В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Истребование задолженности с клиентов. Опыт оператораRecall of Customer's Debt. Operator’s Experience |
Условно весь процесс можно разделить на три основные составляющие:
Остановимся на каждом из пунктов немного подробнее.
И вот после долгих (или совсем недолгих) раздумий принято решение: "Будем судиться!". Для начала внимательно проверьте наличие всех документов, подписанных с клиентом-должником: договор, дополнительные соглашения, акты и пр. Оцените имеющиеся документы с точки зрения доказательной базы для суда. Если оценка положительная, то приготовьтесь написать клиенту письмо-претензию. Для суда такое письмо является подтверждением того, что была сделана попытка предварительного урегулирования спора в досудебном порядке.
Письмо-претензию лучше всего направить Почтой России заказным письмом с уведомлением и описью вложения на юридический адрес клиента-должника. Достоверность юридического адреса, указанного клиентом в договоре, можно проверить на сайте ИФНС или же по выписке из ЕГРЮЛ, которую все равно придется получать на клиента-должника и прикладывать к исковому заявлению.
Предположим, клиент письмо-претензию получил (об этом можно узнать из уведомления, которое должно вернуться по Почте России с отметкой о получении), но оплачивать задолженность все равно не желает. В этом случае приступаем к подготовке искового заявления. Конечно же, в этой статье мы не будем рассматривать вопрос, как его составить (на эту тему существует достаточно учебной юридической литературы и статей). Важно, чтобы в исковом заявлении все доводы подтверждались ссылками на нормативно-правовые акты и не противоречащие им пункты подписанного с клиентом договора.
Копию искового заявления с приложениями необходимо отправить в адрес должника путем, аналогичным отправке письма-претензии. К своему же исковому заявлению не забудьте приложить, кроме прочего: копию письма-претензии с квитанцией/чеком, подтверждающим отправку этого письма должнику; оригиналы уведомления, полученного от Почты России, и выписки из ЕГРЮЛ на себя и должника, а также оригинал квитанции/чека и опись, подтверждающие отправку искового заявления должнику. Весь пакет документов необходимо отвезти в арбитражный суд и, если все правильно сделано, ждать вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Начинается второй этап...
В рамках второго этапа, основываясь на нашей практике, возможны следующие пути развития:
Допустим, суд вынес решение в пользу оператора, но клиент и в этом случае не торопится с выплатой. Тогда начинается третий этап...
Для того чтобы было возбуждено исполнительное производство, необходимо в суде получить исполнительный документ (исполнительный лист). Далее заявление о возбуждении исполнительного производства вместе с исполнительным листом можно передать в службу судебных приставов и тихо ждать, когда же их работа принесет плоды в виде поступления денежных средств на ваш расчетный счет.
А можно немножко помочь себе и, имея на руках исполнительный лист, получить в ИФНС, к которой прикреплен должник, информацию о его расчетных счетах и банках, в которых они открыты. После чего обратиться с исполнительным листом в банк, и если у должника на расчетном счету будут денежные средства (и расчетный счет, например, не будет арестован), то банк полностью или частично сделает перечисления в адрес оператора. В том случае, если у должника имеется несколько расчетных счетов, то в банки за исполнением лучше обращаться поочередно (или же, при согласии банка, предоставлять нотариальные копии исполнительного листа).
И вот после того как будут исчерпаны собственные возможности, можно обращаться в службу судебных приставов.
Конечно же, затевая всю эту непростую работу по истребованию задолженности с клиента, оператор должен быть готов к тому, что даже в случае выигранного судебного дела долг не будет возвращен. Причины этого могут быть самыми разными: банкротство должника, отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание, и другие обстоятельства.
В настоящей статье сознательно не написано про случаи истребования задолженности с клиентов – физических лиц. Причины вполне понятны: получить денежные средства с юридических лиц даже с помощью судебных приставов ой как непросто, а что же тогда говорить о физических лицах! Их не только сложнее найти, но еще сложнее найти то, на что можно обратить взыскание (доход, имущество и пр.).
Несмотря на то, что ЗАО "КРЕДО-ТЕЛЕКОМ" работает на телекоммуникационном рынке более 10 лет, к решению о необходимости истребовать задолженность с клиентов за оказанные услуги в судебном порядке компания пришла около трех лет назад, взвесив все "за" и "против". С целью оптимизации и повышения эффективности процесса по истребованию задолженностей в компании была проведена большая работа по подготовке внутренних локально-нормативных актов и образцов документов, в результате которой для менеджеров и юристов компании в настоящий момент разработан четко определенный порядок действий при работе с клиентами-должниками, например:
В завершение статьи хотелось бы отметить следующее: наверное, многие компании, принимая решение об обращении в суд за защитой своих прав, в первую очередь оценивают коммерческую выгодность и перспективность данного процесса. И пусть сегодня чаша весов склоняется в сторону решения об отсутствии необходимости начинать судебные тяжбы по истребованию задолженностей с клиентов за оказанные услуги связи, но, возможно, настоящая статья позволит вам по-новому взглянуть на ситуацию и оценить ее, доработать и улучшить документы, подписываемые с клиентами, чтобы в случае необходимости быть во всеоружии!
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2014
Посещений: 9782
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций