В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В статье на основе анализа рассмотрен вопрос организации оповещения населения малочисленных населенных пунктов и горных районов Северного Кавказа, которые на сегодняшний момент получают только SMS, о возможном ЧС. Сегодня практически не используют мачты операторов сотовой связи для контроля состояния метеообстановки с целью конкретизации времени и направления быстроразвивающихся ЧС.
Оn the basis of the analysis, the author considers an issue of organizing an alert for the population of small settlements and mountain regions of the North Caucasus, which at the moment receives only SMS about a possible emergency situation. Today, masts of mobile operators are almost not used to monitor the weather conditions, in order to specify the time and direction of rapidly developing emergencies.
Стихийные бедствия, связанные с природными и производственными факторами, постоянно действуют на территории Российской Федерации, их недооценка и отсутствие необходимых профилактических мероприятий могут привести к непоправимым последствиям.
Проведем анализ некоторых ударов стихии за последние месяцы. Так, в результате схода лавины на горе Мамай (Кабанский район, Республика Бурятия) 13 марта 2017 г. под лавину попало четыре человека, один погиб.
Южный региональный центр сообщил о возможном сходе лавин в ближайшее время в горах республик Северного Кавказа. В данных горных районах выше тысячи метров над уровнем моря лавиноопасно в Адыгее, Ингушетии, Чеченской Республике. Специалисты данного регионального центра добавили, что лавины способны повредить здания, сооружения, линии электропередач и связи, дороги, мосты, тоннели и т.д.
Возникает один из сложных вопросов: как же осуществить выполнение указа президента России [1]?
Как известно, основными средствами оповещения населения в малочисленных населенных пунктах остаются телефоны сотовой связи.
Анализ состояния систем оповещения регионов показал ряд общих проблемных вопросов, ограничивающих готовность систем оповещения к использованию по предназначению. Готовность систем оповещения в России снизилась на 28%. Такая информация приводится в государственном докладе "О состоянии защиты населения и территорий России от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подготовленном МЧС России. Главными причинами такого показателя эксперты ведомства называют изношенность или отсутствие технических средств оповещения в регионах, в сельских местностях, недостаточную подготовку оперативного дежурного состава к действиям по оповещению, низкий охват сельского населения сетью электросирен и акустических устройств.
В докладе министерства приводится динамика готовности систем оповещения населения в субъектах России за прошлые годы. Если в 2009 г. этот показатель составлял 68,7%, в 2010 г. – уже 65%, в 2011 г. – 60,2%, в 2012 г. – 47%, в 2013 г. – 41%. В среднем каждый год происходит снижение готовности на 6–7% [3].
Из-за нерентабельности практически отключено радиовещание в малочисленных населенных пунктах, а также в сельской местности. Анализ развития радиовещания показал, что практически не выполняется свод правил СП 133.13330.2012. [4], который определяет нормы установки радиоточек как в городах, так и в населенных пунктах, вместе с этим необходимо констатировать, что новые дома, которые сдаются в эксплуатацию, практически не имеют такого вида связи, как радиоточки.
Созданные сегодня системы оповещения населения, такие как ОКСИОН, ПУОН, МКИОН, практически не могут быть использованы в малочисленных населенных пунктах из-за своей высокой стоимости и нерентабельности. Рассмотрим коротко предназначение каждой из данных систем.
В 2016 г. ОКСИОН насчитывала 667 терминальных комплексов. Они расположены в 44 городах России. Из них: 551 – ПИОН, 116 – ПУОН, 44 – ИЦ, 37 – МКИОН. Как видно из приведенных данных, это в основном города областного подчинения. Легко подсчитать, что не полностью обеспечены крупные муниципальные образования страны. В малочисленных населенных пунктах, а также в высокогорных пунктах проживания людей республик Северного Кавказа данные устройства практически отсутствуют [5].
Таким образом, возникает вопрос – возможно ли и спо льзо ват ь вышки операторов сотовой связи с целью качественного оповещения населения о возможном возникновении быстроразвивающихся ЧС.
Сегодня для оповещения населения, проживающего в малочисленных районах и предгорьях Северного Кавказа, в основном используются сотовые телефоны для передачи SMS о возможном возникновении ЧС.
Однако возможно также использовать вышки операторов сотовых компаний для создания системы предварительного контроля возможного возникновения природных аномалий и, как следствие, возникновения ЧС.
С целью качественного решения данной задачи предполагается поставить на каждой вышке базовой станции аппаратуру мини-метеостанции, с камерой видеофиксации. Рассмотрим состав и работу данного устройства более подробно. На рис. 1 представлена мини-метеостанция. Данная станция состоит из видеокамеры, а также датчиков температуры, влажности, давления, направления ветра. Рассмотрим назначение каждого из элементов этой станции.
Камера, входящая в состав данного устройства, необходима для осуществления первичного контроля состояния метеообстановки, а именно: наличия туч, облаков или других изменений погоды.
В качестве элементов, входящих в устройство контроля метеообстановки, целесообразно иметь такие преобразователи, как:
Высота мачты антенного устройства сотовой станции лежит в пределах 50 – 75 м, следовательно, данные контроля ранее перечисленных датчиков будут более достоверными.
Сведения, полученные от ранее перечисленных устройств, постоянно анализируются, при этом происходит сравнение полученных данных с эталонными, внесенными в память микропроцессорной системы. В случае если один из преобразователей мини-метеостанции или все вместе выдадут сигнал отклонения от нормы, микропроцессорная система, установленная на мачтовом устройстве, выдаст команду об изменении погодных условий, и этот сигнал будет отправлен из данной сотовой станции в ЕДДС (единую дежурную диспетчерскую службу). Данная служба уже проанализирует полученный сигнал и уточнит полученные изменения метеопараметров в метеослужбе области или муниципалитета. По данным анализа результатов будет принято решение – способны ли данные отклонения привести к быстропротекающим ЧС или нет. В случае положительного исхода ЕДДС примет решение об оповещении главы муниципалитета о возможном возникновении ЧС.
Таким образом, создавая данное устройство, возможно, с одной стороны, добиться выполнения Указа Президента Российской Федерации № 1522 от 13.11.2012 г. в части оповещения населения, особенно малочисленных населенных пунктов, при этом затрачивая минимум финансовых средств.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2017
Посещений: 2600
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций