В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Продолжено рассмотрение новых подходов к обеспечению ЭМС для перспективных технологий IMT. Описаны решения такого рода для UMTS и LTE, которые базируются на агрегировании спектра, применении ретрансляционных узлов и специальном алгоритме регулировки мощности в абонентском терминале.
Consideration of new approaches to providing EMS for IMT technologies is continued. Solutions for UMTS and LTE which are based on aggregation of range, application of relaying nodes and special algorithm of power control in user equipment are described.
Как отмечалось ранее, для сетей с современными радиоинтерфейсами UMTS и LTE необходимо искать новые (нестандартные) методы и подходы к обеспечению их электромагнитной совместимости с другими радиосредствами в выделенных полосах частот. Объективной базой для применения этих подходов являются новые технические решения, которые были заложены в технологиях IMT. К ним можно отнести агрегированное использование нескольких несущих частот DC/DB (Dual Carrier/Dual Band) в UMTS, объединение нескольких полос радиочастот в один агрегированный радиоканал, а также процедуры ретрансляции в сотах сетей LTE-Advanced. Ниже рассматриваются несколько сценариев обеспечения ЭМС сетей UMTS и LTE на базе этих решений [1].
Предлагаемое специальное нетрадиционное частотное планирование для сетей UMTS описано в [2, 3], базируется на возможности технологии агрегировать несколько несущих частот DC/DB [4] и позволяет за счет соответствующего планирования их по секторам избежать ограничения по ЭМС в определенных проблемных направлениях в пространстве. А исходной предпосылкой являются приведенные ранее выводы о возможности повышения скорости передачи данных за счет снижения помех от смежных сот и обеспечения ЭМС за счет "псевдосотовой" структуры сети UMTS.
Суть такого планирования иллюстрируется на рис. 25, где показано, что в каждом секторе сети при DC/DB используются две частоты: своя отдельная для сектора частота (F2, F3 и F4) – подобно GSM с повтором, и общая для трех секторов частота F1 [3].
Причем на отдельных частотах F2, F3 и F4 обеспечивается полное покрытие соты, при котором из-за различия частот в смежных сотах их помеховое воздействие на границах отсутствует. На общей частоте F1 обеспечивается покрытие лишь в ближней и средней зонах соты, не достигая приграничных областей, что исключает влияние на соседние соты. Это может достигаться за счет уменьшенной мощности передатчика базовой станции, наклона антенн и других мер. Учитывая эту особенность, в качестве такой частоты (номинала) может быть отобрана самая "битая" (плохая по ЭМС) частота. Следует заметить, что на этой общей частоте реализуются такие необходимые процедуры, как макроразнесение и мягкие хэндоверы.
Описанное решение позволяет комбинировать частоты так, чтобы в направлениях излучения, проблемных по ЭМС, планировались наименее подверженные этим проблемам несущие частоты, т.е. обеспечивалась возможность использования всего выделенного радиочастотного ресурса, включая и так называемые "битые" (ограниченные по ЭМС) частотные каналы. Для агрегирования в UMTS в районе 1 МСЭ определены два частотных диапазона – 900 и 2100 МГц. Эти диапазоны и определяют те пространственные направления секторов сотовой сети, в которых нельзя использовать частоты по условиям ЭМС. Так, для несущих частот из диапазона 900 МГц проблемными будут направления секторов в сторону размещения средств радионавигации и посадки (ВРНС), а для частот из диапазона 2100 МГц – в сторону размещения РЭС специального назначения. Средства ВРНС размещаются главным образом в районах аэродромов и привязаны, как правило, к определенным направлениям в пространстве (направлениям коридоров посадки самолетов). На рис. 26 показан типовой сценарий, где планирование некоторых несущих частот в отдельных направлениях секторов невозможно по условиям ЭМС.
Следует особо подчеркнуть, что при традиционном планировании в каждом секторе доступны четыре несущие частоты (4DC/DB-HSPA+), в то время как при предложенном методе планирования используются лишь две частоты (2DC/DB-HSPA+), поскольку в имеющемся сегодня частотном ресурсе для UMTS их больше нет. Несмотря на это, в ходе исследований выявлено, что суммарная скорость передачи данных во втором случае даже выше, что отражает эффект от минимизации внутрисистемных помех от смежных сот и показывает, насколько нежелательны такие помехи и насколько важно принимать меры для их снижения в сетях UMTS.
Сегодня сети LTE с частотным дуплексом испытывают проблемы по ЭМС главным образом в двух диапазонах частот – 800 и 2600 МГц. Эти проблемы связаны с функционированием в данных диапазонах РЭС других радиослужб, как схематично показано на рис. 27.
Так, в полосах радиочастот диапазона 800 МГц базовые станции сетей LTE могут создавать существенные помехи бортовым и наземным средствам воздушных радионавигационных систем (ВРНС), а абонентские терминалы сетей LTE – бортовым и наземным средствам управления воздушным движением (УВД). В полосах радиочастот диапазона 2600 МГц имеет место взаимное влияние сетей LTE и средств наземного телевизионного вещания MMDS, средств беспроводного доступа WiMAX и РЭС других радиослужб. Не вдаваясь в детали помехового влияния перечисленных радиосредств, логично выделить характерные типовые сценарии, в которых отдельные полосы радиочастот будут для сетей LTE недоступными или частично доступными. Несколько таких возможных сценариев показано в табл. 10. Зеленым цветом в этой таблице обозначены доступные полосы, розовым – недоступные полосы радиочастот.
В сценариях 1–3 парная полоса частот одного из диапазонов доступна, полоса из другого диапазона недоступна или доступна частично, что соответствует возможности одного направления передачи – Downlink или Uplink. В сценарии 4 в полосе частот каждого из диапазонов доступно только одно направление передачи.
Решение перечисленных проблем по электромагнитной совместимости для сетей LTE наряду с конверсией спектра возможно и за счет строгого выполнения условий ЭМС при существующей загрузке используемых полос радиочастот.
Базой для применения новых подходов к обеспечению условий ЭМС могут служить технические решения, заложенные в технологии LTE: агрегирование нескольких полос радиочастот в одном радиоканале и процедура ретрансляции в сотах сетей LTE-Advanced. Процедура агрегирования спектра в LTE-Advanced подробно описана в [5, 6] и позволяет объединять отдельные фрагменты радиочастотного спектра как из общей полосы, так и из разных полос или диапазонов частот (для рассматриваемого случая – это диапазоны 800 и 2600 МГц). Стандартизованная процедура ретрансляции (Relaying) в сотах осуществляется с помощью специальных ретрансляционных узлов RN (Relay Node) двух типов – прозрачных RN и непрозрачных RN (см. рис. 28) [7].
Эти узлы могут обеспечивать разделение передачи данных и команд управления, создавать фактически свою собственную соту, выполняя функции базовой станции eNodeB и не требуя специальной привязки к опорной сети. Важным для рассматриваемого случая является то, что организация соединений между eNodeB-Relay и Relay-UE может осуществляться как в общей (In-band), так в разных (Out-band) полосах (диапазонах) радиочастот.
На рис. 29–31 показаны несколько предлагаемых решений по обеспечению условий ЭМС сетей LTE с РЭС других радиослужб для выделенных ранее типовых сценариев доступности полос радиочастот (см. табл. 10). Эти решения не являются законченными и однозначными, они дают лишь общий рецепт для обеспечения ЭМС в конкретных условиях, дополняя традиционные подходы.
Так, решение 1 на рис. 29 соответствует сценарию, когда полоса А (диапазон радиочастот 2600 МГц) имеет ограничения по излучаемой мощности на всей территории, а полоса В (диапазон 800 МГц) недоступна только в зоне аэродрома. Решение базируется на применении ретрансляционных узлов RN и излучении базовых станций посредством узконаправленных пространственных лучей (Beamform-ing). В результате этого в направлении на аэродром излучение в полосе В не осуществляется, а излучение ретрансляционных узлов в полосе А осуществляется с пониженной мощностью, что соответствует исходным условиям. Решение 2 соответствует сценарию, когда недоступна только полоса В (диапазон 800 МГц) в районе аэродрома, оно базируется на агрегированном использовании обеих полос радиочастот, но в секторах с разной пространственной ориентацией. Направление секторов с полосой В выбирается так, чтобы исключалось излучение в сторону аэродрома.
На рис. 30 показаны решения для двух сценариев: сценарий слева – в зоне аэродрома наложен запрет на излучение абонентского терминала в полосе радиочастот диапазона 800 МГц, сценарий справа – полоса радиочастот в диапазоне 800 МГц является недоступной. Первому сценарию соответствуют решения 3 и 4. Оба эти решения базируются на агрегированном использовании обеих полос радиочастот, но решение 3 – с асимметрией, а решение 4 – с ретрансляционными узлами. Асимметрия означает, что в направлении Downlink используются обе полосы радиочастот, а в направлении Uplink – только полоса диапазона 2600 МГц. Применение ретрансляционных узлов позволяет снизить мощность излучения АТ в непосредственной близости с аэродромом, т.е. в запретной зоне.
Второму сценарию соответствует решение 5, которое базируется на агрегировании обеих полос радиочастот, но с ограничением мощности излучения в полосе диапазона 800 МГц в направлении на аэродром.
Решение, которое показано на рис. 31, совсем не традиционно и учитывает работу внутренних алгоритмов радиоинтерфейса LTE. Поиск такого решения необходим для сценария, когда существует запрет на излучение абонентского терминала (АТ) в зоне аэродрома, а именно, исключается возможность его облуживания в полосе радиочастот диапазона 800 МГц на удалении, меньшем некоторого координационного расстояния.
При поиске решения была сделана попытка использовать возможности регулировки мощности передачи в АТ. В абонентском терминале LTE применяется так называемая фракционная (парциальная) регулировка мощности. Как показано на рис. 31, общий алгоритм регулировки таков: для передачи выбирается меньшее из двух значений – значение максимальной мощности терминала Рmax и рассчитанное по определенному правилу значение мощности Рt. Формула для расчета мощности Рt приведена на рис. 31 [8].
Видим, что мощность Рt складывается из некоторой базовой компоненты Р0+αL, выделенной полосы частот для передачи АТ, выраженной количеством ресурсных блоков NUL, и некоторой динамической поправки, которую может вносить базовая станция при назначении радиоресурсов абонентскому терминалу, в рассматриваемой задаче ею можно пренебречь. С учетом последнего замечания выражение для Рt можно упрощенно представить в виде
Pt ≈P0 + αL + 10 log NUL. (10)
Количество выделенного частотного ресурса для одного абонентского терминала (NUL) в канале с шириной 5 МГц меняется лишь в ограниченных пределах, и его можно считать практически постоянным. В итоге рассчитываемая мощность передачи абонентским терминалом будет зависеть главным образом от базового уровня мощности Р0, который устанавливается одинаковым для всех сот сети, и уровня мощности, предназначенного для компенсации потерь на трассе распространения сигнала – αL в выражении (10), где L – измеренные потери на трассе; α – параметр компенсации потерь, задаваемый долей потерь, которую требуется скомпенсировать. Стандартизованными значениями этого параметра являются 0; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9; 1 [8], причем на практике применяются значения α = 0,6 и α = 0,8
Учитывая такой алгоритм регулирования мощности передачи АТ, можно найти и требуемое значение параметра α, которое ограничивало бы зону его обслуживания на величину координационного расстояния. Это расстояние выражено в (12) в виде ограничения мощности Δ, т.е.
Pt< Pmax- Δ, (11)
и тогда
Искомые значения α, найденные в соответствии с выражением (12), при разных радиусах соты (от 1 до 5 км) и требуемых ограничениях мощности абонентского терминала Δ на 3 дБ и 5 дБ приведены в табл. 11, где в скобках показаны стандартизованные значения.
При расчетах принималось, что максимальная мощность излучения абонентских терминалов Рmax = 23 дБм, базовая мощность Р0 = - 50 дБм (в соответствии со стандартом) и количество выделенных одному абонентскому терминалу ресурсных блоков NUL = 3. Видим, что для обеспечения ЭМС за счет запрета обслуживания АТ на удалении от аэродрома 1 км и 2 км задаваемые значения параметра α лежат в пределах стандартизованных значений α = 0,4 и α = 0,5.
Применение того или иного из описанных решений может позволить эффективно справиться с проблемами по ЭМС, возникающими при строительстве сетей LTE в некоторых конкретных условиях.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2017
Посещений: 4077
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций