В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Константин Скоробогатов, руководитель направления сервисных платформ CTI
Переход к инфраструктуре сетей следующего поколения – одна из самых актуальных задач в сфере связи. Испытывая мощную конкуренцию со стороны мобильной связи, операторы традиционной телефонии не первый год уже ломают голову над тем, как вдохнуть новую жизнь в свои "медные" сети. В свою очередь, у операторов сотовой связи снижение показателя ARPU происходит непрерывно по мере "демократизации" мобильной телефонии. Сейчас отчетливо видна тенденция к объединению мобильных и традиционных операторов, что открывает новые возможности и решает многие организационные проблемы, которые возникают при переходе к инфраструктуре нового поколения. Услуги связи станут предоставляться под одним брендом, вне зависимости от технологий доступа. А в мобильных сетях единственным способом передачи управляющей сигнализации останется SIP-протокол. Все это дает операторам новые возможности для конвергенции мобильных и фиксированных сетей связи, а также перевода сетевой инфраструктуры на IP-тех-нологии. FMC открывает новые возможности для внедрения приложений/сервисов и управления сеансами связи для фиксированных и мобильных сетей, обеспечивая конечным пользователям прозрачный доступ к услугам.
Исследования в области конвергенции технологий предоставления связи и конвергенции устройств доступа уже достигли больших успехов, но их претворение в жизнь до сих пор вызывает много вопросов. Чаще всего внедрение идет пошагово, переход от одного поколения сетей к другому проводится максимально плавно, в конечном итоге это приводит к полной конвергенции мобильных и фиксированных сетей.
Концепция FMC подразумевает предоставление различных услуг, которыми абоненты смогут воспользоваться в любом месте и в любое время. Однако самое главное заключается в том, что FMC обеспечивает абонентам принципиально новые возможности по комплексному и "бесшовному" (в случае межсетевого роуминга) использованию сетевых услуг и приложений.
Очень часто операторы сосредотачивают все свое внимание на новой инфраструктуре, забывая о том, что сама инфраструктура не приносит дохода, и цель новаторства заключается в организации конкурентоспособной инфраструктуры самого оператора и сокращении расходов на содержание этой инфраструктуры. При построении новой инфраструктуры необходимо в первую очередь ориентироваться на внедрение новых сервисов. Поэтому, посмотрев на аббревиатуру FMC более пристально, можно понять, что данный термин уже не совсем современен, так как затрагивает только очень узкую часть возможностей оператора связи. Ей на смену приходит более емкий термин – конвергенция, причем уровень и область конвергенции могут быть совершенно различными.
Термин FMC возник не один год назад, тогда он подразумевал простое объединение нумерации мобильной и фиксированной сети. На сегодняшний день определение этого термина стало гораздо шире. С появлением мощных коммуникаторов, высокоскоростного мобильного доступа в сети передачи данных и благодаря конвергенции стала возможна передача контента, сервисы определения местоположения, передача фотографий с координатами GPS, доступ в блоги и доступ к приложениям. Что же ждет нас завтра? Сейчас очень популярно направление SaaS (Software as a Service), в концепцию которого заложена возможность доступа к любому приложению с любого устройства посредством высокоскоростного доступа в сеть. Развитие данной технологии вместе с повышением скорости передачи данных в мобильных и фиксированных сетях, а также с появлением все более мощных персональных коммуникаторов (которые уже сейчас по мощности сравнимы с персональными компьютерами пятилетней давности) приведет к новому витку конвергенции, который будет происходить уже в области сервисов и устройств.
Конвергенция может развиваться в различных направлениях. Самое простое и уже существующее направление – это конвергенция продаж (пакетирование услуг). Она подразумевает совмещение брендов мобильных и фиксированных операторов, комбинирование тарифов и услуг в пакеты, предоставление единого счета.
Второе направление развивается производителями устройств. Сейчас уже во многих мобильных коммуникаторах есть (кроме поддержки мобильных сетей) поддержка Wi-Fi и WiMAX, мощные графические ускорители, GPS-при-емники, большой объем памяти. Все это не что иное, как конвергенция технологий, которая позволяет использовать различные приложения, например Skype, на мобильном коммуникаторе при подключении к Wi-Fi.
Третье направление – это конвергенция сетей, когда старые сети заменяются на новые. Основным направлением развития данного вида конвергенции является внедрение технологии IMS. IMS включает в себя общие уровни приложений/сервисов и управления сеансами связи для фиксированных и мобильных сетей, обеспечивая конечным пользователям прозрачный доступ к услугам. Основное назначение IMS-платформы – обеспечение интегрируемых друг с другом мультимедийных услуг при использовании любой инфраструктуры доступа.
Четвертое и самое важное направление – это конвергенция сервисов. Данное направление возможно только при наличии предыдущих трех направлений, так как оно подразумевает построение конвергированных услуг, которые задействуют различные устройства, сети доступа и могут быть предоставлены пользователям в едином пакете, что позволит операторам поддерживать множество различных услуг, а благодаря универсальным стандартам скорость их внедрения на рынок будет расти.
Разные направления конвергенции имеют различные преимущества для потребителя, разную сложность и стоимость реализации. Самым простым и дешевым является пакетирование, именно поэтому с данного направления начинают почти все операторы после слияния фиксированных и мобильных активов. Результатом этого этапа конвергенции является повышение удобства пользования услугами оператора, но большого дохода в кассу оператора это не приносит, так как, по сути, ничего нового не появляется. Тем не менее это первый шаг на пути к конвергенции сервисов, который позволяет пользователю ассоциировать оператора с центром предоставления всех услуг.
Конвергенция устройств (это касается России) находится вне зоны ответственности оператора, единственное исключение – это выпуск коммуникатора HTC для оператора Yota. Чаще всего производители устройств и операционных систем отслеживают самостоятельно тенденции рынка и предлагают покупателям новые модели, в которых совмещаются различные возможности как по доступу в сети передачи данных и голоса, так и по поддержке различных приложений, в том числе навигационных. Данный вид конвергенции приносит большую пользу пользователю и значимый доход оператору, так как наличие возможности доступа в сеть и к услугам с телефона увеличивает объем предоставляемых услуг.
Конвергенция сетей – очень важное и дорогостоящее направление, которое требует перестройки существующих сетей и замены всей инфраструктуры. Так как сама инфраструктура не приносит дохода, то цель новаторства заключается только в организации конкурентоспособной инфраструктуры самого оператора и сокращении расходов на содержание этой инфраструктуры. Причем без этого направления невозможно развитие других видов конвергенции, хотя для конечного пользователя данный вид конвергенции незаметен.
Самое важное направление – конвергенция сервисов. Именно в данном направлении создаются такие их сочетания, которые приносят доход оператору и удовлетворяют запросы пользователя. Это помогает достичь нового уровня персонализации услуг и предоставить новые услуги, значительно расширяющие возможности абонентов в использовании телекоммуникаций. Например, информация о присутствии абонентов в едином коммуникационном пространстве особо актуальна во внеурочное время.
В рамках развития конвергенции услуг большое внимание уделяется обсуждению новых интерактивных услуг. Такие интерактивные услуги поддерживают любой тип коммуникаций (текст, голос, видео) и являются конвергированными с точки зрения инфраструктуры передачи. Контроль присутствия абонентов в единой коммуникационной среде при инициации сеанса видеоконференции поможет выбрать из списка контактов и пригласить для участия в сеансе связи тех собеседников, которые доступны в данный момент.
Сегодня большинство операторов исследуют концепции FMC и IMS, а десятки телекоммуникационных компаний уже запускают пилотные проекты и осуществляют тестирование новой технологии. Операторы делятся на три группы. Одни из них решили быть среди первых на рынке IMS и уже объявили об инвестициях в IMS, о планах и испытаниях. Другая группа – это те, кто предпочел изучить вопрос поглубже и наметил испытания. И наконец, третья группа – это те, кто занимает выжидательную позицию, не указывая сроков испытаний, но проявляя тем не менее интерес к данному направлению. Стоит еще раз повторить, что внедрение IMS – это развитие направления конвергенции сетей.
Сегодня практически все операторы согласны с тем, что технология IMS имеет ни с чем не сравнимые преимущества для будущего развития дополнительных услуг, а это уже конвергенция сервисов.
Таким образом, можно утверждать, что оператор связи движется в двух направлениях: в первом направлении он оптимизирует издержки эксплуатации сети, во втором его задача – увеличить ARPU. Так как данные задачи – не связаны жестко, то развитие инфраструктурного домена позволяет снизить стоимость владения сетью (по оценкам Bell Labs, за пять лет операционные расходы сокращаются примерно на 10%), а развитие сервисного домена поможет увеличить ARPU.
Конечно же, одновременное движение по обоим направлениям наиболее эффективно и позволяет оператору связи быть наиболее продуктивным в современных экономических реалиях. Современные экономические обстоятельства существенно сдерживают развитие инфраструктурного домена, так как оно представляет собой модернизацию большого объема сетей и конечного оборудования. Но это еще не повод забывать второй путь развития, так как данные пути не взаимоисключающие, а взаимодополняющие.
Но не стоит увлекаться только направлением развития инфраструктуры, так как количество переданного трафика и доходы оператора не связаны напрямую. Пользователь готов платить за услугу, причем сама передача данных перестает быть услугой, так как человеку нужны полезные услуги, а не просто байты переданной информации.
В заключение хотелось бы ответить на вопрос, который мы ставили в самом начале: "FMC: возможен ли бизнес?".
После рассмотрения всех направлений можно однозначно утверждать, что бизнес возможен, но необходимо отметить, что FMC – это не какая-то одиночная услуга, а целая область развития, у которой есть светлое будущее. Реализация новых, интересных пользователям услуг способна повысить привязанность абонентов к своему оператору. Однако полная конвергенция может повлечь за собой совсем иной эффект. Как только среда управления предоставляемыми услугами станет стандартной и унифицированной (для сетей как фиксированной, так и мобильной связи), операторам станет труднее поддерживать строгий контроль над "своими" группами пользователей. Реализация такой архитектуры приведет к четкому разделению между поставщиками услуг и сетевыми операторами, и бизнес по предоставлению доступа к сетевым инфраструктурам также будет принципиально отделен от бизнеса по предоставлению коммуникационных и иных услуг. Основной задачей современных коммуникаций является не передача вызова на определенный номер, а связь с конкретным человеком. Сотрудники компании занимают различные должности и выполняют разные задачи, они являются членами групп или команд, которые управляют разными бизнес-проектами. Поэтому решения в области связи должны отвечать потребностям людей разных групп и профессий. Выбор способа связи зависит от решаемой ими задачи, места, времени и ситуации, в которых они находятся. Это означает, что в центре коммуникаций находится человек, а не мобильный телефон или программный клиент.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2010
Посещений: 5745
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций