В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Определяющим фактором в обеспечении экономического благосостояния городов и регионов сегодня становится наличие высокоскоростной широкополосной сетевой инфраструктуры. По оценкам Европейской комиссии, увеличение уровня проникновения широкополосной сети на каждые 10% приводит к росту экономического благосостояния региона на 1-1,5%. Для стимуляции такого роста государства - члены ЕС поддерживают предложенную Европейской комиссией программу Digital Agenda, которая представляет собой многогранный проект по созданию в Европе единого рынка цифровых услуг.
В основе программы Digital Agenda (DAE) лежит создание такой широкополосной сетевой инфраструктуры, которая гарантирует предоставление услуг, позволяющих повысить уровень экономического развития Европы. По прогнозам Европейской комиссии, для того чтобы Европа сохраняла конкурентоспособность среди других макрорегионов мира, к 2020 г. здесь должны функционировать сети нового поколения (Next Generation Access, NGA), которые позволят половине европейских семей подключаться к Интернету со скоростью 100 Мбит/с и всем семьям - со скоростью не менее 30 Мбит/с. В соответствии с решением 21 государства - члена ЕС до настоящего времени количественными целями развертывания сетей NGA были скорость загрузки данных в диапазоне от 25 Мбит/с до 1 Гбит/с и уровень охвата населения от 75 до 100%.
Однако до сих пор поставленные цели не привели к широкому распространению столь необходимых высокоскоростных сетей ШПД и соответствующему увеличению использования решений FTTH (Fibre to the Home, "оптоволокно до дома"). В результате Европа отстает от других регионов. Так, по данным компании IDATE, на конец 2011 г. в Европейском союзе подписчиков FTTH/B было всего 4,5 млн, тогда как в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 54,3 млн, а в Северной Америке - 9,7 млн. При этом в Испании, Германии и Великобритании по технологии FTTH к Интернету был подключен всего 1% домохозяйств.
По мнению Европейского совета FTTH, для того чтобы осуществить цели программы Digital Agenda, правительства европейских государств должны быть заранее готовы к разработке нового законодательства и льгот, которые обеспечат достаточное количество сетей NGA к 2020 г. Результатом будет комбинация упрощенного законодательства и новой инфраструктуры, которая облегчит трансграничную торговлю и будет стимулировать экономический рост.
Один из ключевых элементов программы DAE - стремление избежать потенциального цифрового неравенства районов в странах, где для коммерческих операторов практически отсутствует стимул к созданию высокоскоростной инфраструктуры. Правительства таких стран могут разработать модели партнерства государственного и частного секторов (Public-Private Partnership, PPP), что позволит облегчить финансирование строительства высокоскоростных сетей и соответственно предоставление услуг связи с льготами для налогоплательщиков.
Согласно обзору Организации экономического сотрудничества и развития (OECD)1, снижение издержек в результате использования инфраструктуры NGA всего в четырех секторах экономики - транспорт, здравоохранение, электроэнергетика и образование - окупит расходы на создание государственной сети FTTH. Безусловно, правительства, участвующие в создании сетей FTTH, смогут обеспечить более эффективное предоставление государственных услуг: например, в сфере здравоохранения организовать дистанционные видеоконсультации в сельской местности или для пациентов, которые не способны посетить клинику. Кроме того, абоненты, имеющие в домашних условиях доступ к высокоскоростной сети, получат расширенные возможности работы вне офиса, что позволит работодателям значительно сократить затраты на организацию рабочих мест и обеспечить гибкий подход к сотрудникам.
Но до сих пор прогресс внедрения программы Digital Agenda расценивается Европейским союзом как "умеренный". Деятельность правительств в этом направлении ограничивается многими факторами, среди которых не последним является цена вопроса: стоимость организации широкополосной связи при скорости доступа 100 Мбит/с для 50% европейских семей составит от 181 млрд евро до 268 млрд евро. Модель затрат, разрабатываемая в настоящее время Европейским советом FTTH, позволит удержать стоимость достижения целей DAE на нижнем уровне этого диапазона с общим объемом капиталовложений 192 млрд евро. Кроме того, значительной экономии расходов можно достичь в результате повторного или совместного использования существующей инфраструктуры. В связи с серьезностью вопроса координация мероприятий по снижению издержек должна стать основной задачей правительств и регулирующих органов стран Европы.
Налицо обнадеживающие признаки того, что частные и муниципальные организации проявляют активность в этом направлении, которая означает, что правительства стран не будут нести ответственность в одиночку. По прогнозам Европейского совета FTTH, это приведет к увеличению оптовых и розничных продаж волоконных сетей доступа и соответственно обеспечит поддержку инновационных услуг в будущем.
Многие города Европы уже признали важность роли высокоскоростных сетей FTTH в обеспечении своего экономического будущего и поощряют инвестиции частных компаний в развитие инфраструктуры. Например, в Мюнхене коммунальное предприятие SWM совместно с оператором телекоммуникационных услуг M-net инвестировало 250 млн евро в создание сетей FTTH для подключения 350 тыс. домов (это половина общего числа зданий в городе) к 2013 г. А муниципалитет Стокгольма создал отдельную организацию для создания полнофункциональной сети FTTH и сдачи в аренду волоконной сети частным поставщикам услуг. Организация при этом почти полностью финансируется коммерческими компаниями.
В Нидерландах деятельность частных инвесторов по предложению FTTH населению привела к тому, что в течение 5-10 лет к Интернету по новой технологии подключился 1 млн домов. В то же время в Великобритании компания CityFibre работает над развертыванием в небольших городах сети FTTH с пропускной способностью не менее 100 Мбит/с. Сеть должна охватить 1 млн частных клиентов и 50 тыс. юридических лиц.
Однако в развертывании стратегических государственных сетей решающую роль должны играть правительства европейских стран, координируя взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами, включая местные и региональные органы власти, частных инвесторов и регулирующие органы. Так, Португалия инвестирует в развертывание сетей Next Generation Access в 140 сельских муниципалитетах, где к сети со скоростью 40 Мбит/с или выше должно быть подключено не менее 50% населения. Страна также предоставила кредит на 800 млн евро для инвесторов в сети NGA. В свою очередь, Франция приняла постановление, содействующее межоператорскому сотрудничеству по развертыванию FTTH с целью обеспечения к 2020 г. высокоскоростного широкополосного доступа для 70% населения с перспективой обеспечения 100% охвата к 2025 г. По состоянию на конец 2011 г. французский орган регулирования телекоммуникационных сетей предусмотрел выделение из государственных фондов около половины из 19 млрд евро-суммы, необходимой для создания государственных сетей ШПД.
На сегодняшний день ситуация для правительств и их партнеров очевидна: поскольку уровень развития новых государственных и частных услуг требует повышения пропускной способности сетей связи, то следует уделить особое внимание перспективной инфраструктуре. В отличие от технологии FTTC (Fibre to the Cabinet, "оптоволокно до монтажного шкафа"), для которой надежность передачи данных непосредственно в здании зависит от качества медных сетевых кабелей, FTTH гарантированно обеспечивает высокоскоростное подключение в помещении.
Конечно, и на сегодняшнем этапе развития высокоскоростные сети FTTH играют ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности Европы, но только их широкое распространение позволит полностью реализовать весь потенциал технологии по преобразованию экономики региона. Учитывая масштабность этого проекта, правительства и лица, принимающие решения, должны будут координировать частные и государственные инвестиции, чтобы обеспечить своевременное создание сетей.
К сожалению, многие правительства продолжают уклоняться от решения реальных проблем, связанных с развертыванием перспективной инфраструктуры NGA. Более того, некоторые из них сомневаются в необходимости реализации задач программы Digital Agenda. Однако зависимость экономических преобразований от инфраструктуры подтверждается историческими фактами. Так, в середине XIX века город Алансон занимал важное место на перекрестке дорог между Парижем и западной частью Франции и по размерам мог соперничать с Ле-Маном - крупнейшим городом в регионе. Затем в регионе была построена железная дорога, которая прошла из Парижа на запад через Ле-Ман, а Алансон оказался на обочине. Благодаря развитию транспортной системы Ле-Ман расцвел, тогда как для Алансона наступил период экономического застоя. Сегодня складывается подобная ситуация с телекоммуникациями, и если страны Европы не подойдут со всей серьезностью к внедрению широкополосных сетей NGA, то они рискуют повторить судьбу Алансона.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2012
Посещений: 5072
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций