В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Само понятие "конвергенция" произошло от латинского глагола converge, дословно означающего процесс сближения, объединения. Этот термин заимствован из биологии, где им обозначается приобретение сходного строения организмов в процессе их эволюции и естественного отбора. В контексте развития телекоммуникационной индустрии под конвергенцией подразумевается постепенное слияние различных типов передачи информации, стирание границ между разнородными сетями и как следствие новые подходы к предоставлению сервисов.
Условно все конвергентные процессы на рынке связи можно разделить на три группы: конвергенция приложений, сетевой инфраструктуры и услуг. Конвергенция приложений приводит к появлению и развитию на стыке передачи видео, голоса и данных их комбинированных сущностей, таких как интернет-телефония, интерактивное телевидение, социальные сети, облачные вычисления и многое другое. Эти приложения осваивают все существующие проводные и беспроводные коммуникационные среды, включая медь, оптику и радиоэфир, и постепенно мигрируют на все доступные абонентские устройства – стационарные и мобильные телефоны, планшеты и коммуникаторы, ноутбуки и нетбуки, телевизоры и ПК. Для того чтобы поддержать этот процесс, операторам необходимо приводить разрозненные сети к единому знаменателю посредством внедрения конвергентных решений, которые позволяют объединить мобильные и фиксированные платформы, интерфейсы, протоколы и технологии в рамках одной сетевой инфраструктуры. Фундаментом для создания универсальной инфраструктуры на сегодняшний день служит протокол IP. Положительный эффект от сетевой конвергенции выражается в снижении эксплуатационных расходов на сеть и появлении конвергентных услуг – полного спектра коммуникационных сервисов из одних рук.
В прошлом отечественные операторы связи развивали исключительно направление голосовых услуг, поэтому вся их коммуникационная инфраструктура была оптимизирована под передачу голоса. Вначале это были аналоговые сети, затем наступила эпоха активного внедрения и использования систем связи с поддержкой технологий плезиохронной и синхронной иерархии (PDH и SDH).
Однако с появлением у абонентов потребности в обмене электронными данными операторы оказались перед дилеммой: развивать альтернативную коммуникационную среду, оптимизированную под передачу информации (например, Ethernet-сети), или использовать системы, способные решать эту задачу в голосовых сетях. Так на отечественном рынке появилось одно из первых конвергентных устройств – dial-up-модем, позволявший предоставлять коммутируемый доступ в Интернет и осуществлять передачу данных по инфраструктуре, которая изначально создавалась исключительно под телефонию. Это событие можно считать отправной точкой в истории развития конвергенции в телекоммуникационной отрасли. В 1995 г. она совершила еще один шаг навстречу конвергенции: на рынке появилась программа WinPCap, позволявшая любым компьютерам соединяться друг с другом по сетям передачи данных и ставшая прообразом голосового чата. Фактически, это был первый успешный VoIP-эксперимент, который позволил голосу мигрировать в среду для передачи данных. Все последующее развитие коммуникационных технологий уверенно пошло по пути конвергенции: благодаря IP-технологиям у операторов появилась возможность передавать по одной сети любые типы данных, включая голос и видео. При этом, помимо сетей фиксированной связи, появились также мобильные сети, которые отвязали абонента от стационарных устройств и сделали его независимым от проводов.
В России основной движущей силой процесса конвергенции сетей и сервисов пока что является поглощение операторов фиксированной связи представителями сотового бизнеса. Первым на этот путь вступил "ВымпелКом", приступивший к присоединению сетевой инфраструктуры приобретенных ею компаний "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" еще в 2008 г., а спустя два года аналогичные задачи встали перед МТС и "Комстар-ОТС", а также "МегаФоном" и "Синтеррой". Пока процесс интеграции фиксированного и мобильного сетевого хозяйства далек от завершения, "большая тройка" предлагает конвергентные услуги в основном для корпоративного рынка. Причем, как правило, они сводятся к значительным скидкам при одновременном использовании фиксированной и мобильной связи, а также проводного и беспроводного доступа в Интернет. Но это лишь первые шаги, за которыми последует появление новых сервисов, способных изменить представление абонентов о роли операторов связи.
В настоящее время процесс конвергенции уже вышел за рамки традиционных систем связи и охватывает смежные технологические сегменты. Так, например, год назад компания Skype подписала соглашение с ведущими производителями бытовой техники о встраивании одноименного приложения в новые модельные ряды HD-телевизоров со встроенным интерфейсом для подключения к Интернету. В связке с Web-камерой высокой четкости они позволяют осуществлять и принимать видеозвонки, не вставая с дивана, посредством пульта дистанционного управления.
Другой пример – появление технологий бесконтактных платежей, при помощи которых можно оплатить покупку или услугу с пользовательского счета посредством мобильного абонентского устройства. С середины 2010 г. эти технологии осваивает вся "большая тройка" российских сотовых операторов: МТС тестирует оплату проезда в метро с помощью мобильного телефона совместно с московским метрополитеном, "МегаФон" реализует аналогичный проект в Санкт-Петербурге, а "ВымпелКом" пытается наладить бесконтактную покупку билетов на поезда, курсирующие между столицей и ее аэропортами.
Бесспорно, российские операторы уже достигли определенных успехов в развитии конвергентных услуг. Абоненты могут звонить друг другу через компьютеры, подключать к Интернету телевизоры, удаленно управлять посредством мобильных коммуникаций системами "умного дома" и видеонаблюдения, при этом сам Интернет уже давно может прийти в дом не только по витой паре, но и многими другими путями, вплоть до электрических розеток. Однако пока что для пользования рядом сервисов все еще требуются различные устройства, каждое из которых обладает собственным уникальным функционалом и поддерживает собственный набор интерфейсов и протоколов.
Другой, не менее важной технологической проблемой конвергентных услуг является качество их предоставления. В отличие от специализированных сетей, например телефонных линий, целенаправленно создававшихся для качественной передачи речи, конвергентные сети способны транслировать по одной сетевой среде и голос, и видео, и данные. Но если скачиваемый с торрентов файл не предъявляет жестких требований к скорости и надежности соединения, то IP-телефония или потоковое видео крайне чувствительны к любым сбоям или задержкам. Поэтому транспортные технологии, используемые операторами конвергентных сетей, должны уметь различать содержимое трафика, с тем чтобы правильно расставлять приоритеты использования ширины канала для передачи различных типов данных. Эта задача, как и проблема совместимости абонентских устройств, может быть с успехом решена операторами путем глобального перевода сетевой инфраструктуры на IP-технологии.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2011
Посещений: 7981
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций