Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как изменяется пользовательский опыт

Дмитрий Кутявин, независимый эксперт

Весной 1996 г. в Соединенных Штатах был запущен проект WebTV, в котором продвигался доступ в Интернет через телевизионные приставки. Это была недорогая альтернатива обычному компьютеру. Спустя два года в Китае был запущен проект Venus Project - вычислительная машина, телевидение и доступ в Интернет в одной приставке. Цифровые решения для дома имели переменный успех. Многие новые предприятия последовали этому примеру, в том числе Philips Streamium, ShandaEZ Pod, цифровой центр развлечений Lenovo. Тем не менее ни одно решение не имело впечатляющего успеха, а вместо ожидаемого роста популярности произошел спад. Между тем персональные компьютеры дома стали пользоваться спросом не только в связи с технологическими преимуществами, но и благодаря их доступности. Это касалось и различных цифровых игровых устройств, которые тоже стали широко применяться дома. Интернет развивался намного быстрее, чем ожидалось, и непопулярность некоторых продуктов можно объяснить их несвоевременным выходом на рынок, а также растущим опытом и соответственно потребностями пользователей.

Улучшение взаимодействия человека с машиной, Интернет, функции высокой четкости - эти тенденции выступают в качестве движущих сил развития рынка цифровых устройств для дома.

Взаимодействие человека и машины

Сейчас появляются новые формы взаимодействия человека и машины. Становится популярным понятие "натуральные интерфейсы пользователя" (Natural User Interfaces, NUIs), такие как осязание, зрение и голосовые интерфейсы. Возможно, вскоре мышь и клавиатура будут заменены естественными интерактивными способами управления. Для примера: iPhone и Wii открывают новую эру взаимодействия человека и машины.

Датчик движений (схватывание/ улавливание жестов)

До появления Wii для игры, как правило, использовали клавиатуру и мышь, при этом чем более сложными были игры, тем более искусными должны быть движения пальцев. Интерфейс Wii показал, что взаимодействие игрока с консолями происходит более естественно через движения тела.

Контроллер Wii Remote может использоваться в качестве портативного указательного устройства и имеет встроенный датчик движения, который может определить направление и скорость движения контроллера в трехмерном пространстве. Игровой контроллер, имеющий пару кнопок, дает ощущение погружения в игру.

Благодаря своей новаторской идее и широкому выбору приложений Wii стал хитом в Европе и в Северной Америке даже среди людей старшего поколения. Успех Wii вдохнул новую жизнь в игровую индустрию и дал старт новой эре, характеризующейся физическими навыками, зачастую схожими с реальным опытом.

Wii-консоль уникальна своим контроллером, который может определять свое перемещение. Технология улавливания жестов позволяет пользователям контролировать устройства без применения рычагов, кнопок и пр. Крупные компании-производители, такие как Panasonic, Hitachi и Toshiba, активно ведут работы в этой области, и, возможно, в скором времени стоит ожидать подобные новинки. Например, уже разработан телевизор, позволяющий зрителям включать и выключать, переключать каналы, выбирать опции меню простым движением руки.

Сенсорный экран

Одноточечный сенсорный экран для управления возник еще в 1982 г. Университет Торонто первый в мире создал управляемый пальцем сенсорный мультимедийный экран, превратив пальцы рук в устройства ввода. Поначалу любой сенсорный экран являлся устройством с управлением одним пальцем, но компания Apple изменила наше представление о нем. В 2007 г. был выпущен iPhone, построенный на передовых технологиях Multi-Touch. Ранее устройства, умеющие распознавать сложные движения пальцев, казались фантастикой. Теперь появилась возможность увеличить или уменьшить масштаб изображений, прокрутить Web-страницу, перелистать фото и т.д. Кроме того, это не просто терминал, который дает возможность воспользоваться услугами беспроводного Интернета, но еще и более удобный многофункциональный аппарат. Благодаря запуску iPhone компания Apple добилась значительных успехов на мобильном рынке.

Другой пример - это платформа Surface, которую Microsoft выпустил в апреле 2008 г. Microsoft Surface представляет собой плоский дисплей, позволяющий пользователям выполнять ряд операций с помощью простых касаний экрана. Натуральные пользовательские интерфейсы (NUI) коренным образом изменили способ общения пользователя с компьютером, поскольку дали ощущение реальности действий, а не простых нажатий на кнопки.

Surface также способен взаимодействовать с различной электроникой. Если положить устройство, например мобильный телефон или цифровую камеру, на плоскость, то на экране Surface появятся опции меню, а кроме того, и возможность просмотра фото и видео, хранящихся в устройстве.

Использование голоса для управления

Google, благодаря своей Web-странице с одной поисковой строкой, стал мировым лидером в этом направлении, сейчас компания занимается разработкой приложений для мобильного поиска. Программное обеспечение Google Search встроено в последнюю модель iPhone, которая поддерживает функцию голосового поиска, позволяющую пользователям заниматься Интернет-серфингом, подавая голосовые команды телефону. Технология позволяет даже различать акценты.

Голосовой метод ввода удобен для работы с мобильными приложениями, особенно если обе руки должны быть свободными. Также он может быть полезным для пожилых людей и инвалидов для удаленного управления устройством в домашних условиях.

Помимо необходимых улучшений в производительности и функциональности взаимодействие человека и машины не знает границ. Один жест, одно слово, один взгляд или даже сама по себе такая идея в будущем могут стать достаточными для работы с любым домашним устройством.

Возможности эры высокой четкости

Подобно переходу от формата VHS к формату DVD аналоговое видео уступает место цифровому видео и видео высокой четкости (HD).

В настоящее время производители телевизоров используют технологию HD. В игровой индустрии, как правило, главное место отведено качеству видео, в итоге и разработчики игр и создатели игровых консолей стремятся к использованию видео высокого разрешения.

На Xbox 360 игра NBA Live’09, где черты лица, и даже капельки пота, и бороды игроков выглядят очень натурально, воспринимается настолько реально, что заставляет игрока думать, будто бы он смотрит баскетбольный матч вживую.

Поддержка HD также стала нормой для видеоплееров и телеприставок. Apple TV 2.0 с поддержкой HD предлагает большое количество онлайн-видео, фильмов и ТВ-программ для загрузки с высоким разрешением. Основные конкуренты Apple TV в Северной Америке также начинают двигаться к HD.

9 декабря 2008 г. YouTube представил широкоформатный HD-видео-проигрыватель, который поддерживает разрешение 1280х720 пикселей, следующим шагом стал переход на трансляцию в HD-качестве. Это ознаменовало полный выход YouTube на рынок HD. В начале 2009 г. YouTube использовал ТВ-приложения в Wii- и в PS3-устройствах, надеясь передать его массовое содержание на телевизионные экраны.

Другой потоковый сайт с бесплатным видео - Hulu также предоставил возможность просмотра видео с высокой четкостью, в результате у пользователей в Северной Америке появилась возможность просматривать потоковое видео в HD-качестве. Для P2P-пользователей огромное количество HD-видео загружается из Интернета. Для большинства пользователей видео в HD-качестве предпочтительнее, несмотря на длительное время загрузки. HD постепенно становится стандартом, о качестве которого будет судить требовательная общественность.

Очевидно, разработчики устройств отображения, игровых консолей, цифровых устройств заложили основу для HD. Вся цифровая индустрия готова использовать преимущества развития HD, которая зависит от пропускной способности сети.

Для обеспечения качества HD необходим надежный канал, а рост пропускной способности на душу населения является ключом, открывающим узкие места. При достаточной пропускной способности HD станет обычным явлением на рынке домашней цифровизации.

Интернет оживляет повседневную жизнь

Xbox 360, PS3 и Wii являются тремя ведущими игровыми консолями, которые объединяют игроков, находящихся в разных географических точках, вместе в одной игре через Интернет. Игровые провайдеры также организовали Интернет-сообщества, такие как Xbox Live, PlayStation Home и Wii, дающие игрокам возможность общаться друг с другом вне игры.

На базе Xbox Live Xbox выпустило игру, управляемую через клавиатуру, позволяя 360 пользователям Xbox общаться в чате с пользователями через MSN.

PlayStation Home сделало еще один шаг вперед, создав захватывающий виртуальный мир. В этом мире пользователи могут перемещаться в виртуальном трехмерном киберпространстве в виде своего аватара (анимированное изображение пользователя), обмениваться идеями с другими игроками, останавливаться в своей собственной виртуальной комнате, просматривать анонсы фильмов или игр в виртуальном кинотеатре и даже играть в классические видеоигры. PlayStation Home выходит за рамки простой визуализации и 3D Xbox Live и создает виртуальный мир на базе Web 2.0. Sony надеется встроить свою PlayStation Home в сетевую платформу, чтобы пользователи могли бы создавать контент.

В сообществе Wii пользователи могут персонализировать свои аватары. Несмотря на отсутствие физического контакта в виртуальном мире, ролевая игра добавляет реальности происходящему.

Интернет широко востребован в нашей повседневной жизни, его популярность продолжает расти быстрыми темпами. Рынок домашних цифровых устройств имеет большие перспективы как область, которая может дополнительно использовать возможности Интернета, тем самым обогащая нашу жизнь.

Популярные домашние развлекательные устройства

Не считая компьютеров, только развлекательные устройства, такие как игровые консоли (Wii, Xbox 360 и PS3) и видеобоксы (вроде Apple TV), играют такую же важную роль на рынке цифровых устройств для дома.

Статистика VGChartz показывает, что данные игровые консоли являются лидерами на глобальном рынке домашних цифровых устройств. По всему миру было продано 50 млн Wii, 30 млн Xbox 360 и 22 млн PS3.

Такое количество консолей Wii было реализовано всего за 28 месяцев, что стало рекордом продаж игровых консолей за все время. Компания Apple не опубликовала данные по объемам продаж Apple TV в мире, но было отмечено, что он в четвертом квартале 2008 г. стал в три раза выше, чем в аналогичный период 2007 г. Отраслевые аналитики прогнозируют, что к концу 2009 г. общий объем продаж Apple TV составит 6,6 млн единиц.

В дополнение к основным функциям у этих консолей существует широкий спектр полезных приложений, включая упомянутые выше, например, у Wii это каналы новостей, каналы для голосования и браузер Opera; у PS3 - Blue-Ray-проигрыватели, браузер PlayStation Home Plus; у Xbox 360 - Xbox Live, а также возможности IPTV, у Apple TV -фильмы, музыка и подкасты. Все эти приложения предназначены для проведения свободного времени. Чтобы оставаться актуальными, эти устройства в дополнение к заданной функции должны иметь возможность обновления и расширения функциональности.

Взаимодействие человека и машины, Интернет, а также изображение в формате высокой четкости являются тремя направлениями развития цифровых устройств для дома. Компьютеры используются во многих квартирах благодаря своим вычислительным возможностям, удобным приложениям и надежной масштабируемости. Со все более совершенными функциями отображения и с проникновением Интернета в дома крайне важно упростить взаимодействие человека с машиной, подключение к внешним сетям, а также хранение информации.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 4448

  Автор

Дмитрий Кутявин

Дмитрий Кутявин

Старший менеджер департамента операторских решений представительства Huawei Technologies

Всего статей:  4

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций