В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Концепция Managed Services предполагает предоставление абонентам – юридическим лицам законченных технических решений в виде услуг, когда оператор гарантирует заданные параметры сервиса (SLA), а абонент может частично управлять параметрами услуг, контролировать соблюдение SLA, получать статистику и отчеты через специальный интерфейс. Managed Services давно и успешно продается на мировом рынке: операторы предлагают большой спектр недорогих и проверенных услуг, в том числе в области безопасности. Множество вендоров и провайдеров предлагают свои платформы, облака и сервис, некоторые из них начали активно вести свою деятельность и в России.
Российские операторы только начинают работать над созданием портфелей Managed Services, в том числе услуг Managed Security для корпоративных абонентов. Единичные примеры не в счет, необходим именно продуманный, грамотно – технически и организационно – построенный набор сервисов: от антивируса и антиспама до аутсорсинга систем безопасности корпоративных абонентов.
У многих абонентов B2B есть причины приобретать "сопутствующие" услуги – MSS – именно у операторов связи. Компаниям не нужно разбираться в непрофильной теме, инвестировать в приобретение тех ли иных решений, тратить ресурсы на их выбор и поддержку, то есть содержать штат специалистов. При этом можно оперативно масштабировать приобретаемые услуги по мере роста компании и получать хороший уровень сервисной поддержки. А некоторые специфические задачи – например, защиту от DDoS – наиболее эффективно реализовать именно на стороне оператора.
Среди востребованных на сегодня услуг для B2B можно выделить несколько групп:
Эти (и другие) услуги вполне логично и удобно приобретать у оператора, поскольку это доверенная компания, с которой у абонентов уже есть отношения и у которой, вне всякого сомнения, есть мощная компетенция в области ИБ.
У операторов также мощная мотивация для вывода на рынок новых услуг в области безопасности. С точки зрения бизнеса внедрение новых востребованных услуг позволит получать больший ARPU с абонента без вложений в привлечение новых клиентов; диверсификация бизнеса из высококонкурентной области связи в инновационную, где конкуренция пока невелика или почти отсутствует, дает конкурентное преимущество. При активном маркетинге и хорошем качестве услуг это быстрая окупаемость инвестиций. Рынок породил также большое количество схем ведения проектов по созданию новых сервисов, когда финансовые затраты и риски частично берет на себя вендор или интегратор, что также является очень привлекательным для оператора.
С точки зрения имиджа это повышение лояльности абонентов, поскольку оператор заботится не только о доставке их трафика и о безопасности собственных систем, но и о безопасности самих абонентов, предлагает своевременные, необходимые, качественные услуги.
Для того чтобы новые сервисы принесли ожидаемый эффект, предлагаемый операторами портфель MSS, включая технические решения (платформы), схемы предоставления услуг и их поддержки, схемы расчетов между сторонами и т.д., должен обладать рядом свойств. Во-первых, обеспечивать хорошее качество базовых сервисов (эффективность решения выбранной платформой своих задач, точность срабатываний и т.д.) и достойные параметры SLA. Во-вторых, "продуктовый портфель" должен быть изменяемым/расширяемым с точки зрения состава и параметров сервисов, что позволит оператору всегда соответствовать потребностям рынка; а каждый сервис должен быть легко масштабируем. В-третьих, сервисы должны быть доступными и удобными для абонентов и самого оператора. Для абонентов важны быстрота и легкость подключения и регулирования параметров услуг, их оплаты, просмотра отчетов и т.д. Для оператора – быстрота и легкость добавления новых абонентов, автоматизация всех связанных с этим процессов, а также гибкость и прозрачность управления услугами, мониторинга их параметров и контроля качества.
При этом операторы стремятся минимизировать свои затраты и риски: свести к минимуму капитальные вложения в создание новых услуг и начать получать прибыль как можно скорее, не проводить внутри существенных организационных и технических перестроек и обслуживать больше абонентов с меньшими ресурсными затратами.
Производителей платформ для оказания услуг ИБ абонентам можно разделить на две частично пересекающиеся группы: традиционные и облачные.
Первая группа – производители специализированного оборудования и ПО, которые в том числе предлагают его продажу операторам по схемам MSSP (аренда платформ, рассрочки и т.п.). Это, например, платформы для Managed Firewall, VPN, IDS/IPS, UTM, защиты от DDoS-атак и защиты оконечных устройств (EndPoints).
Вторая группа – вендоры, предоставляющие сервисы из облаков, расположенных, как правило, за рубежом (поскольку, как уже говорилось, в России Managed Services только набирают обороты), то есть необходимо направлять трафик в эти облака и получать его обратно в уже очищенном от нелегитимной составляющей виде. По этой схеме в основном предоставляются сервисы контентной фильтрации – защита почты, фильтрация трафика Интернета от вредоносного и нежелательного контента, защита от утечек, защита от DDoS-атак.
При этом ни один вендор не предоставляет весь спектр сервисов безопасности, и для создания портфеля Managed Security Services оператору потребуется выстраивать работу с несколькими производителями, у которых разные схемы поставки, оплаты, поддержки и т.д. Кроме того, большинство вендоров не готовы проводить работы по инсталляции и интеграции своих платформ/облаков с системами оператора, а также работы по подключению на площадках абонентов. Отдельный важный вопрос – сервисное обслуживание абонентов: вряд ли им будет удобно получать сервисы с разными характеристиками для разных услуг.
По мере старта проектов по созданию MSS у операторов этот вопрос будоражит российский рынок телекома и ИБ. Как описано выше, в схеме "оператор – вендор" много недостающих компонентов – именно тех, которые есть у интеграторов (но не у всех): знание платформ и способность взаимодействовать со многими производителями по техническим и организационным вопросам, увязывая эту деятельность в один цельный проект, большой опыт работ по созданию и поддержке систем безопасности, а главное, наиболее ценное для операторов, – умение работать с клиентами в области ИБ.
Так как речь идет об услугах, очень важен опыт работы в области сервиса: человеческие ресурсы, площадки, инструментарий и методики работы, соответствие масштабам операторов – охват тысяч и десятков тысяч абонентов по всей стране в режиме 24х7х365. Интегратор возьмет на себя часть рисков и ответственность за качество сервисов, базируемых на разных платформах, сведя при этом к минимуму свои затраты и риски и получив максимально прозрачную и простую схему взаиморасчетов, мониторинга и контроля качества услуг.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2011
Посещений: 6465
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций