Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

На пороге изменений

Виталий Езопов, генеральный директор компании "Мастертел", член совета директоров холдинга "Прайм Бизнес Групп"

- Какие основные тенденции рынка связи, наблюдавшиеся в 2009 г., Вы можете отметить?

- Стремительно эволюционировав за последние несколько лет и преодолев пиковый рубеж в своем развитии, российский рынок телекоммуникаций претерпел множество метаморфоз. Изменения, которым он подвергся, соответствуют общемировым трендам в отрасли связи. На данный момент сегмент рынка телекоммуникаций развивается в том же направлении.

2009 год стал для всех серьезным испытанием: сложная экономическая ситуация, безусловно, повлияла на развитие телекоммуникационной отрасли, и в индустрии связи наблюдалась незначительная рецессия. Если в докризисный период темпы роста объемов услуг связи составляли в среднем 22% в год, то в прошлом году прирост составил 19%, что не так плохо в кризисный период.

В большинстве своем операторы связи значительно сократили расходы на модернизацию и расширение существующей инфраструктуры, стараясь при этом получить максимальную прибыль от уже построенных сетей. Абоненты также стремились сэкономить на услугах связи, в основном - за счет сокращения объема получаемых услуг. В результате отпала необходимость в расширении, поскольку сокращение объема заказов позволило существующей сети без особых сложностей справляться с объемом трафика.
Сокращение потенциального рынка сбыта подтолкнуло многих производителей к осознанию важности повышения рентабельности бизнеса за счет сокращения издержек, особенно в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и фонда оплаты труда. А также в сфере консолидации усилий по развитию новых продуктов, например в области 4G.

- Каков, на Ваш взгляд, рецепт успеха оператора связи в сложившейся экономической ситуации и в условиях роста конкуренции?

-  Сейчас глобальная телекоммуникационная индустрия стоит на пороге значительных изменений. На данный момент трудно определить, какую отрасль стоить развивать более интенсивно. И противоречивый опыт европейских операторов не в состоянии дать однозначного ответа. Поэтому российский рынок телекоммуникаций пытается пока развиваться сразу по нескольким направлениям, стремясь максимально сократить издержки и повысить доходы.

Рынок услуг связи по мере нарастания конкуренции в нем неизбежно движется от монополии традиционных операторов к олигополии крупных холдингов и групп. Процесс консолидации обусловлен введением более жестких регулятивных мер, общим снижением рентабельности традиционных услуг связи и увеличением инновационной составляющей бизнеса, что, в свою очередь, требует дополнительных инвестиций.

Конкурентная позиция оператора внутри каждого рынка будет определяющей. Лучше иметь меньше рынков, но с более сильной конкурентной позицией, то есть занимать лидирующее положение, чем присутствовать на большом количестве рынков, но при этом оставаться на второстепенных ролях. Извлечь эффект масштаба от вторичных позиций на рынке будет гораздо сложнее.

- За счет чего будет развиваться бизнес операторов связи в 2010 году? Какие услуги следует внедрять/расширять, чтобы сохранить свои позиции?

- Дальнейшее развитие телекоммуникационной отрасли подразумевает, прежде всего, расширение спектра услуг связи. Необходимо максимально задействовать использование имеющихся ресурсов: сетевой инфраструктуры, инженерного состава. А также оказывать всевозможные услуги аутсорсинга, например предоставление в аренду кабельных каналов, каналов передачи данных, серверных площадок, использование кадровых инженеров для осуществления работ в качестве субподрядчика.

Стоит упомянуть и о стремительно развивающихся современных сервисах с использованием существующей сети, например о услугах Triple Play. Для операторов фиксированной связи это редкий шанс перехватить инициативу у мобильных операторов на рынке частных клиентов. В условиях постоянно "сжимающегося" рынка фиксированной связи Triple Play дает операторам возможность выйти на новые для них рынки, связанные с функциями предоставления контента. Еще этот сервис открывает универсальный доступ к полному набору услуг и соответственно гарантирует реальный доход вне зависимости от того, какие из предлагаемых услуг потребляет клиент.

Что касается стандарта 3G, то наконец и он получил перспективу полноценного развития.

Параллельно идет активная разработка и 4G, состав которого до конца пока не определен. Его конкурентным преимуществом будет возможность предоставления беспроводного доступа на скоростях свыше 100 Мбит/с.

Конечно, представляется более целесообразным сразу внедрить инновационный стандарт 4G, поскольку к тому моменту, когда в России перестроят всю сеть на 3G, этот формат окажется для многих уже пройденным этапом.

Как будет идти дальнейшее развитие телекоммуникаций, предсказать трудно. Слишком много сегодня сложностей, поэтому многие компании не спешат с внедрением новых технологий, опасаясь их вероятной нерентабельности. Впрочем, рост рынка телекоммуникаций хоть и замедлился, но не прекратился. А это значит, что уже в самом ближайшем будущем мы надеемся увидеть новые идеи и технологии.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 4186

  Автор

Езопов Виталий Викторович

Езопов Виталий Викторович

Генеральный директор компании "Мастертел"

Всего статей:  8

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций