Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Куда идет рынок ВКС

Мнения специалистов

А.Д. Дусов
Менеджер по мультимедийным продуктам компании Huawei Technologies

Российский рынок оборудования ви-деоконференц-связи, динамично развиваясь в последние годы со скоростью примерно 30-40% в год, к концу 2005 г. достиг объема в 30 млн дол. Темп роста рынка имеет тенденцию к замедлению, что связано с удовлетворением основного пика спроса. Те организации, которые хотели построить сети ВКС, реально в них нуждались и могли себе это позволить, уже определились с инфраструктурой сетей и вкладывают средства в основном в их расширение. Пришло время для компаний, ранее не имевших возможности реализовать подобные решения. Однако, как правило, сейчас их проекты меньше по емкости и объему инвестиций.

Увеличению спроса в данном сегменте рынка способствует также непрекращающийся финансовый рост российской экономики, расширяя круг потенциальных заказчиков за счет компаний.

Расширению числа заказчиков помогло бы также развитие рынка услуг ВКС: в этом случае инфраструктурное оборудование ВКС становится предметом общего пользования, что значительно снижает стоимость его владения, однако операторы связи не так активны в этом направлении, как хотелось бы.

В дальнейшем все большее значение будут приобретать ограничения, накладываемые возможностями сетей связи. Несмотря на успешное развитие сетевой инфраструктуры в последние годы, аренда каналов связи является основной статьей расходов при организации видеоконференций. Качество обслуживания на магистральных каналах остается недостаточным для проведения конференций бизнес-класса, емкость и пропускная способность сетей доступа не позволяют "дотянуться" до основной массы абонентов. Особенно огорчает, что "за бортом" остаются средства населения нашей протяженной 150-миллионной страны.

Таким образом, основной клиент на рынке оборудования ВКС - это организация, способная приобрести не только абонентские устройства, но и оборудование для строительства собственной сетевой инфраструктуры ВКС. Такой масштаб решения задач могут позволить себе крупные и средние промышленные и финансовые компании, государственные организации (в частности, по программе "Электронная Россия"), которые строят свои сети и крупные структуры в образовательном и научном секторе.

Технологические тенденции 2005 г. показывают, что поставщики оборудования уделяют все большее внимание широкому применению систем ВКС, предлагая рекордное количество моделей таких недорогих и утилитарных устройств, как видеотелефоны разного уровня доступности вплоть до комплектов "сделай сам". Huawei, в частности, представил уже вторую модель видеотелефона, предназначенную для домашнего применения.

Усилия разработчиков были сосредоточены и на решении другой проблемы, препятствующей развитию массовой Интернет-видеосвязи, а именно - ограничений, налагаемых устройствами NAT и Firewall. Основные поставщики решают этот вопрос, выпуская устройства, аналогичные IP-шлюзу ViewPoint 8520, и разрабатывая протоколы взаимодействия. Возможно, разработчиков впечатлил успех оператора компьютерной телефонии Skype, количество зарегистрированных абонентов которого в 2005 г. достигло 40 млн человек.

Среди других технологических новинок можно выделить появление серийных терминалов с повышенным разрешением живого видео (4CIF, HD), обеспечивающего больший комфорт и персонализацию ВКС, а также очередные новинки в области повышения реальности видеообщения.


А.Д. Раков
Руководитель направления ВКС компании "Микротест"

Рынок видеоконференц-связи продолжает радовать нас новыми технологиями, устойчивым ростом и достаточно стабильным соотношением сил между основными игроками. Кроме того, появляются новые факторы, повышающие интерес пользователя к технологиям видеосвязи.

Российский рынок развивается гораздо динамичнее, например, европейского. Отчасти это обусловлено некоторой перенасыщенностью западного рынка системами видеосвязи, тогда как наш рынок пока еще стремится заполнить существующие ниши. Кроме того, на развитие ВКС значительно влияет относительно благоприятный финансовый климат в стране.

С технологической точки зрения видеоконференц-связь развивается в направлении унификации со всеми системами связи предприятия и совместной работы с компьютерными или иными документами.

Можно сказать, что сегодня большинство лидеров рынка справились с такими проблемами, как высокая цена оборудования, плохое качество связи, несовместимость оборудования разных производителей. Например, персональный "имиджевый" видеотерминал Sony PCS-TL50P, предназначенный для менеджеров высшего управляющего состава, стоит гораздо меньше их месячной зарплаты.

Уже анонсированы и доступны первые системы, поддерживающие стандарты HD (телевидение высокой четкости). Качество видеосвязи такого уровня может удовлетворить любого пользователя и создать так называемый "эффект телеприсутствия".

Лидеры рынка используют в своих продуктах единый стек открытых протоколов, что позволяет снять проблему несовместимости оборудования различных вендоров.

Однако есть, конечно, и проблемы. В первую очередь — проблема каналов связи. Если в центральных регионах России доступны относительно недорогие каналы связи, то в более отдаленных районах (и, как правило, очень нуждающихся в таком виде связи, как ВКС) в большинстве случаев возможно использование только дорогостоящих спутниковых каналов. Таким образом, стоимость эксплуатации системы ВКС становится намного больше стоимости оборудования. Позволить себе использование подобных решений могут только достаточно обеспеченные компании.

Как правило, при использовании Интернета в качестве среды для передачи трафика ВКС не может быть гарантировано качество самой ВКС. Однако существует оборудование (например, линейка терминалов Sony), которое довольно успешно работает в данной среде при достаточной пропускной способности.

Сегодня ни у кого уже не возникает сомнений, что одной из наиболее востребованных услуг для клиентов операторов связи является услуга ВКС. Растущий спрос со стороны компаний среднего и малого бизнеса неизбежно ведет к появлению специализированных операторов (ASP, CSP), предоставляющих эту услугу, а также к включению услуг ВКС в портфель традиционных сервис-провайдеров.

Как ожидается, с появлением на рынке услуг ВКС будет расти и количество компаний, желающих внедрить у себя данные системы. Впрочем, такая тенденция уже наметилась: среди заказчиков системных интеграторов растет число крупных операторов связи, которые начинают предоставлять клиентам сервисы на основе ВКС. Некоторые вендоры, например Ra-dvision, уже сегодня имеют в своем продуктовом портфеле законченные решения для операторов любого масштаба.

По прогнозам, сегодняшние темпы роста российского рынка ВКС сохранятся и в дальнейшем. Будущие успехи этого рынка эксперты связывают с общим подъемом экономики, оживлением регионов, укреплением системы государственной власти и возрастающим вниманием государства к социальным проблемам и повышению качества жизни населения. В этом контексте возрастет потребность в системах управления различного назначения и масштаба, в составе которых роль систем ВКС трудно переоценить.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2006
Посещений: 6039

  Автор

Дусов А.Д.

Дусов А.Д.

Менеджер по мультимедийным продуктам компании Huawei Technologies

Всего статей:  1

  Автор

 

Раков А.Д.

Руководитель направления ВКС компании "Микротест"

Всего статей:  1

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций