Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IMS: возможности для NGN
Сделал умный вид – научись им пользоваться

Александр Голышко
К.т.н.

Концепция

В некотором роде платформы IMS (IP Multimedia Subsystem) являются продолжением эволюции телефонных интеллектуальных платформ, а их история началась в 1993 г., когда были утверждены первые стандарты в области IN (Intelligent Network). С этого момента в телефонной сети с помощью сервисного узла можно было реализовать любые сценарии услуг. Прошли годы, пришли так называемые сети NGN. Причем пришли двумя разделенными по времени волнами.

Исторически получилось так, что сети NGN существуют в двух видах, которые подразумевают два пути внедрения. Сначала появилась "фиксированная" разновидность NGN на базе программных коммутаторов (Softswitch), которые управляют медиашлюзами (MGW), а немного позже – с использованием программно-аппаратного комплекса, именуемого IMS.

Softswitch – это прежде всего оборудование конвергентных сетей. Функция управления шлюзами является здесь доминирующей. Пожалуй, эта ранняя ветвь NGN положила начало преобразованию телефонии из TDM в IP и внесла большой вклад в формирование нового взгляда на развитие всей отрасли. Теоретически Softswitch может работать не только с телефонными потоками, но, пожалуй, теперь с этим лучше справится IMS. В свою очередь, IMS проектировалась в рамках мобильного сообщества 3GPP и полностью базировалась на IP. Основным ее протоколом является SIP, позволяющий устанавливать одноранговые сессии между абонентами и использовать IMS лишь как систему, предоставляющую сервисные функции по безопасности, авторизации, доступу к услугам и т.д.

Архитектуры Softswitch и IMS имеют похожее уровневое деление: абонентских устройств и транспорта, управления вызовами и сеансами, а также серверов приложений. Причем границы этих логических уровней проходят в обеих концепциях/архитектурах практически одинаково. Идентичны также идея предоставления всех услуг на базе IP-сети и разделение функций управления вызовом и коммутации (это, как известно, главная концептуальная идея NGN).

История IMS началась в 2002 г., когда партнерство 3GPP предложило ее концепцию для мобильных сетей. Важным отличием от других сервисных платформ было наличие интерфейсов Parlay, CAMEL и INAP, контроллера медиашлюза MGC (Media Gateway Controller) и базы данных абонентов HSS (Home Subscriber Server) со сведениями о терминальном оборудовании абонента. Теперь услуги могли адаптироваться для конкретного терминала вне зависимости от типа сети и организации роуминга. Потом появился проект TISPAN (Telecommunications and Internet converged Services and Protocols for Advanced Networking), ориентирующий архитектуру IMS на фиксированные сети и на конвергенцию фиксированных и мобильных сетей FMC (Fixed-Mobile Convergence). В результате сегодня в рамках IMS может функционировать множество серверов приложений, предоставляющих как обычные телефонные услуги, так и новые сервисы (обмен мгновенными сообщениями в режиме "каждый с каждым", передача потокового видео, обмен мультимедийными сообщениями и т.п.).

Ядро сети по технологии IMS основано на коммутации пакетов и обеспечивает транзит (обмен) трафика независимо от его происхождения (голос, мультимедийные файлы, видео), то есть работает с различными сетями доступа. На входе в сеть независимо от разновидности "последней мили" любой трафик преобразуется в IP, и затем платформа управляет потоками пакетов.

В процессе установления каждого соединения IMS следит, чтобы пользователям было обеспечено соответствующее качество обслуживания (QoS). Кроме того, IMS позволяет оператору более эффективно использовать систему тарификации для различных потоков трафика. Это расширяет возможности по использованию различных сервисных алгоритмов и бизнес-моделей. Ведь в общем виде контент имеет не только разный объем или требует различных характеристик QoS, но и его содержимое подчас обладает различной потребительской ценностью.

В IMS частично сглаживаются проблемы совместимости оборудования, присущие пулу решений Softswitch, поскольку взаимодействие функциональных модулей регулируется стандартами. В будущем операторам будет доступен роуминг услуг, что должно принести дополнительную прибыль (но тут нужно обеспечить совместимость, что, как известно, не всегда получается сразу даже при наличии стандартов). Использование в фиксированных сетях NGN и мобильных сетях 3G единообразной системы IMS открывает перспективу FMC. Оператору предоставляются широкие возможности по управлению сетевыми ресурсами, оптимизации процесса доставки услуги и расширению клиентской базы. Современные решения IMS позволяют операторам внедрять услуги, созданные сторонними разработчиками, не имеющими отношения к поставщикам конкретного оборудования. Результатом всего вышесказанного является то, что IMS позволяет экономить на операционных расходах (ОРЕХ) оператора при введении новых видов сервиса. Впрочем, на фоне всей остальной инфраструктуры этот выигрыш будет не таким заметным, ведь оборудование IMS тоже стоит денег.

Кому и зачем это нужно?

Сегодня на любой конференции любой оператор прямо говорит, что он не хочет быть "битовой трубой" для доставки чужих сервисов, которые в итоге приносят своим авторам гораздо больше доходов, чем ШПД. Поэтому задача-минимум для тех, кто вооружится IMS, – стать оператором более эффективным, чем существующие, работающие в среде TDM или IP. Задача-максимум – стать эффективным оператором All-IP. Итак, IMS дает возможность традиционным телефонным операторам, операторам мобильной связи и различным сервис-провайдерам предлагать свои услуги пользователям всех типов сетей доступа и всех типов терминалов через единую опорную сеть на базе протокола IP-MPLS. При этом обеспечивается качество услуг телекоммуникационного класса, а не качество "что получится" (best effort), как в традиционном интернет-сервисе. И эта идея постепенно становится все более привлекательной.

В результате сегодня в мире насчитывается уже более 100 проектов внедрения оборудования IMS. К примеру, Telenor, крупнейший оператор фиксированной и мобильной связи Норвегии, начал модернизацию своей фиксированной сети и внедряет решение IMS. Ericsson является эксклюзивным поставщиком нового решения IMS и основным интегратором проекта. Решение включает в себя опорную IP-сеть, платформу на основе архитектуры IMS, собственный сервер приложений MMTel (MTAS) и многоуровневую базу данных, разработанную Ericsson.

Трансформировав свою сеть фиксированной связи в единую конвергентную сеть на основе IMS и постепенно переведя своих абонентов на единую сервисную платформу на базе IP, Telenor сможет предложить пользователям высококачественную голосовую связь и передовые мультимедийные услуги. Платформа даже полностью адаптирована для реализации услуг голосовой связи в рамках стандарта LTE. Подобное решение обеспечивает операторам не только рост операционной эффективности, но и создает базу для консолидации существующих сетей Telenor и развития новых мультимедийных услуг. Со временем абоненты смогут пользоваться более комфортными и разнообразными услугами связи. Например, звонить лишь тем, кто сможет принять звонок в то или иное время, или получить индивидуальный номер для каждого из членов семьи. Более широкий выбор технических возможностей позволит разрабатывать индивидуальные предложения для отдельных пользователей или групп со специфическими потребностями, например семей и бизнес-пользователей.

Сегодня в рамках IMS может функционировать множество серверов приложений, предоставляющих как обычные телефонные услуги, так и новые сервисы (обмен мгновенными сообщениями в режиме "каждый с каждым", передача потокового видео, обмен мультимедийными сообщениями и т.п.).

Есть, правда, и сложности. Ведь многие операторы уже успели поставить на своих сетях цифровое оборудование TDM и NGN первой волны, которое к настоящему времени еще не окупилось. Поскольку срок окупаемости в инфраструктурных проектах NGN составляет 5–7 лет, эти операторы не станут спешить инвестировать в IMS. Однако в Европе, где сети NGN были построены раньше, сегодня внедрение оборудования IMS становится главным направлением развития крупных операторов связи, о чем говорит недавнее исследование Infonetics Research. Ежеквартальный прирост продаж этого оборудования превышает 100%, а к 2013 г., по прогнозам аналитиков, объем рынка оборудования IMS составит около $2,3 млрд (в то время как продажи NGN первой волны падают).

Впрочем, указанные процессы характерны не только для Европы. В частности, China Mobile выбрала решение компании Nokia Siemens Networks, включающее платформу IMS, сервер приложений и Session Border Controller для наработки опыта конвергентного обслуживания абонентов. Платформа соответствует требованиям 3GPP, совместима с мультимедийными приложениями, предлагаемыми Nokia Siemens Networks и другими поставщиками. С помощью IMS China Mobile надеется найти новые источники поступления средств от абонентов.

Из совсем близких примеров можно упомянуть компанию "Комстар-ОТС", которая собирается с помощью IMS убить сразу двух зайцев – помимо ввода новых сервисов заодно модернизировать сеть МГТС, скорректировав план ее цифровизации. Что касается фиксированных сетей, то при установке IMS абонентов необходимо снабдить домашними шлюзами IMS (Home Gateway). По заявлениям компании, цена шлюза будет варьироваться в пределах $50–60, и тем абонентам, которые подпадают под реконструкцию, шлюзы будут устанавливаться за счет оператора. Кстати, одним из барьеров для внедрения IMS может быть необходимость уговаривать абонентов поставить у себя в квартире IMS-шлюз. Однако в компании считают, что, раз этот шлюз мало отличается от модема, особых проблем тут не будет. К тому же шлюз имеет гнездо для подключения аналогового телефона.

Из опыта СНГ: недавно белорусский "Белтелеком" сообщил, что собирается внедрить IMS до конца декабря 2010 г. Первая очередь системы производства Huawei будет запущена в Минске. Второй этап реализации проекта предполагает запуск платформы в других регионах Беларуси. Внедрение системы IMS позволит предоставить абонентам следующие сервисы:

  • eSpace (система с функциями обмена мгновенными сообщениями и телефонии);
  • IP Centrex (объединение территориально распределенных офисов или абонентов в одну сеть с предоставлением широкого спектра услуг);
  • видеоконференцсвязь высокого качества;
  • Green Call (перевод звонков без разрыва соединения между различными сетями);
  • M-RBT (услуга "мультимедийный гудок", которая позволяет абоненту вместо сигнала ожидания вызова слушать аудио и смотреть видеоролик).

Конкуренция

Вроде бы все хорошо, и впереди светлое будущее. Однако когда-то классические платформы IN, которые также были недешевым удовольствием, постепенно были побеждены таким, как тогда казалось, несерьезным приложением, как компьютерная телефония. Просто она была на порядок дешевле. Вот так и сейчас поставщики интернет-сервисов "развращают" на наших глазах потенциальную базу IMS практически бесплатными услугами от всемирно известных интернет-компаний, которые действуют вдобавок поверх заботливо предоставленных безлимитных тарифов на ШПД от "традиционных" телекомов. Кто победит? Разумеется, наибольшая потребительская ценность.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2010
Посещений: 13719

Статьи по теме

  Автор

Голышко Александр Викторович

Голышко Александр Викторович

эксперт

Всего статей:  22

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций