Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мультисервисные широкополосные сети России

Инвестиционные и технологические перспективы

Внимание всех участников отрасли связи приковано к развитию самого перспективного сектора рынка телекоммуникаций - широкополосных мультисервисных сетей. Это не случайно: подобные сети и современные технологии могут обеспечить операторским компаниям бесспорные конкурентные преимущества. На первый план сегодня выходят вопросы выбора стратегии бизнеса и построения бизнес-моделей мультисервисных сетей.

Ключевые вопросы бизнеса операторских компаний участники рынка обсудили на круглом столе "Мультисервисные широкополосные сети России - новый этап развития. Инвестиционные и технологические перспективы в 2007 г.", прошедшем в офисе компании "Гротек":

  • Какие технологии построения сетей необходимы для организации эффективного бизнеса?
  • Какие сервисные платформы удовлетворят потребности операторов с появлением все новых и новых услуг?
  • Какое оборудование нужно использовать в условиях развивающегося телекоммуникационного бизнеса?

На эти вопросы искали ответы на заседании круглого стола крупнейшие операторские компании, производители оборудования и поставщики решений для широкополосных мультисервисных сетей.

В мероприятии приняли участие: О. Азимова (RGR-COM), О. Ватулин ("РуСат"), Д. Воробьев ("ТрансТеле-Ком"), С. Емельянова (Next Media Digital), С. Ермолаев ("Соник Дуо"), М. Жилко ("Мостеле-ком"), К. Каменский ("Рэйс Телеком"), И. Карпов (ZELAX), В. Комаров (ФГУП ЭЗАН), С. Коваленко ("Связьтранснефть"), А. Косарев (АМТ Group), П. Кочегаров (InfiNet wiereless), Ю. Коняев (NSG), Ю. Кочубеев (Allied Telesis), О. Кривошеев ("РК-ТЕЛЕКОМ"), Л. Лесин (НТЦ "Протей"), Д. Литвинов ("Телекор"), В. Майоров ("Центральный Телеграф"), О. Макарова ("Синтерра"), Л. Меньшикова ("Глобальные информационные системы", ЦБ РФ), Е. Мурга (ALCATEL), В. Овчаров (NSI), С. Рыбалко (CОМРТЕК), А. Рымов ("Комстар"), А. Сафронов (Samsung), М. Симачев (CTI), А. Суржик ("Мастертел"), Р. Ферштер (Axer-ra networks), А. Хенкин ("2КОМ"), А. Чесноков ("ДЭЙТЛАЙН"), Л. Чугуевская ("Мастертел"), А. Шалагинов (HUAWEI Technologies), Н. Шокаре-ва ("Центртелеком").

Участники круглого стола пришли к согласованному мнению: Россия ничем не отличается от развитых стран. Так же, как и на Западе, и на Дальнем Востоке, и в Европе, здесь присутствуют основные производители.

Однако, как считает генеральный директор Axerra networks Роман Ферштер, переход к сетям нового поколения в России будет более долгим, чем в других развитых странах: "Во-первых, страна большая. Во-вторых, во времена Советского Союза и за последние 15 лет накопилась большая отсталость в инфраструктуре. И только сейчас страна начинает "взрослеть" в телекоммуникационном плане. Объединение "больших" операторов означает в том числе и готовность к выбору оптимальных решений. До того были совсем другие интересы при выборе оборудования. В ближайшие годы в центре внимания будут стоять интересы бизнеса, настоящего развития".

Главный консультант ALCATEL по России и СНГ по инвестициям в новые технологии Екатерина Мурга считает, что сегодня все инвестиции в новые технологии рискованны - в связи с высокой стоимостью оборудования и решений. И можно говорить только о путях снижения этого риска. И единственный метод, позволяющий минимизировать риски, - опора при планировании операторского бизнеса на услуги, а не на технологии: "Нужно знать своего абонента и исследовать не только его текущие потребности, но и думать о том, что он потребует завтра, послезавтра... Если использовать такой подход, то, возможно, мы не будем делать инвестиции, которые приведут к тому, что через пять лет мы поймем, что все оборудование надо выбросить и поставить другое.

Есть еще один очень важный момент при переходе к сетям нового поколения: новые услуги требуют изменений алгоритмов деятельности самой операторской компании. Но этого сейчас не делает ни один оператор. Мы продолжаем говорить о технологиях, в лучшем случае - о контенте. А все внутренние процедуры остаются прежними".

Алексей Рымов, заместитель директора "Комстар-UTS"

Позволю себе замолвить слово о технологиях. Если раньше были "железно связаны сервисы и технологии (например, телеграф и телефон - абсолютно разные ус
луги, абсолютно разные технологии), то сейчас мультисервисная сеть должна на единой технологической и аппаратной базе предоставлять практически неограниченное количество услуг. Вот от этого и следует отталкиваться, говоря о рисках, о защите инвестиций. Сети нового поколения -это именно комплекс сервисообразую-щих платформ. И наш подход состоит в том, чтобы развивать такие базовые технологии, которые позволят над этим базисом делать практически любые надстройки. Сейчас крупные корпоративные клиенты заказывают доступ с гигабитными скоростями. И мы обязаны обеспечить не только эту скорость, но и соответствующее качество сервисов. К сожалению, все производители в этом смысле не идеальны. То есть ни у одного из них нет идеальной линейки продуктов. Поэтому "зоопарк" неизбежен.

"Комстар" выработал корпоративные требования к оборудованию. И мы проводим довольно глубокое тестирование оборудования именно на соответствие этим требованиям. И этот подход позволяет нам закупать именно то оборудование, которое совместимо со всеми системами, которые уже работают в нашей сети.

Ольга Макарова, руководитель департамента управления продуктами компании "Синтерра"


В связи с этим нам необходимы прежде всего те технологии, которые позволяют обеспечивать быстрый доступ. Первая заповедь оператора - быстро подключать клиента.

необходимо такое оборудование, которое максимально совместимо с уже имеющейся инфраструктурой и дает клиенту возможность получать полный спектр услуг связи. Получать быстро, получать легко. И третий момент. У каждого корпоративного клиента есть свои предпочтения: один поставил себе АТС известного производителя, другой предпочитает производителя другой марки. Но для обеспечения достаточно высокого качества обслуживания необходимо двигаться к общим и унифицированным стандартам, которые поддерживали бы все производители.

Теперь о массовом (частном) клиенте. Чего он хочет? Доступа - и фиксированного, и беспроводного, и мобильного. И, естественно, телевидения. Потребитель готов платить за интерактивные сервисы (пока они в зачаточном состоянии) и за "видео по запросу".

Александр Хенкин, генеральный директор компании "2КОМ"

Компания "2КОМ" - небольшой оператор связи, работающий на рынке домашних сетей в локальном масштабе (на юго-западе Москвы), оператор масштаба 20 тыс. абонентов. И у нас есть конкретные технологические проблемы, которые мы сегодня не можем решить.

Таких операторов, как "2КОМ" в России - десятки, а может быть, и сотни. Это - реально широкополосные и мультисервисные сети, предоставляющие услуги массовому рынку, прежде всего физическим лицам и малому бизнесу. ARPU с одного "домашнего" клиента находится в интервале $15-25. Больше сегодня частный клиент не готов платить. Малый бизнес может приносить $100-150. Это та сумма, которую небольшие организации готовы отдавать за дополнительные сервисы и услуги.

Что сегодня наиболее востребовано в этом сегменте? В частном секторе, прежде всего, Интернет. И во вторую очередь - телевидение, которое уже достаточно широко востребовано.

Мы сегодня в состоянии за разумные деньги с окупаемостью только за счет услуг предоставления доступа к Интернету строить сети, которые могут пропускать 20-40 телевизионных каналов. Нам это нужно для удержания клиента. Мы даже готовы не зарабатывать на телевидении. Но...

Оказалось, что технологии, которые предлагают сейчас на рынке, рассчитаны на 100 тыс. абонентов и выше. И соответственно стоят миллионы долларов. А вот решений до 20 тыс. абонентов, из которых услугами IPTV будут пользоваться 5 тыс., практически нет. Я уже не говорю о решениях для платного телевидения с системами разграничения доступа. Там сразу объявляется сумма в миллион с лицензией на 50 тыс. пользователей. Не можем мы себе такого позволить.

Но ведь есть рынок небольших операторов. Мы готовы покупать, готовы платить. Но разумные деньги за системы нужного нам масштаба и функциональности.

Редакция благодарит директора по развитию "АМТ Груп" Александра Косарева за предоставленные аналитические материалы по тенденциям развития широкополосных мультисер-висных сетей в России.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2006
Посещений: 6265

  Автор

Алексей Рымов

Алексей Рымов

Заместитель директора "Комстар-UTS"

Всего статей:  1

  Автор

Ольга Макарова

Ольга Макарова

Руководитель департамента управления продуктами компании "Синтерра"

Всего статей:  1

  Автор

Александр Хенкин

Александр Хенкин

Генеральный директор компании "2КОМ"

Всего статей:  3

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций