждены принять модель контента в качестве основной - если не сразу, то в ближайшей перспективе. Развивая модель контента, операторы смогут создать сильный бренд, основанный на предлагаемых ими сервисах, и сохранить владение абонентской базой. Оценка контента должна при этом производиться биллинговыми системами, достаточно гибкими для адаптации к широкому спектру сервисов и элементов оценки.
Материал подготовлен на основе статьи Раймонда Да Сильва (бизнес-консультант Nokia Networks, Кемберли, Англия) опубликованной в журнале Telecommunications Development, Asia-Pacific.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2008
Посещений: 4135
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций