В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Габриелян
Технический директор Mail.Ru
– Можно ли говорить о самостоятельной бизнес-модели операторских дата-центров, или же хранение информации лишь дополнительная опция для оператора?
– Конечно, можно. Для "просто дополнительной опции" организация ЦОДа – слишком затратное дело для оператора, так что строительство такого дорогого и сложного объекта, как правило, продуманное и взвешенное бизнес-решение. В настоящий момент стоимость строительства одной стойки для ЦОДа уровня 2-3 составляет от 20 до 30 тысяч долларов, а это значит, что, возводя более или менее крупный ЦОД, оператор обязательно просчитывает время, за которое вернутся инвестиции, при коммерческой эксплуатации ЦОДа как самостоятельного бизнес-юнита.
– Зачем нужны ЦОДы оператору?
– Еще год-полтора назад в Москве ощущался дефицит свободных
мест в дата-центрах, и многие компании – не только операторы связи – решили инвестировать
в строительство ЦОДов.
Для оператора обладание собственным ЦОДом – большой плюс.
Кроме денег за места в стойках, оператор получает возможность получать деньги за
каналы и трафик, которыми пользуется клиент ЦОДа. Многие операторы стремятся
аккумулировать на своих площадках "трафикогенерирующие" проекты,
"проекты-доноры" , которые позволят им, как владельцам площадки,
выстраивать более прибыльные взаимоотношения с коллегами по цеху на
межоператорском рынке.
– Какие конкурентные преимущества дает внедрение дата-центров?
– Во-первых, собственный дата-центр – жизненная необходимость для операторов связи. Крупный узел связи не может обойтись без ЦОДа. Во-вторых, почти каждая компания, рассматривающая возможность постройки ЦОДа, увеличивает емкость проекта и предусматривает его коммерческую эксплуатацию. Увеличение емкости проекта (до определенного уровня) позволяет снизить конечную стоимость стойки, что выгодно оператору. Кроме того, не стоит забывать, что ЦОД – надежный дополнительный источник дохода для оператора связи, особенно если он построен на собственные, а не заемные деньги.
– Какие услуги ЦОДа первичны, а какие дополнительны?
– Основная услуга для центра обработки данных – сдача в аренду телекоммуникационных стоек, обеспеченных питанием, охлаждением и сетевой инфраструктурой. Дополнительные услуги разнятся от оператора к оператору: кто-то ограничивается предложением офисных помещений для дежурной смены клиента и предложением перезагрузки оборудования по требованию, а кто-то предлагает интеллектуальное обслуживание – от сетевого мониторинга и защиты от DDОS-атак до резервного копирования и системного администрирования проектов клиента "под ключ". Вне всякого сомнения, различные интеллектуальные услуги, предлагаемые конечным пользователям, позволяют максимально поднять ARPU, получаемый оператором с каждого клиента.
– Каким образом ЦОДы могут привлечь дополнительные деньги в "карман" оператора?
– Как было отмечено выше, количество дополнительных сервисов, предлагаемых пользователям, прямо пропорционально количеству денег, которые в итоге получит оператор. Во многом оно определяется бизнес-моделью, которую избрал оператор при эксплуатации ЦОДа. Кто-то старается распродать весь дата-центр еще на этапе строительства двум-трем крупным клиентам, способным за короткое время занять все свободные площади и редко нуждающимся в дорогих дополнительных услугах, другие же операторы, напротив, делают ставку на розничные продажи и именно розничным клиентам предлагают набор сопутствующих услуг, тем самым увеличивая количество дополнительных денег, попадающих к ним в "карман".
– Дайте, пожалуйста, оценку возврата инвестиций.
– По разным оценкам, возврат инвестиций от дата-центра объемом в 200-300 стоек составляет от 3 до 5 лет в зависимости от класса объекта (данная оценка справедлива для 2007-го – начала 2008 г.). В настоящее время ситуация изменилась. С одной стороны, кризисные явления, происходящие в экономике страны, не остались незамеченными на телекоммуникационном рынке, с другой – многие компании, инвестировавшие в строительство ЦОДов в докризисное время, только сейчас завершают строительство своих объектов. Через какое время окупятся коммерческие ЦОДы, построенные на заемные деньги в 2009 г., сказать сложно. Уже сейчас заметно, что спрос на услуги ЦОДов в 2009 г. снизился, а некоторые операторы, зажатые в тиски долларовых кредитов, вынуждены отказаться от фиксации цен для конечного пользователя в рублях, что, в свою очередь, также способствует снижению спроса на их услуги. Сейчас сложно делать какие-либо прогнозы на конец 2009 г., но, скорее всего, в этом году не стоит ожидать такого же ажиотажного спроса на услуги центров обработки данных, как в предыдущие несколько лет.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2009
Посещений: 6035
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций