Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Куда плывут российские "облака"

 
Елена Сорокина
Заместитель генерального директора
креативной мастерской "А-ТАК"
по направлению "PR на рынке безопасности"

Исследовательская компания J’son & Partners Consulting зафиксировала увеличение рынка SaaS-решений в 2009 г. в 2 раза. Взлет связан как с запуском новых проектов, так и с появлением тематических каталогов решений, проникновением SaaS-продуктов в интернет-магазины, торгующие ПО, а также с увеличением числа реселлеров SaaS-решений за счет хостинговых компаний и провайдеров широкополосного доступа.

Мировые фавориты – российские примеры

По результатам исследования российского рынка аренды приложений (Software as a Service), завершенного консалтинговой компанией J’son & Partners в марте 2010 г., эксперты оценили объем рынка SaaS в 2009 г. в $3 млн. "Если рассматривать объем рынка SaaS-услуг в общем объеме делового ПО в России, то его доля все еще не превышает 0,4%, – утверждает директор компании "Мегаплан" Михаил Смолянов, – и таким образом его размер составляет чуть более $3 млн".

По мнению Сергея Мехоношина, директора компании SolverMate, Россия пока находится на этапе зарождения рынка: "Среди потребителей активный интерес проявляется в среде малого бизнеса и просто интерес в крупном бизнесе, но реальный спрос пока в зачаточном состоянии".

В 2009 г. самая значительная доля продаж SaaS-решений пришлась на сегменты ССС (Content, Communications and Collaboration – контент, коммуникации и взаимодействие) и CRM (управление отношениями с клиентами) – $2,5 и $2,2 млрд соответственно (из более чем $8 млрд). К лидировавшему в мировых продажах в 2009 г. сегменту относится и российский SaaS-сервис "Мегаплан", который насчитывает сегодня 5 тысяч пользователей, – это среда для совместной работы, которая позволяет управлять задачами и проектами. Ко второму крупнейшему сегменту продаж SaaS-реше-ний в мире – CRM – относится, например, система поддержки клиентов SolverMate, которая создана для IT-компаний, производителей ПО и техники, интернет-провайдеров и других организаций, оказывающих услуги.

Марафон с препятствиями

Несмотря на очевидные плюсы, российские средние и малые компании не торопятся переходить на SaaS мировыми темпами. Причин видится несколько. Во-первых, это низкий уровень проникновения Интернета в России. По сути, в стране всего несколько "интернет-хабов" – городов с высоким уровнем проникновения широкополосного Интернета. Поэтому использование SaaS физически ограничивается качеством доступа.

Но вопреки очевидности данного ограничения эксперты рынка не относят его к ключевым, ведь даже московский, питерский, екатеринбургский, новосибирский и красноярский рынки, где с качеством канала все хорошо, не охвачены этим сервисом. SaaS-вен-доры сходятся во мнении, что основными препятствиями для распространения их решений является низкая осведомленность о SaaS-модели предоставления ПО и страх перед размещением данных вовне.

"Нам приходится сталкиваться c недоверием к SaaS, – отмечает директор компании SolverMate Сергей Мехоношин. – Самое распространенное заблуждение, что SaaS – это ненадежно. В нашей стране люди привыкли полагаться только на себя и поэтому хотят контролировать то, чем пользуются. Хотя они, не задумываясь, используют почту от Яндекс или Google, а ведь это и есть типичный SaaS-сервис, и если вы не платите напрямую, это не значит, что за него не платят другие, в данном случае рекламодатели, которые хотят получить доступ к аудитории".

На самом деле, SaaS-провайдер, как компания, предоставляющая услуги, заинтересован в сохранности данных своих клиентов гораздо больше, чем, например, штатный сотрудник. Поэтому вендоры предъявляют высокие требования к уровню защищенности дата-центров, где хранятся данные клиентов, а для доступа к ним используется защищенный протокол передачи данных.

Что ждет SaaS в России

Российский рынок SaaS делится непропорционально и представлен разнородными по своему характеру игроками. С одной стороны, крупнейшие мировые IT-компании поставляют свои SaaS-решения, среди них Amazon, IBM, Microsoft, Google и другие крупнейшие игроки, которые и формируют текущий тренд, делая ставку на "облака". С другой стороны, существует сегмент локальных решений, который предоставляет конкретные, направленные на закрытие ежедневных потребностей малого и среднего бизнеса сервисы.

Перспективы тотального SaaS для крупного бизнеса довольно туманны, а вот для средних и малых организаций эта модель потребления ПО является, пожалуй, самой выгодной, и рост российского рынка будет происходить именно за счет удовлетворения потребностей небольшого бизнеса.

"Будущее "облаков" – полное вытеснение традиционного ПО из среднего, малого и микробизнеса, – отмечает Сергей Мехоношин, – потому что это экономически выгодно для них. Функционал таких решений по сравнению с обычными приложениями проще, но он полностью решает целевые задачи. Кроме того, в перспективе будет реализована очень простая интеграция бизнес-приложений друг с другом, это станет еще одним важным отличием от традиционного ПО".

А это значит, что помимо разработки хорошего продукта и его обычного продвижения компаниям, поставляющим софт в аренду, необходимо вплотную заняться ликбезом рынка: постоянно объяснять и демонстрировать на реальных примерах функциональность и высокую безопасность SaaS-сервисов.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2010
Посещений: 4648

Статьи по теме

  Автор

Елена Сорокина

Елена Сорокина

Заместитель генерального директора
креативной мастерской "А-ТАК"
по направлению "PR на рынке безопасности"

Всего статей:  2

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций