В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Елена Строганова
К.т.н., доцент, Московский технический университет связи информатики, Испытательный центр МТУСИ
Перевозки особо опасных грузов являются зоной повышенного риска. Увеличение скорости и интенсивности движения увеличивает риски в связи с техногенным и человеческим факторами. Не следует забывать о возрастании угрозы терроризма. Недостаточно точно учитываются риски из-за опасных природных явлений. В связи с этим для особо опасных грузов имеется необходимость в информации о точном местоположении, критических параметрах грузов, выдаче аварийных сигналов. Также необходима передача сигналов радиоуправления, например, для остановки транспорта. Все это, в свою очередь, обеспечивается системой технологической радиосвязи на транспорте совместно с применением высокоточного позиционирования на основе спутниковых систем радионавигации, а также радиоидентификации опасных грузов.
Радиосистема для обеспечения перевозки опасных грузов (рис. 1) состоит из базовой станции, ретрансляторов и мобильных терминальных радиостанций. Сам опасный груз (например, железнодорожные вагоны с отработанным ракетным топливом и т.п.) оборудуются устройствами радиоидентификации. Оперативная информация о перевозимом грузе, маршруте и графике движения, телеметрическая информации о состоянии груза и условиях его транспортировки, сообщения об опасной ситуации, переданные с терминальных станций, в том числе сигналы тревоги, собирается и хранится в диспетчерском пункте центральной станции. С диспетчерского пункта осуществляется информационное взаимодействие с заинтересованными организациями, в том числе с МЧС и органами исполнительной власти, а также могут поступать сигналы управления на терминальные станции. Для передачи сигналов в такой системе используются каналы КВ- и УКВ-радиосвязи, систем GSM-R И TETRA, а также спутниковой связи. В радиосистемах обеспечения перевозки опасных грузов в качестве спутниковых возможно использование таких международных систем, как Inmarsat, а в требуемых случаях - только отечественных спутниковых систем связи "Гонец" или "Экспресс".
Экстренная передача аварийных сообщений осуществляется как по каналам технологической связи транспортных предприятий, так и с использованием аварийного радиобуя международной космической системы поиска и спасения космической системы КОСПАС-SARSAT.
Следует отметить, что комплексирование средств связи и навигации имеет аспект улучшения качества функционирования систем связи. При передаче информации с мобильного объекта в системе, в которой наряду с измерительным каналом связного приемника присутствует канал спутниковой радионавигационной системы, возможна совместная обработка функционально связанных параметров связных и навигационных сигналов. В такой системе за счет навигационной поддержки может существенно улучшаться помехоустойчивость связного канала. Улучшение помехоустойчивости и сокращение времени задержки сигнала особенно важно именно в рассматриваемых радиосистемах, так как напрямую влияет на безопасность.
Таким образом, комплексное применение систем спутниковой связи, спутниковой радионавигации, радиоидентификации особо опасных грузов должно обеспечить оперативный контроль в режиме реального времени дислокации транспорта с опасными грузами, своевременного принятия мер по выявлению и предупреждению нарушений правил перевозок, принятия решений по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 7970
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций